Применение креативных творческих заданий на занятиях по введению в экономику бакалавров-экономистов первого курса обучения

Авторы: Павлова Екатерина Сергеевна, Махова Анна Владимировна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 34-37

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (14), сентябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Павлова Е. С., Махова А. В. Применение креативных творческих заданий на занятиях по введению в экономику бакалавров-экономистов первого курса обучения // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С.34-37.

Аннотация: В данной статье приводятся разработки  креативных заданий при изучении экономики на младших курсах обучения в ВУЗе. Очень важно чтобы количество и качество творческих заданий было разнообразным и доступным. Необычные и увлекательные задания будут способствовать творческому подходу к их решению. Ещё одно достоинство многих креативных заданий заключается в том, что при их решении у студентов часто возникает необходимость менять ход мыслей на обратный. Творческие задания способствуют формированию гибкости ума, с помощью таких заданий формируются способности решения не только стандартных задач, но и нестандартных жизненных и экономических ситуаций. 

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Перед педагогами встает задача: «Теоретическое осмысление педагогических средств, которые обеспечат высокий уровень развития креативных способностей студентов на уроках экономики». Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Под творческими (креативными) способностями студентов понимают не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.

Основными показателями сформированности творческих способностей являются:

  1. Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
  2. Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
  3. Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
  4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Отследить показатели сформированности творческих способностей, учащихся можно на уроках экономики. Логика построения уроков творчества будет обусловлена целью сделать процесс обучения развивающим.

Структура креативного урока по применению творческих заданий существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, которые реализуют цели урока, а также подходят целям креативного образования в целом. Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения развивающим. Такой вид обучения оказывает влияние на развитие, а также формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся.

Примером самостоятельной работы для учащихся может стать решение ребусов за ограниченное время по исследуемой теме. Использование экономических ребусов будет направлено на развитие познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии. На семинарах по  экономике решение ребусов имеет творческий характер. Их можно использовать на разных этапах семинара: в начале, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Это удобно и для преподавателя, и для студентов – разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся. Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

Экономический ребус

Экономический ребус

Экономический ребус

Экономический ребус

Рис. 1. Экономические ребусы

Для проверки текущего контроля знаний и повышения эффективности урока можно использовать блиц-опрос. Он даёт возможность оценить всех студентов, присутствующих на занятии. Кроме того, «блиц-опрос» способствует развитию устной речи отвечающего, ускорению мыслительного процесса, развитию способности к системному мышлению и анализу, а также закреплению знаний у всех студентов одновременно. К примеру, можно провести блиц-опрос в виде игры.

Конкурс-игра «Блиц-опрос».

  1. В какой цвет «окрашена» наивысшая цена, которую можно дать за что-то? (Красная цена)
  2. Он финансовый факир, в банке встретит вас… (Банкир)
  3. Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блошиный рынок)
  4. Что рождает спрос? (Предложение)
  5. Кто согласно пословице, платит дважды? (Скупой)
  6. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (Чипсы)
  7. Электронный посредник для связи с миром цифр? (Калькулятор)
  8. «Сникерс» по отношению к «Баунти» ‑ это… Кто? (Конкурент)
  9. «Экономическая» порода собак – это… Какая? (Такса, ведь это еще и установленная расценка)
  10. Страна «банкир» всего мира? (Швейцария)
  11. Способ получить скидку – это... Что? (Торг)
  12. Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер)
  13. Что нужно знать для того, чтобы купить товар? (Цену)
  14. Кирпичик золота – это… Что? (Слиток)

Как еще один вид проверки знаний, можно предложить студентам определить экономические понятия, которые можно получить, переставив буквы. Это задание поможет им более внимательно подойти к изучению терминов по данной теме.

  1. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок. Ответ: рынок.
  2. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок. Ответ: реклама.
  3. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т. д. Ответ: ассортимент.
  4. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам. Ответ: договор.
  5. Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям. Ответ: сертификат.
  6. Твора = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. Ответ: товар.

Результатом применения этих заданий в учебном процессе будут развиваться такие полезные качества как внимательность, находчивость, изобретательность. Например, задания с ребусами помогут быстро, легко и с удовольствием освоить новый материал, помогут студентам развить внимательность и усидчивость. Как правило, задания с ребусами интересно иллюстрированы и оформлены яркими картинками, которые увлекают собой ребят. Можно также предложить студентам самостоятельно составить несколько экономических ребусов, это разовьет навыки поиска информации, творчества и их интеллектуальные способности. Такое задание как блиц-опрос поможет развить такое качество быстрота, способность быстро найти правильный вариант ответа. Также является быстрым способом проверки ранее изученного материала. Составление ответа из разных слов будет являться хорошей проверкой находчивости и креативности студентов, умения их быстро составить правильный ответ.

Применение креативных заданий положительно сказывается на уменьшении перегрузки студентов при умелой организации лекционных занятий. На уроках с применением творческих заданий более основательно излагается содержание программного материала, повышается научно-теоретический уровень его изложения, достигается более полное усвоение его непосредственно во время уроков. Так же могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких преподавателей. Следовательно, применение таких заданий в процессе обучения даёт положительный результат.

Список литературы

  1. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов педагогического вуза специальность экономика : учеб. пособие. М., 2015.
  2. Гаджиев Г. М., Биланов М. К., Салматов Д. А. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя : учеб. пособие. M., 2013. 156 с.
  3. Евплова Е. В. Блиц-игры или как сделать учебный процесс интересным // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 11. C. 84-87.
  4. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе. Концепт, 2015. 100 с.
  5. Макарушина Е. Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 126.

 

Материал поступил в редакцию 21.09.2017
© Махова А. В., Павлова Е. С, 2017