Субъекты и институты социализации и профилактики девиантного поведения среди молодого поколения

Авторы: Бидова Бэла Бертовна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 60-63

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (14), сентябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Бидова Б. Б. Субъекты и институты социализации и профилактики девиантного поведения среди молодого поколения // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 60-63.

Аннотация: В статье продемонстрирована значимость молодежной субкультуры, представлена оценка семьи как основного инструмента предупреждения поведенческих девиаций, учебных учреждений как сферы предотвращения поведенческих девиаций среди обучающихся, досуга как места поведенческой независимости и области повышенного риска развития ненормативного поведения. В работе продемонстрировано, что суть и особенность молодежной субкультуры предопределяется едиными закономерностями саморазвития культур, инновационным потенциалом субкультуры, ее активным изменением, ориентацией на перспективу, а кроме того, компенсационной натурой субкультуры.

Создание теоретико-методических основ и усовершенствование преподавательских инструментов предотвращения и исправления поведенческих девиаций среди обучающегося молодого поколения обретает огромную значимость в нынешних обстоятельствах. Быстрое распространение ненормативной активности и аддиктивных типов поведения среди молодого поколения разрушает физиологическое и психологическое здоровье следующих поколений, а также является огромной угрозой для безопасности государства. Число разновидностей поведенческих девиаций значительно увеличилось за минувшие 20 лет.

Огромную тревогу вселяет увеличение аддиктивных методов самовыражения и образов жизни молодого поколения, губительно действующих на состояние здоровья и нервную систему молодежи.

К явным химическим аддикциям (пьянство, потребление наркотиков) на сегодняшний день добавился беспрерывно растущий перечень социокультурных отклонений и аддикций: лудомания, интернет-зависимость и прочее. Социальная важность вопроса предупреждения и исправления поведенческих девиаций обуславливается теми долговременными социальными и индивидуальными последствиями такого образа жизни, который устраняет из социума самую здоровую часть граждан, мешает интеграции молодежи в социум и неминуемо сопровождается биогенетической и общественной деградацией индивида.

Проводимые правительством мероприятия и профилактика не гарантируют сокращения общественных патологий. Помимо этого, сохранение неблагоприятных трендов в общественной, финансовой и духовной областях социума дает возможность сделать негативный прогноз об увеличении общественных и индивидуальных девиаций в будущем. Представители госорганов, работающие в данной сфере, считают, что масштабность, распространение и усугубление подобных явлений представляют огромную угрозу для безопасности государства [1, с. 42].

Молодежная субкультура играет значимую роль, сопряженную с изменением культуры, поддержанием социально-культурной преемственности, социокультурной и этнокультурной идентичности, общественной и общественно-психологической интеграции и индивидуализации. Тем не менее, общественная интеграция и индивидуализация зачастую проходит в виде остроконфликтного противоборства. Энергия индивидуального развития формируется в «поле» напряжения несовместимых мотиваций и стремлений индивида: интеграция – дифференциация, социализация – индивидуализация, самостоятельная регуляция – соблюдение общепризнанных норм. На одном полюсе находится желание слиться с группой, а также отсутствие свободы и боязнь потерять свое «я»; на другом полюсе находится независимость, порождающая боязнь ответственности и одиночества [2, с. 60].

Непостоянность нынешнего социума усложняет задачу интеграции для молодого поколения, следовательно, субкультура делается вспомогательным местом социализации и самореализации индивида. Исключению молодых людей из общества сопутствует эскапизм, уход от реальности и добровольная маргинализация, выражающаяся в виде ненормативной активности (делинквентной либо преступной девиации), выглядящей как протест [3, с. 2439].

Итоги проведенных исследований подтверждают: дети при выборе собственного индивидуального мнения об определенных видах аддиктивного поведения учитывают не только суждения референтной группы, но и родительские поведенческие модели, используемые ими в аналогичных ситуациях. Следовательно, родственники не только формируют запас духовной стойкости, защищающей молодого человека в обществе, но и зачастую являются для него источником риска. Учитывая данный факт, работа с родственниками обучающихся, входящих в группу риска, обязана стать приоритетным направлением для образовательного учреждения. Проблема в том, что в предупредительной педагогике специальное место отводится такому явлению, как созависимость, которая значительно увеличивает пространство преподавательского воздействия, добавляя в него, помимо обучающегося индивида с поведенческими девиациями, и членов его семьи. В рамках предупредительной педагогики созависимость считается преподавательским ресурсом, правильное использование которого даст возможность уменьшить диапазон девиаций благодаря увеличению обоюдной ответственности отца с матерью и их детей за собственное будущее и благополучие близких.

Комплекс исследований поведенческих девиаций молодых людей продемонстрировал, что настоящей отдачи в области профилактики наркомании можно ждать лишь от многоступенчатых программ, ориентированных на зависимое поведение молодежи. Ключевой причиной низкой эффективности имеющихся программ профилактики эксперты считают рассогласование установок и взглядов у разных субъектов, входящих в реабилитационный процесс – специалистов, близких родственников, самих молодых людей. Пренебрегая образовательной сферой как субъективно важной, учащиеся в роли альтернативы зачастую выбирают такое место для досуга, самовыражения и поиска популярности, как мир криминалитета – преступную субкультуру, где они обретают обширное пространство для работы и реальный шанс самоутвердиться и компенсировать негативную обстановку в семье, образовательном учреждении, области неформального общения [4, с. 67].

В рамках образовательного учреждения главным условием предотвращения поведенческих отклонений у обучающихся можно назвать разумно построенное культурно-образовательное пространство, которое с общественно-преподавательской точки зрения считается комплексом условий и перспектив для индивидуального развития, преднамеренно формируемых разными субъектами преподавательского процесса. Педагогические возможности субъектов, входящих в сферу образования, гарантируются расширением их ресурсов – преподавателей, специалиста по психологии, организатора внешкольной деятельности. Особенность и результативность обучения тут заключается в его опосредованном характере: воздействие осуществляется при помощи формирования благоприятной социальной, психологической и культурной среды, подключения индивида к разным типам социокультурной работы.

Социально-культурная работа улучшает процесс индивидуального развития, в фундаменте которого находится непростая и двойственная взаимосвязь 2-х тенденций: социализации и индивидуализации. Социализация представляет собой метод «ролевой интеграции» индивида в единое социальное пространство; индивидуализация обеспечивается возможностью реализации собственного творческого потенциала в разных сферах деятельности и содействует осознанию определенности и своеобычия. Итогом социализации и индивидуализации становится индивид, совмещающий в себе добросовестность с инициативностью и творчеством, способный совершенствовать собственную индивидуальность и благополучно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Социально-культурная работа в области досуга содействует общественной интеграции индивида – с помощью расширения индивидуального существования во времени, интеграции себя в исторический контекст, многоплановой идентификации со своей страной, окружением, социумом, родной культурой и населением земли в целом. В общевоспитательных целях досуг будет уместно улучшить с помощью специальной организации работы обучающихся. Свободное времяпрепровождение, насыщенное ощущением независимости и самодеятельности, игрой и положительной символикой, способно превратиться в область личностно важного общения, где индивид будет по-настоящему заниматься самореализацией. Компенсационная сущность внеучебной социально-культурной работы дает возможность улучшить процедуру социализации и индивидуализации человека в рамках нормативных поведенческих установок, резко уменьшая этим вероятность появления поведенческих девиаций.

Список литературы

  1. Бидова Б. Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № Специальный выпуск 2. С. 40-46.
  2. Бидова Б. Б. Уголовное законодательство зарубежных государств и международные стандарты в сфере противодействия молодежному экстремизму // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2011. № 4. С. 60-61.
  3. Problems of counteraction to religious extremism in the Russian Federation / Bidova B. B., Sultanovna A. C., Eminovna G. E., Shakhidovich M. S., Mamutovich D. H. // The social sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № 10. С. 2439-2445.
  4. Бидова Б. Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. С. 66-68.

 

Материал поступил в редакцию 29.08.2017
© Бидова Б. Б., 2017