Применение QFD-анализа для кранов общетехнического пользования

Авторы: Федулов Денис Викторович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 19-23

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Федулов Д. В. Применение QFD-анализа для кранов общетехнического пользования // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 19-23.

Аннотация: В целях повышения уровня качества крана КС 55713-1К-1 был применен QFD-анализ для выявления характеристик, увеличив уровень которых, кран сможет рассчитывать на возрастание интереса со стороны потребителей.

QFD-анализ необходим для поддержания уровня качества продукции и его повышения. Его суть заключается в построении матрицы «дома качества», в которой отображаются преобразования характеристик продукции, исходя из потребительских предпочтений [1].

В этой статье рассматривается планирование улучшения качества крана стрелового автомобильного КС-55713-1К-1 грузоподъемностью 25 тонн. Технология структурирования функции качества осуществляется в 8 этапов [2].

Этап 1 – Выяснение ожиданий потребителей (субтаблица 1, рис. 1).

Ожидания выяснялись путем опроса множества потенциальных потребителей. На его основе определяется, какие особенности необходимо иметь продукции, чтобы покупатели хотели ее приобрести. Для полученных ожиданий необходимо написать их весовые коэффициенты по пятибалльной шкале. Ожидания потребителя и показатели важности отображены в субтаблице 1.

Этап 2 – Определение конкурентного рейтинга продукции (субтаблица 2).

На этом этапе кран КС-55713-1К-1 будет сравниваться с краном КС-55744 с ОАО «Ивановец». При сопоставлении также применяется 5-бальная шкала. Результаты определения конкурентного рейтинга представлены в субтаблице 2.

Этап 3 – Установление целей проекта повышения качества (субтаблица 3).

На данном этапе требуется повысить уровень рейтинга удовлетворения ожиданий потребителей по отношению к показателям для конкурента [3]. Поэтому, необходимо найти целевые значения для всех ожиданий потребителя. Они будут отображены в субтаблице 3. У тех характеристик, которым не требуется улучшение значения остаются прежними. Остальные ожидания потребителей необходимо повысить до предложенных целевых значений.

На основании полученных целевых значений должны быть вычислены показатели степени улучшения качества по каждой из характеристик продукции, которые находятся по формуле (1):

Показатели степени улучшения качества продукции                       (1)

где СУ – степень улучшения, ЦЗ – целевое значение, ОП – оценка продукции [4].

После необходимо посчитать весомость всех ожиданий потребителя. Ее вычисляют по формуле (2):

Весомость ожиданий потребителя                (2)

где  – важность ожидания потребителя.

Результаты подсчетов весомости всех ожиданий потребителя заносятся в третий столбец субтаблицы 3. В строке под этим столбцом необходимо посчитать сумму значений всех весомостей.

В четвертый столбец этой же таблицы вносятся значения весомостей всех ожиданий потребителя [5], выраженных в процентах, принимая сумму значений всех весомостей за 100 %. После заполнения четвертого столбца сумма всех его значений должна быть равна 100 процентам.

Этап 4 – Разработка и определение инженерных характеристик (субтаблица 4).

После представления и оценки всех ожиданий потребителя следует решить, как воплотить их в жизнь. Было определено 6 технических характеристик крана стрелового автомобильного КС-55713-1К-1, которые связаны с интересами потребителей. Данный список характеристик поможет определить, за счет каких показателей продукции могут быть удовлетворены все ожидания потребителей [6]. Этот список представлен в субтаблице 4 рис. 1.

Этап 5 – Заполнение матрицы связей (субтаблица 5).

На этом этапе должна быть исследована сила зависимости ожиданий потребителя от инженерных характеристик. Для того чтобы это сделать, необходимо определить, как сильно данное потребительское требование зависит от той или иной характеристики продукции.

Если ячейка строки или столбца в субтаблице 5 является незаполненной, это значит, что связь между данной инженерной характеристикой продукции и соответствующем ожиданием потребителя отсутствует [7]. В остальных случаях на пересечениях тех ожиданий и характеристик, которые имеют какую-либо взаимосвязь, ставятся специальные символы, обозначающие силу взаимосвязи:

• – сильная связь,

○ – средняя связь,

◊ – слабая связь.

Сила взаимосвязи имеет выражение в цифровом виде. При сильной взаимосвязи этот коэффициент равен 9, при средней – 3, а при слабой – 1 [8].

Значимость взаимосвязи в цифровом виде каждой технической характеристики стрелового крана КС-55713-1К-1 должна быть отображена в тех же ячейках, что и сила взаимосвязи. Этот показатель считается по формуле (3):

Сила взаимосвязи           (3)

где ЗВ – значимость взаимосвязи, СВ – сила взаимосвязи, В – весомость, %.

Этап 6 – Определение взаимосвязи между техническими характеристиками продукции (субтаблица 6).

Сила взаимосвязи между техническими характеристиками отображается в ячейках треугольной матрицы связи, так называемой «крыше» [9]. Делается это с помощью символов, использованных при описании силы взаимосвязи в матрице связей. Результаты сравнения можно увидеть в субтаблице 6.

Этап 7 – Определение суммарной оценки и приоритетности технических характеристик (субтаблица 7).

В строке «Суммарная оценка» субтаблицы 7 необходимо посчитать и записать суммы цифровых значений показателей «значимость взаимосвязи» по каждому столбцу [10]. Далее все посчитанные значения в этой строке следует сложить и результат этой суммы записать в дополнительной ячейке субтаблицы 7, расположенной справа от строки «Суммарная оценка». С помощью этой суммы легко можно посчитать значения строки «Приоритетность», выразив все значения строки «Суммарная оценка» в процентах. После завершения подсчетов необходимо проверить, чтобы сумма всех значений приоритетности, расположенных во второй строке субтаблицы 7, была равна 100 %.

Этап 8 – Технический анализ (субтаблица 8).

На данном этапе в первой строке субтаблицы 8 следует проставить единицы измерений каждой технической характеристики [11]. После этого приводим значения характеристик «нашей» продукции и продукции конкурентов. И в последней строчке субтаблицы 8 снова считаем относительный показатель q, который поможет сопоставить характеристики двух кранов. При их сравнении оказалось, что кран стреловой автомобильный КС-55713-1К-1, построенный на АО «КАЗ», имеет одинаковую грузоподъемность и грузовой момент, что и кран КС-55744, выпускаемый на АО «Ивановец». Что касается «вылета стрелы», то «наша» продукция превосходит конкурента по этому показателю. Но, в таких компонентах как «расход топлива», «полная масса с основной стрелой» и «угол наклона стрелы» КС-55713-1К-1 уступает своему сопернику.

Дом качества

Рис. 1. «Дом качества», разработанный при планировании улучшения качества крана КС-55713-1К-1

В результате построения «домика качества» были выявлены те технические характеристики, повышение уровня которых должно быть в приоритете у производителя:

- расход топлива;
- угол наклона стрелы;
- полная масса с основной стрелой.

Повысив качество этих характеристик, продукция АО «Клинцовского автокранового завода», а именно кран стреловой автомобильный КС-55713-1К-1, сможет рассчитывать на повышение интереса со стороны потребителей.

Список литературы

  1. Пушкарный П. С. Обзор применения технологии «Дом Качества» в Корпорации Триол // Журнал «Триол». М., 2015. С. 2.
  2. Леонов О. А., Темасова Г. Н., Шкаруба Н. Ж. Экономика качества, стандартизации и сертификации // М.: ИНФРА-М, 2014. 118 с.
  3. Леонов О. А., Темасова Г. Н., Вергазова Ю. Г. Управление качеством // М. 2015.
  4. Леонов О. А., Темасова Г. Н. Экономика качества // Saarbrucken. 2015.
  5. Леонов О. А., Карпузов В. В., Шкаруба Н. Ж., Кисенков Н. Е. Метрология, стандартизация и сертификация // М.: Изд-во КолосС, 2009. 463 с.
  6. Леонов О. А. Качество сельскохозяйственной техники и контроль при ее производстве и ремонте // Тракторы и сельхозмашины. 2016. № 3. С. 12-13.
  7. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг // М.: Юрайт, 2001. 78 с.
  8. Бондарева Г. И. Построение современной системы качества на предприятиях технического сервиса // Сельский механизатор. 2017. № 8. С. 21-22.
  9. Леонов О. А., Вергазова Ю. Г. Средства и методы управления качеством // М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2017.
  10. Брагин Ю. В., Корольков В. Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей // М.: Изд: ННОУ, 2003.

 

Материал поступил в редакцию 21.09.2018
© Федулов Д. В., 2018