Школьная тревожность у девочек 11-12 лет с разными стадиями полового созревания

Авторы: Криволапчук Иван Игоревич, Макарова Людмила Викторовна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 45-49

Объём: 0,42

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Криволапчук И. И., Макарова Л. В. Школьная тревожность у девочек 11-12 лет с разными стадиями полового созревания // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 45-49.

Аннотация: Результаты исследования свидетельствуют о том, что у девочек-подростков 11-12 лет на начальных стадиях полового созревания наблюдается высокий уровень школьной тревожности на фоне повышенной активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Избыточно высокий уровень школьной тревожности и вегетативной активации может привести к снижению работоспособности и академической успеваемости, неблагоприятным изменениям функционального состояния организма. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке эффективных профилактических мероприятий, предназначенных для школьников подросткового возраста. 

Известно, что подростки одного паспортного возраста значительно отличаются друг от друга по морфологическим признакам, функциональным и психологическим особенностям [9, 11, 12]. Функциональное состояние (ФС) школьников-подростков в значительной мере опосредуются их личностными особенностями. Сегодня пристальное внимание исследователей подросткового возраста привлекает личностная тревожность, связанная с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения и негативных эмоций [1, 14]. По имеющимся данным подростковый возраст рассматривается как критический для переживания тревоги [6, 8]. Необходимо отметить, что особую группу риска представляют собой девочки-подростки, находящиеся на разных стадиях полового созревания. У данной категории школьниц зачастую наблюдаются повышенный уровень тревожности и выраженные неблагоприятные изменения ФС, отрицательно влияющие на здоровье, работоспособность и академическую успеваемость [5, 8, 12].

В контексте вышеизложенного вопрос об особенностях проявления различных симптомов тревожности у девочек-подростков одного календарного возраста, характеризующихся разными стадиями полового созревания, представляет особый интерес.

Цель исследования – выявить особенности проявления школьной тревожности у девочек 11-12 лет, характеризующихся разными стадиями полового созревания.

Методика

В исследовании приняли участие девочки 11-12 лет (n = 177), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Организация исследования соответствовала с требованиями Хельсинской декларации.

Степень полового созревания оценивали по методике, предложенной Д. В. Колесовым и Н. Б. Сельверовой. По совокупности вторичных признаков выделяли пять стадий полового созревания (СПС): I стадия – препубертатный этап; II стадия – этап активации гипофиза; III стадия – этап активации гонад; IV стадия – этап активного стероидогенеза; V стадия – завершение пубертата.

Для изучения школьной тревожности использовали опросник Филлипса [6]. Он включает 58 вопросов, предполагающих 2 варианта ответа («Да» или «Нет»). С помощью теста Филлипса оценивали 8 факторов (синдромов) тревожности: 1) общая тревожность; 2) переживание социального стресса; 3) фрустрация потребности в достижении успеха; 4) страх самовыражения; 5) страх ситуации проверки знаний; 6) страх несоответствия ожиданиям окружающих; 7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8) проблемы и страхи в отношении с учителями. При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали с ключом теста, т. к. они отражали тенденцию повышения тревожности.

Запись сердечного ритма проводили посредством автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое и диастолическое давление крови регистрировали в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК).

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Статистическую значимость различий определяли на основе использования параметрических и непараметрических критериев для несвязанных выборок. Различия считались статистически существенными при уровне значимости p < 0,05.

В обследуемой выборке девочек 11-12 лет были выявлены все пять СПС: I СПС – 10 (5,7 %); II – 46 (26,0 %); III – 53 (29,9 %); IV – 43 (24,3 %); V – 25 (14,1 %) человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение общей тревожности в школе выявило, что у девочек-подростков с разными стадиями полового созревания эмоциональное состояние, связанное с необходимостью включения в школьную жизнь, существенно отличается (табл. 1).

Таблица 1

Функциональное состояние девочек–подростков 11-12 лет с различными СПС 

Показатель

Стадии полового созревания

Статистическая значимость различий

I

II

III

IV

V

I-II

I-III

I-IV

I-V

II-III

II-IV

II-V

III-IV

III-IV

I-V

Тревожность по тесту Филлипса, баллы

Шкала 1

48,21±3,14
50,69±2,47
51,86±3,13
38,95±2,18
40,62±3,82

 

 

*

 

 

***

*

**

*

 

Шкала 2.

41,01±3,32
41,29±2,64
45,82±2,72
43,36±2,65

42,08±2,81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала 3.

33,08±3,21
36,28±2,03
41,03±1,85
34,52±2,61

30,53±2,80

 

*

 

 

 

 

 

*

**

 

Шкала 4.

54,94±4,15
56,07±3,23
55,83±3,95
55,79±3,12

56,93±3,97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала 5.

63,35±4,51
62,53±3,29
61,70±4,37
51,89±3,21

48,17±3,20

 

 

*

**

 

*

**

 

*

 

Шкала 6.

45,17±4,21
50,68±3,94
52,47±3,63
58,90±3,44

59,52±4,06

 

 

*

*

 

 

 

 

 

 

Шкала 7.

28,19±3,83
30,54±3,45
33,70±3,26
21,03±3,05

20,72±2,99

 

 

 

 

 

 

*

**

**

 

Шкала 8.

48,39±3,07
55,32±2,89
58,08±2,13
51,72±2,64

47,15±2,88

 

*

 

 

 

 

*

 

**

 

Вегетативная активация

ЧСС, уд/мин

85,66±2,21

83,57±1,71

84,59±1,47

81,52±1,67

80,07±1,98

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

ВИК, отн. ед.

0,18±0,03

0,17±0,01

0,15±0,01

0,07±0,01

0,05±0,02

 

 

***

*

***

 

***

***

***

 

Примечание: Шкала 1 – общая тревожность; Шкала 2 – переживание социального стресса; Шкала 3 –  фрустрация потребности в достижении успеха; Шкала 4 –  страх самовыражения; Шкала 5 – страх ситуации проверки знаний; Шкала 6 – страх несоответствия ожиданиям окружающих; Шкала 7 –  низкая физиологическая сопротивляемость; Шкала 8 – проблемы и страхи в отношении с учителями.
*, **, *** – статистическая значимость различий между СПС при p < 0,05, 0,01, 0,001 соответственно.

По шкале «общая тревожность» выявлены статистически существенные различия (p < 0,05–0,001) между девочками с I и IV, II и IV, II и V, III и IV, III и V стадиями биологической зрелости. Наиболее высокий уровень общей тревожности наблюдается на II и III стадиях, а относительно низкий – на IV и V стадиях (табл. 1).

По шкале «переживание социального стресса», характеризующей эмоциональное состояние школьниц, на фоне которого развиваются их социальные контакты, различия, обусловленные степенью биологической зрелости, не выявлены. Вместе с тем наиболее высокий уровень тревожности по данной шкале отмечался у школьниц с III стадией полового созревания.

Уровень тревожности по шкале «фрустрация потребности в достижении успеха», отражающей неблагоприятный эмоциональный фон, препятствующий удовлетворению потребности в успехе, нарастал от I к III стадии полового созревания, а затем к V стадии снижался. Статистически значимые (p < 0,05–0,01) различия обнаружены между I и III, III и IV, III и V полового созревания (табл. 1).

По шкале «страх самовыражения», различия, обусловленные темпами полового созревания, не выявлены. Негативное эмоциональные переживания, связанные с необходимостью представления себя другим и демонстрации своих возможностей, характеризуется относительной стабильностью по мере нарастания степени биологической зрелости (табл. 1).

Уровень тревожности по шкале «страх ситуации проверки знаний» снижается по мере нарастания стадии полового созревания. Выявлены статистически значимые различия (p < 0,05–0,01) между девочками с I и IV, I и V, II и IV, II и V, III и IV, III и V стадиями. Наиболее высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний наблюдается на I и II стадиях, а низкий – на IV и V стадиях (табл. 1).

Иная динамика отмечалась в отношении показателя тревожности по шкале «страх несоответствовать ожиданиям окружающих». Негативное эмоциональное переживание по поводу оценок, даваемых окружающими, более выражено у девочек на завершающих этапах полового созревания. Статистически значимые различия (p < 0,05) выявлены между школьницами с I и IV, I и V стадиями (табл. 1).

Анализ изменений тревожности по шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показал, что рассматриваемый показатель несколько увеличивается от I к III стадии, а затем значимо снижается к IV и V стадиям полового созревания. Различия (p < 0,05–0,01) обнаружены между девочками со II и III, III и IV, III и V стадиями (табл. 1).

Аналогичным образом изменяется уровень тревожности по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями»: от I к III стадии происходит увеличение, а затем к V стадии полового созревания снижение данного показателя. Значимые различия (p < 0,05–0,01) выявлены между девочками с I и V, II и V, III и V стадиями (табл. 1).

Таким образом, с увеличением стадии полового созревания у девочек-подростков наблюдается снижение степени выраженности таких синдромов тревожности, как «общая тревожность», «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх ситуации проверки знаний», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «проблемы и страхи в отношении с учителями». Исключение составляет увеличение показателя тревожности по шкале «страх несоответствия ожиданиям окружающих». В отношении шкал «переживание социального стресса» и «страх самовыражения» значимых изменений, обусловленных степенью половой зрелости, не выявлено.

Происходящая в подростковом возрасте выраженная перестройка психофизиологических функций отражается не только на личностных особенностях, но и на вегетативном тонусе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что девочки на завершающих этапах полового созревания характеризовались более низкими значениями ЧСС и ВИК по сравнению со сверстницами, находящимися на начальных стадиях. В отношении средних значений ВИК статистически существенные различия (p < 0,05-0,001) выявлены между девочками с I и IV, I и V, II и III, II и V, III и IV, III и V стадиями полового созревания, а ЧСС – с III и V стадиями (p < 0,05). Результаты исследования свидетельствуют о том, что школьницы 11-12 лет с IV и V СПС отличаются от девочек с I и II СПС смещением вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в состоянии покоя. Эти сведения совпадают с данными других авторов, выявивших сопряженность между степенью биологического развития подростков одного возраста нарастанием парасимпатических влияний [3, 7, 10, 11].

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у девочек–подростков 11-12 лет на начальных стадиях полового созревания наблюдается высокий уровень школьной тревожности. Сравнительный анализ показал, что по мере перехода от I–III к IV–V стадиям полового созревания отмечается общая тенденция уменьшения степени проявления большинства синдромов школьной тревожности, сопровождаемая сдвигом вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Повышенный уровень школьной тревожности на начальных стадиях полового созревания может привести к снижению работоспособности и академической успеваемости, неблагоприятным изменениям функционального состояния организма. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке эффективных профилактических мероприятий, предназначенных для школьников подросткового возраста.

Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 18-013-00649а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. №2. С. 34-38.
  2. Алимова И. Л. [и др.] Вегетативная дисфункция у детей и подростков / под ред. Л. В. Козловой. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 96 с.
  3. Детская спортивная медицина / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. 560 с.
  4. Калюжная Р. А. Школьная медицина. М.: Медицина, 1975. 392 с.
  5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2007. 992 с.
  6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. 248 с.
  7. Подростковая медицина. Руководство / Под. ред. Л. И. Левиной, А. М. Куликова. СПб: Питер, 2006. 544 с.
  8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  9. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. 432 с.
  10. Спивак Е. М., Нежкина Н. Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. Ярославль: Александр Рутман, 2009. 220 с.
  11. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Изд–во Московского психолого-социального института, 2010. 768 с.
  12. Berk L. E. Child Development. Published by Pearson, 2008, 816 pp.
  13. Bourquia A, Refass A, Tahiri S, Ouazzani M, Ksyer M, Chihab Eddine L. Arterial blood pressure in Moroccan children and adolescents // Ann Pediatr (Paris). 1991, vol. 38(8), pp. 576-583.
  14. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. NY, Springer, 2013, 486 p.

 

Материал поступил в редакцию 21.09.2018
© Криволапчук И. А., Макарова Л. В, 2018