Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли»

Авторы: Ющик Елена Владимировна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 33-37

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ющик Е. В. Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С.33-37.

Аннотация: В статье рассмотрены методы оценивания категорий «знать», «уметь», «владеть» при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-1 в рамках преподавания учебной дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» студентам бакалавриата рыбохозяйственного Вуза.

В связи с утверждением в 2017 г. правительством РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возникает необходимость в повышении уровня использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в экономике. Становится актуальной проблема наращиванию цифровых навыков студентов как будущих участников производственного процесса.

Во введенных в настоящее время федеральных государственных образовательные стандартах высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения по сравнению с предыдущими стандартами (ФГОС ВПО) для бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» поменялась структура компетенций.

При формировании основных образовательных программ и учебных планов бакалавриата все общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции «распределяются» между учебными дисциплинами (модулями).

К соответствующим учебной дисциплине общепрофессиональным компетенциям подбираются дескрипторы – операционализируемые признаки проявления компетенции. Дескрипторы содержат описание того, что должен знать, понимать и уметь студент по завершении изучения учебной дисциплины. Для студентов бакалавриата по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» для учебной дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» выбрана общепрофессиональная компетенция (ОПК-1): способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Для категорий знать, уметь, владеть  предлагается включать следующее описание планируемого результата, признаков проявления компетенций [1].

Категория «знать»:

Знает принципы построения, состав, назначение аппаратного и программного обеспечения компьютера, особенности их функционирования; принципы построения компьютерных сетей; организацию современных локальных и глобальных вычислительных сетей; перспективные направления развития в области сетей и сетевых технологий; методы кодирования и защиты данных; принципы разработки программ организации клиент-серверного взаимодействия.

Категория «уметь»:

Умеет использовать аппаратные и программные средства компьютера; работать с сетевым аппаратным и программным оборудованием; эффективно работать с браузерами, почтовыми клиентами; осуществлять эффективный поиск информации в сети Internet; публиковать информацию в сети Интернет.

Категория «владеть»:

Владеет основными методами работы в локальных и глобальной сетях; приёмами быстрого поиска информации в сети; основными навыками работы с различными службами Интернет; навыками использования облачных технологий.

Только после определения дескрипторов компетенции можно приступать к созданию контрольно-оценочных заданий, направленных на проверку всех указанных дескрипторов.

Наиболее удобной и современной формой оценивания в настоящее время является тестирование с применением средств вычислительной техники. Различные дескрипторы могут быть проверены с помощью тестовых заданий различных форм [2]:

1. Тестовые задания множественного выбора с одним или несколькими правильными ответами из предложенного набора ответов;
2. Тестовые задания на установление соответствия;
3. Тестовые задания открытой формы.

В практике тестирования такие задания обычно оценивают уровень «Знать», т. е. их целью является проверка умения воспроизводить известный учебный материал по памяти. В то время как компетентностный подход к обучению требует создания компетентностно-ориентированных заданий.

Ниже приведены несколько примеров заданий, направленных на проверку различных дескрипторов.

Проверка дескриптора Знать.

Пример 1. Задание на установление соответствия.

Инструкция: Поставьте в соответствие структуры вычислительных систем и их обозначения.

1 Симметричная многопроцессорная архитектура

2 Массивно-параллельная архитектура

3 Гибридная архитектура

A MPP

B SMP

C NUMA

1-____ 2-_____ 3-_____

Оценка:

1 балл – правильно указаны все 3 категорий (1-B, 2-A, 3 C);

0,5 балла – правильно указана 1 категория;

0 баллов – нет правильного ответа.

Пример 2. Задание с выбором одного правильного ответа.

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Компьютерное немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти

a. SSD
b. HDD
c. FDD
d. CD-ROM
e. DVD-ROM

Оценка:

1 балл – Ответ a – SSD;

0 баллов – другие ответы.

Пример 3. Задание с кратким ответом.

Инструкция: Вставьте пропущенное целое число.

Эталонная модель взаимодействия открытых систем включает в себя _____ уровней

Оценка:

1 балл –7 – правильный ответ;

0 баллов – все другие ответы.

Проверка дескриптора Уметь.

Пример 1.

Инструкция: Проведите необходимые вычисления и выберите один правильный ответ.

Узел с IP-адресом 26.125.18.85 и маской подсети 255.255.255.0 находится в сети

a. 255.255.255.85
b. 26.125.18.85
c. 26.125.18.0
d. 255.255.255.85

Оценка:

1 балл – Ответ b – 26.125.18.85

0 баллов – другие ответы

Пример 2. Для языка HTMLзапишите последовательность цифр без пробелов, что позволит вывести на экран нумерованный список:

  1. Яблоки;
  2. Груши.

Каждая цифра соответствует: 1- Яблоки, 2- Груши, 3-<ol>, 4-<ul>, 5-</ol>, 6-</ul>, 7-<li>, 8-</li>, 9-<p>, 10-</p>, 11-<br>.

____________________

Оценка:

1 балл – 37187285;

0 баллов – другие ответы.

Самый трудный для формирования тестовых заданий уровень Владеть.

Проверка дескриптора Владеть [3].

Пример 1.

Инструкция: Выполните необходимые действия на компьютере, чтобы определить IP адрес компьютера с именем v413-12, и запишите его.

Оценка:

1 балл – 192.168.240.112 – правильный ответ;

0 баллов – все другие ответы.

Пример 2.

Инструкция: Используя компьютер, найдите сервис в Интернете для проверки скорости интернета, определите и запишите в поле ниже Исходящую скорость для вашего компьютера.

_______________________________

Оценка:

1 балл – правильный ответ определяется ручной проверкой.

0 баллов – все другие ответы.

Пример 3.

Инструкция: Используя компьютер, найдите в Интернете стоимость хранения экспортно-импортных и каботажных грузов на холодильниках Владивостокского Морского рыбного порта (рублей за тонну в сутки, без НДС). Запишите результат в поле ниже.

____________

Оценка:

1 балл – 13,02 – правильный ответ;

0 баллов – все другие ответы.

При таком подходе к оцениванию компетенций необходим постоянный контроль требуемых знаний, умений и навыков с поддержкой комплекта тестовых заданий и управление освоением учебной дисциплины с помощью элементов обратной связи. Использование результатов оценивания в текущем контроле должно позволять студенту увидеть свой уровень, сделать соответствующий вывод о необходимости обратить внимание на тот или иной аспект процесса обучения и пройти процедуру оценивания заново.

Список литературы

  1. Ющик Е. В. Установление дескрипторов в структуре общепрофессиональной компетенции инфокоммуникационных дисциплин // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» в 4 частях. Уфа: «Омега-сайнс». 2016. Часть 2. № 4. С. 214-216.
  2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М. : Центр тестирования. 2002. 239 с.
  3. Ющик Е. В., Ющик М. А. Контрольно-оценочные средства для анализа освоения дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» в 3 частях. Уфа: «Омега-сайнс». 2016. Часть 2. № 10. С. 190, С. 185-187.

 

Материал поступил в редакцию 05.09.2018
© Ющик Е. В., 2018