Влияния параметров физической нагрузки на аэробные и анаэробные компоненты физической работоспособности и двигательную подготовленность детей 5-6 лет

Авторы: Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Герасимов Марк Максимович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 56-60

Объём: 0,31

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Чернова М. Б., Герасимова А. А., Герасимов М. М. Влияния параметров физической нагрузки на аэробные и анаэробные компоненты физической работоспособности и двигательную подготовленность детей 5-6 лет // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 56-60.

Аннотация: Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что изменения изучаемых аспектов физического состояния детей 5-6 лет во многом обусловлены интенсивностью и объемом нагрузки. Выявлены независимый и совместный эффекты воздействия рассматриваемых параметров нагрузки на анализируемые показатели физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости. Установлено, что интенсивность нагрузки оказывает более существенное влияние на физическое состояние, чем ее недельный объем.

В настоящее время существует дефицит научных данных о влиянии основных параметров физической нагрузки на физическое состояние детей дошкольного возраста. В этой связи весьма актуальны исследования, направленные на оценку воздействия объема и интенсивности нагрузки на физическое состояние дошкольников [4, 7, 9, 10].

Цель исследования – выявить влияние факторов «интенсивность нагрузки» и «объем нагрузки» на физическое состояние детей 5-6 лет.

Методика

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет (n = 97), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

Для оценки физического состояния использовали комплекс показателей, характеризующих аэробные и анаэробные компоненты физической работоспособности, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей. Определяли мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), максимальное потребление кислорода (VO2max). На основе уравнения Muller находили величины мощности нагрузок, максимальное время выполнения которых составляло 1 (W1), 40 (W40), 240 (W240), 900 с (W900). Для этого дети выполняли две нагрузки «до отказа» в зоне большой (W1 – 2 Вт/кг) и субмаксимальной (W2 – 4 Вт/кг) мощности. Время удержания нагрузок (t2Вт/кг и t4Вт/кг) использовали для расчета коэффициентов «a» и «b» уравнения Muller.

Комплекс контрольных упражнений включал: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; челночный бег 4 х 9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).

В ходе анализа заболеваемости определяли: количество заболеваний (КЗ); количество дней временной нетрудоспособности (КДБ); показатель средней продолжительности одного случая заболеваемости (ПОЗ).

Были сформированы шесть рандомизированных экспериментальных групп (ЭГ). В экспериментальных группах использовали идентичные комплексы физических упражнений аэробно-анаэробного характера. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Общая продолжительность эксперимента составила 34 недели. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. Различия между группами касались интенсивности и недельного объема нагрузки. Применяли комплексы средней интенсивностью 40-50 и 70-80 % максимального пульсового резерва (МПР), объемом 36, 72 и 90 минут нагрузки в неделю.

Использовался дисперсионный анализ двухфакторных комплексов для корреляционно несвязанных выборок (ANOVA). Оценку силы влияния факторов на результативный признак проводили с помощью метода Н. А. Плохинского.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования установлено, что фактор «интенсивность нагрузки» оказал существенное влияние на аэробную и анаэробную работоспособность детей (рис. 1). Статистически значимое воздействие обнаружено в отношении PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, t2Вт/кг, t4Вт/кг, коэффициента «b» уравнения Мюллера, W40, W240, W900. Значения критерия Плохинского (hх2) находились в диапазоне от 14,6 до 29,4 %. Данный фактор значимо влиял и на показатели двигательной подготовленности (рис. 1).

Аэробная работоспособность

Анаэробная работоспособность

Двигательная подготовленность 

Рис. 1. Значимое влияние интенсивности (фактор А) и объема (фактор В) нагрузки на показатели физического состояния детей 5-6 лет

Это влияние касалось результатов выполнения теста «поднимания туловища», наклона вперед, прыжка в длину, общей оценки физической подготовленности, бега на 20 м и шестиминутного бега. Значения критерия Плохинского находились в диапазоне от 5,4 до 25,9 %. Статистически существенное воздействие данного фактора обнаружено и в отношении показателя количества заболеваний (критерий Плохинского составил 5,8 %).

Фактор «объем нагрузки» оказал влияние на сдвиги PWC170 и МПК, ИНПД4Вт/кг, ИНПД2Вт/кг, коэффициента «b» уравнения Мюллера, t2Вт/кг, W240, W900, Значения критерия Плохинского находились в диапазоне от 3,9 до 8,9 % (рис. 1). Данный фактор значимо влиял на приросты результатов шестиминутного бега, прыжка в длину, челночного бега (критерий Плохинского – 3,3–4,2 %). Взаимодействие факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки оказалось статистически существенным в отношении 6 переменных: PWC170, t2Вт/кг, ИНПД2Вт/кг, МПК, ОФП, Бег 6 мин. Сила совместного влияния рассматриваемых факторов находилась в диапазоне от 4,0 до 6,4 %.

Полученные результаты согласуются с представлением о том, что интенсивность и объем нагрузки в занятиях оздоровительной тренировки является наиболее важными факторами, определяющими степень выраженности и особенности адаптационных изменений в организме детей [1, 2, 3, 5, 6, 8, 10]. Вместе с тем материалы исследования показывают, что по воздействию на изучаемые признаки интенсивность превосходит влияние фактора недельного объема физических упражнений в рассматриваемом диапазоне величины нагрузки.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что изменения изучаемых показателей физического состояния детей 5-6 лет во многом обусловлены интенсивностью и объемом нагрузки. Влияние факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки носит однонаправленный характер: благоприятные адаптационные изменения в организме дошкольников нарастают по мере увеличения значений рассматриваемых компонентов нагрузки. Вместе с тем интенсивность нагрузки оказывает более существенное влияние на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость, чем ее недельный объем.

Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 16-06-00244а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уилмор, Дж. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Уилмор, Д. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 500 с.
  2. Швеллнус, М. Олимпийское руководство по спортивной медицине / M. Швеллнус. – М.: Практика, 2011. – 672 с.
  3. Bond B., Weston K. L., Williams C. A., Barker A. R. Perspectives on high-intensity interval exercise for health promotion in children and adolescents / B. Bond, // Open Access J Sports Med, 2017, 27 (8): 243-265.
  4. Carson V., Lee E. Y., Hewitt L., Jennings C., Hunter S., Kuzik N., Stearns J. A., Unrau S. P., Poitras V. J., Gray C., Adamo K. B., Janssen I., Okely A. D., Spence J. C., Timmons B. W., Sampson M., Tremblay M. S. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years) // BMC Public Health, 2017, 17 (Suppl 5): 854.
  5. Carson V., Ridgers N. D., Howard B. J., Winkler E. A., Healy G. N., Owen N., Dunstan D. W., Salmon J. Light-intensity physical activity and cardiometabolic biomarkers in US adolescents // PLoS One, 2013, 8(8): e71417. doi: 10.1371/journal.pone.0071417.
  6. Costigan S. A., Eather N., Plotnikoff R. C., Taaffe D. R., Pollock E., Kennedy S. G., Lubans D. R. Preliminary efficacy and feasibility of embedding high intensity interval training into the school day: A pilot randomized controlled trial // Prev Med Rep, 2015, 14 (2): 973-999.
  7. Lin L. Y., Cherng R. J., Chen Y. J. Relationship between time use in physical activity and gross motor performance of preschoolchildren // Aust Occup Ther J, 2017, vol. 64(1), pp. 49-57.
  8. Physical Activity Guidelines for Americans. – Washington, 2008. 65 p.
  9. Schmutz E. A., Haile S. R., Leeger-Aschmann C. S., Kakebeeke T. H., Zysset A. E., Messerli-Bürgy N., Stülb K., Arhab A., Meyer A. H., Munsch S., Puder J. J., Jenni O. G, Kriemler S. Physical activity and sedentary behavior in preschoolers: a longitudinal assessment of trajectories and determinants // Int J Behav Nutr Phys Act, 2018, vol.15(1), p. 35-47.
  10. Vale S., Trost S. G., Duncan M. J., Mota J. Step based physical activity guidelines for preschool-aged children // Prev Med, 2015, vol. 70, pp. 78-82.

 

Материал поступил в редакцию 21.09.2018
© Чернова М. Б., Герасимова А. А., Герасимов М. М., 2018