Востребованные компетенции 21 века

Авторы: Полушкин Денис Павлович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 28-32

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (26), сентябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Полушкин Д. П. Востребованные компетенции 21 века // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С.28-32.

Аннотация: В статье раскрываются причины изменения востребованных компетенций в ближайшем будущем, дается понятие будущих компетенций через четырехуровневую модель, состоящую из контекстных компетенций, кросс-контекстуальных компетенций, мета-компетенций и экзистенциальных компетенций. Делается вывод о том, что на сегодняшний день существует разрыв между существующими традиционными системами образования, учебными программами и процессами обучения, и требованиями, предъявляемыми «компетенциями будущего».

Современный образ жизни человека, интегрированный с быстро меняющимся и постоянно растущим информационным полем, а также высокий темп индустриально-информационного развития человечества в целом обуславливают постоянное обновление профессий и специальностей, востребованных рынком, формируют высокий спрос на развитие новых индивидуальных и коллективных навыков. Знание становится контекстуализированным, и по этой причине человеческая компетенция, ограниченная лишь одной областью жизнедеятельности, уже недостаточна, сегодня важно обладать мета-компетенциями, ведь именно они становятся необходимой основой для получения новых знаний, эти компетенции строятся на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии и так далее.

Такие soft skills (в пер. с англ. «мягкие навыки») как сотрудничество, коммуникабельность, творческое мышление повсеместно становятся необходимыми для трудоустройства и дальнейшего построения успешной карьеры, они обеспечивают более высокую удовлетворенность от профессиональной деятельности и способствуют улучшению качества жизни каждого человека, обладающего ими. Эти тенденции детерминированы глобальным и быстрым структурным изменением рынка труда: исчезновение многих профессий и появление им на смену ещё большего количества принципиально новых рабочих мест, обусловленных притоком технологических и социальных инноваций, а также распространением современных глобальных технологических, финансовых и экологических стандартов. Сегодня существует множество возможностей для распределенного, удаленного и совместного глобального сотрудничества самых разных людей, объединяемых лишь общими целями и не зависящих от территориальных границ конкретного государства или континента, что, в свою очередь, обуславливает появление более продуктивных команд, которые работают эффективнее и достигают гораздо больших целей, что возможно только при перманентном обучении каждого участника, вовлеченного в такую деятельность.

Вышеобозначенные факторы, с учетом общемировой экономической специализации регионов и отдельных стран, позволяют определить и сформулировать спрос на future skills (в пер. с англ. «компетенции будущего»), поэтому с учетом социально-экономических и технологических контекстов можно выделить следующие востребованные в будущем компетенции:

1. Разнообразные hard skills (в пер. с англ. «жёсткие навыки») из самых разных областей, необходимость обладания которыми обусловлена постоянно изменяющимися технологиями и рабочими специальностями;

2. Soft skills и теоретические знания из различных наук, которые необходимо будет использовать в профессиональной, социальной и личной жизни. К таким навыкам можно отнести:

2.1. Навыки, знания и умения, которые помогают справиться с фундаментальной неустойчивостью, неопределенностью и неоднозначностью будущего, включая те, которые отвечают за сотрудничество, творчество и предпринимательство. Особое место занимают навыки, которые повышают человеческую сопротивляемость неблагоприятной окружающей среде (здоровый образ жизни, стрессоустойчивость и тому подобное). Важно обладать определенным предвиденьем и пониманием, то есть способностью понимать будущие запросы и отвечать на них релевантными коллективными и индивидуальными планами конкретных действий;

2.2. Навыки, знания и умения, которые помогают справиться с ростом сложности цивилизации, включая системное мышление, проблемное мышление, творческое мышление;

2.3. Навыки, знания и умения, которые помогают жить в информационно-коммуникационном мире, включая навыки базового программирования, поиска информации, обработки и анализа информации, информационной грамотности и критического анализа данных, транслируемых через каналы СМИ. Наиболее важным навыком в информационно-перегруженном будущем станет способность управлять вниманием, то есть обладание возможностью направлять и сосредоточивать внимание на чем-то конкретном и важном;

2.4. Навыки, знания и умения, которые будут исходить из тех областей, где «машины бессильны», например, эмпатия, эмоциональный или межличностный интеллект, телесный интеллект, природный интеллект;

2.5. Навыки, знания и умения, предназначенные для охвата целенаправленной многодисциплинарности, помогающие овладеть множеством видов продуктивной жизнедеятельности.

Способность быть преуспевающим человеком в будущем будет определяться таким фундаментальным аспектом человеческой личности как характер ведь именно он нередко определяет способ жизни и деятельности индивида. Обычно считается, что характер – это врожденное или сформированное в раннем возрасте качество человеческой личности, однако, достижения в психотерапии и практике человеческого потенциала показывают, что даже фундаментальные особенности характера (например, оптимизм, «мышление роста») могут быть изучены, переучены или преобразованы в человеке в любом возрасте. Поэтому мы обозначим составляющие человеческого характера как «экзистенциальные компетенции». Они включают в себя способность устанавливать и достигать цели (сила воли), способность самосознания, саморефлексии (осознанность), способность учиться, разучивать, переучивать (саморазвитие), сопутствующие навыки (например, способность принимать и поддаваться необходимым изменениям) и так далее.

По всей видимости, классификация «мягких навыков» также должна быть сделана более точно, так как некоторые из них (например, навыки сотрудничества) представляют собой более сложные навыки, которые основаны на более фундаментальных и универсальных навыках (таких как навыки общения или эмоциональный интеллект).

Мы предлагаем использовать четырехуровневую модель компетенций:

1. Контекстные компетенции (включают, помимо прочего, и «жесткие навыки») – это компетенции, которые используются в конкретном контексте, часто с использованием конкретных инструментов, например, навыки хирургии, катания на велосипеде;

2. Кросс-контекстуальные компетенции – это компетенции, которые могут применяться в более широкой области общественной или личной жизни, например, умение читать и писать, навыки управления временем или навыки командной работы;

3. Мета-компетенции – это компетенции, определяющие возможность человека выполнять разную работу в разных режимах, принимать и проживать различные роли на протяжении всей жизни, базирующиеся на самых разнообразных способностях и навыках, в равной степени необходимых для выживания в соответствующих культурах;

4. Экзистенциальные компетенции – это компетенции фундаментального уровня, которые могут применяться на протяжении всей жизни человека в самых разных контекстах.

При этом следует отметить, что, в частности, контекстные компетенции (в том числе «жесткие навыки» в профессиональном контексте) могут быть изучены в течение коротких циклов времени (от месяца до 2-3 лет), но при этом также быстро могут устаревать из-за изменений в контексте, например, навыки работы в текстовом редакторе могут устареть или стать невостребованными вследствие изменения технологии работы с текстом. Кросс-контекстуальные компетенции имеют более длительный жизненный цикл (от 2-3 лет до десятилетий) и соответственно требуют более длительных периодов обучения. Мета-компетенции и, в частности, экзистенциальные компетенции, имеют самый длинный жизненный цикл. Они обычно формируются на ранних этапах жизни человека и редко меняются впоследствии. Тем не менее, те люди, которые в состоянии переосмыслить свои «экзистенциальные компетенции», также могут изменить различные аспекты своей жизни, поэтому психотерапия и духовные практики часто могут оказать преобразующее влияние на людей даже в старшем возрасте.

«Компетенции будущего» (или компетенции 21 века, поскольку они становятся все более актуальными) отвечают потребностям трансформирующихся экономик и обществ. Именно благодаря «компетенциям будущего» мы становимся более сложными людьми и сообществами, которые отвечают потребностям возникающих сложных общественно-политических и экономических явлений. Более того, трансформация общества и экономики будет идти быстрее и станет более надежной, если компетенции будущего будут массово присвоены населением. Однако на сегодняшний день существует разрыв между существующими традиционными системами образования, учебными программами, процессами обучения и требованиями, предъявляемыми «компетенциями будущего».

Список литературы

  1. Полушкин Д. П. Как улучшить результаты обучения современного школьника? // Наука без границ. 2017. № 10(15). С. 68-71.
  2. Алешкина О. Ю., Логашова Н. Б. Компетентностный подход в обучении студентов по программе бакалавриата // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obuchenii-studentov-po-programme-bakalavriata (дата обращения: 06.09.2018).
  3. Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Концепт. 2014. № 8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-kak-sostavlyayuschie-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 06.09.2018).
  4. Сенашенко В. С., Кузнецова В. А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kompetentsiyah-kvalifikatsii-i-kompetentnosti (дата обращения: 06.09.2018).

 

Материал поступил в редакцию 06.09.2018
© Полушкин Д. П., 2018