К вопросу о профилактике девиантного поведения молодежи
Авторы: Ганаева Есита Эминовна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 104-108
Объём: 0,32
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5(33), май 2019
Библиографическое описание: Ганаева Е.Э. К вопросу о профилактике девиантного поведения молодежи // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 104-108.
Аннотация: В статье проанализированы концепции поведенческих девиаций, типы и проявления девиантной активности нынешнего молодого поколения; рассмотрена система предупреждения поведенческих девиаций среди обучающейся молодежи, представлена оценка теорий и концепций поведенческих отклонений, которые могут стать фундаментом методологии усовершенствования преподавательской пропедевтики.
Поведение становится девиантным лишь в сравнении с социальными нормами и обычаями, при присутствии реакции со стороны социальной группы либо организации. Таким образом, критерием выявления девиации будет служить уровень соответствия общепризнанным нормам, другими словами, существующим в культуре табу и предписаниям, соблюдение которых является обязательным условием для сосуществования и выживания индивида и общества. Поведенческие девиации являются подвидом ненормативного поведения индивидуумов и социальных групп, их отличают отклоняющиеся от общепризнанных норм деяния, порождающие встречные реакции со стороны социума, группы либо организации в качестве открытого неодобрения и определенного наказания. «Радиус» девиантности предопределяется спецификой личностных проблем, существующими в социуме обычаями, спецификой культуры, доминирующей религией и пр.
Одним из подвидов девиантной активности считается асоциальное поведение, отличающееся открытым конфликтом с окружающими людьми. Первоосновной чертой поведенческих девиаций является их аддиктивность – с помощью девиантной активности индивид старается уйти от окружающего мира посредством перемены собственного психического состояния, принимая определенные вещества (наркотики, спиртное) либо в ходе непрерывного погружения в некоторые виды деятельности (азартная игра). Особенность стремления к аддиктивным формам поведения заключается в том, что подобной деятельности сопутствуют сильные эмоциональные переживания и потеря способности выполнять самоанализ и контролировать себя. Помимо этого, стремление к «объекту желаний» внутренне ощущается как конкретное намерение, но далеко не всегда осознается причина влечения, а удовлетворяемая потребность воспроизводится в «расширенном» виде.
Важность создания методического и технологического фундамента преподавательской пропедевтики увеличивается по причине отсутствия результативных методов предупреждения и исправления аддиктивного поведения. Требуется комплексное исследование всего перечня условий, предопределяющих поведенческие девиации среди молодого поколения, обусловливающих сущность и методы проявления этого явления, чей учет даст возможность выполнить оптимизацию системы предупредительной педагогики, в т.ч. в образовательных учреждениях.
Психологические концепции отклоняющегося поведения в начале ХХ столетия заменили собою пользовавшиеся до того популярностью биологические теории. Фундаментом психоаналитических концепций поведенческих девиаций являлись конфликты рассудка и бессознательного в человеческой психике, которые уничтожают защиту «Я» и проявляются в реальности в виде несовпадающих с общепризнанными нормами действий. В социологии поведенческие отклонения считаются итогом неоптимальной групповой социализации, объясняются противоречивостью или размытостью норм, другими словами, нормативным вакуумом, при котором прежние нормы и система ценностей уже не отвечают реальным отношениям, а новые пока еще не появились.
Едиными для всех типов аддикций являются следующие признаки: сниженное настроение, высокая тревожность, нервозность, напряжение, эмоциональная неустойчивость. К поведенческим зависимостям причисляют болезненное увлечение азартными и компьютерными играми, бездумную трату денег и ставшую в последние годы очень распространенной интернет-зависимость. Также стоит упомянуть и иные типы нехимических зависимостей, включая шопинг-зависимость, неумеренное занятие спортом, а также аддикцию от отношений, которой свойственна привычка индивида к конкретному виду коммуникаций [1, с. 188].
В последние годы наблюдается омоложение и феминизация группы девиантов. Если расценивать поведенческие девиации как предмет общественно-педагогического влияния, стоит отметить ряд их ключевых категорий, отличающихся по специфике аддикции, а кроме того, по мотиву и характеру поведения: а) ненормативное поведение, сопряженное с образом жизни (пьянство, наркомания, занятие проституцией); б) зависимое поведение психологического характера (аддикция от азартных игр, компьютера, Интернета и пр.); в) отклонения в поведении коммуникативно-эмоционального типа (агрессивное или суицидальное поведение).
Изучение ценностных ориентаций обучающихся с разным уровнем зависимости от видеоигр продемонстрировало, что их ценностная система выглядит так: по уровню важности на 1 месте в иерархии находятся ценности, фиксирующие нацеленность на себя, развлечения и гедонизм (интересное времяпровождение, богатая эмоциями жизнь, наслаждения, забота о здоровье, удобство, защищенность, удовлетворенность собственных нужд, стремление к риску и приключениям); на 2 месте оказались ценности, сопряженные с материальными благами; на 3 месте – ценности эгоистического типа, отображающие нацеленность на себя (социальные достижения, самостоятельность, инициативность, эгоизм, успех, материальное благополучие).
Малозначащими стали ценности, сопряженные с общением, с ориентацией на другого индивида и показывающие нравственную позицию индивида (долг, патриотизм, честность, добросердечность, преданность, умеренность). Принимая во внимание разрушительный характер аддикции от видеоигр, а также увеличение социальной базы для нее, ее необходимо расценивать как крайне опасный кризис, для решения которого потребуются специализированные предупредительные и коррекционные программы, в особенности для детской и подростковой группы, а кроме того, учеников средних и старших классов, входящих в группу риска по видеоигровой зависимости.
Педагогика предотвращения компьютерной аддикции обязана опираться на ряд стратегий: диагностическую деятельность для обнаружения обучающихся, входящих в группу риска, посредством регулярного проведения психологических тестов; просветительскую и консультационную деятельность, освещающую опасности и последствия аддикции от видеоигр, методы оптимизации образа жизни; развитие факторов индивидуальной защиты посредством формирования тех элементов внутреннего мира, которые ликвидируют потребность в аддикции; компенсацию черт характера, делающих человека склонным к компьютерной зависимости, формирование обстоятельств, благоприятствующих полной самореализации человека в общественно одобряемых и личностно полезных видах деятельности; налаживание полезных контактов с родственниками молодых людей – в работе педагога семья обязана считаться основным методом защиты от видеоигровой аддикции; улучшение в образовательном учреждении «среды обитания» индивидов, входящих в группу риска; формирование условий, благоприятствующих компенсации недостатков социализации в иных областях жизнедеятельности и формирование психологической атмосферы, в которой к трудностям обучающихся будет практиковаться внимательное отношение.
Тенденция к постоянному увеличению спектра проявлений поведенческих девиаций вынуждает социум сконцентрировать усилия не только на ликвидации вредоносных последствий отклонений от общественных норм, но и на их предотвращении, ликвидации факторов и обстоятельств, впрямую либо опосредствованно негативно воздействующих на поведение индивида [2, с. 24]. При этом результативность предупредительных мер делается выше, если в процессе принимается во внимание взаимодействие объективных и субъективных факторов, предопределяющих действия индивида в уже сформировавшейся, либо ожидаемой жизненной ситуации. На сегодняшний момент сложилось несколько методов организации предупредительной работы, в фундаменте которых находится разное восприятие основных факторов девиации, что определяет направление предупредительных мер и выбор методов их реализации.
Информационно-просветительный метод базируется на мнении о том, что несоблюдение индивидами общественных норм нередко случается из-за непонимания ими пределов нормативного поведения. Следовательно, главный упор тут нужно сделать на информировании школьников и молодых людей о нормативных требованиях, чтобы повысить их моральную стойкость и нравственность, а также культурность [3, с. 187].
Для этого динамично применяются каналы СМИ, искусство, интернет-ресурсы и пр. Тем не менее, практика демонстрирует, что воздействие информированности на образ жизни и поведение индивида в разных жизненных обстоятельствах не всегда можно предугадать. Общепринятые нормы являются только одним из огромной совокупности условий, обусловливающих человеческое поведение.
Приоритетность предупредительных мер заключается в ликвидации либо ослаблении предпосылок, определенных общественных раздражителей, негативно влияющих на человеческое сознание и поведение. Профилактика, помимо просветительской деятельности, подразумевает регулярную работу в образовательных учреждениях и на уровне семьи. Таким образом, в педагогике предупреждения поведенческих девиаций среди обучающихся следует объединить все используемые методы, построить предупредительную и коррекционную работу, принимая во внимание весь комплекс факторов общественного, индивидуального и психологического характера.
Список литературы
1. Татарова С.П. Развитие социологии девиантного поведения в России (середина ХХ – начало XXI вв.) / С.П. Татарова // Социология уголовного права. Сборник статей / Материалы I Международной научно-практической конференции «Социология уголовного права: проблемы и тенденции развития», проведенной совместно и Бурятским государственным университетом и факультетом права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Улан-Удэ 21–22 сентября 2012 г. - Москва: Юриспруденция, 2013. – С. 87-93.
2. Евдокимов В.И. Анализ направлений исследований диссертаций по специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» (1980–2011 гг.) / В.И. Евдокимов, Б.Д. Карвасарский, А.В. Зотова // Вестник психотерапии научно-практический журнал. 2012. № 43 (48). С. 21-28.
3. Ганаева Е.Э. Реализация основ молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма в образовательных организациях высшего образования / Е.Э. Ганаева // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 2. С. 186-188.
Материал поступил в редакцию 14.05.2019
© Ганаева Е.Э., 2019