Роль системы контроллинга на предприятии
Авторы: Полубелова Мария Владимировна, Ворожищева Виктория Аркадьевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 5-11
Объём: 0,35
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5(33), май 2019
Библиографическое описание: Полубелова М.В., Ворожищева В.А. Роль системы контроллинга на предприятии // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 5-11.
Аннотация: В статье рассмотрены инструменты контроллинга и их применимость в организациях, работающих в сфере информационных услуг. Изучены инструменты, наиболее походящие для организаций, работающих в сфере информационных услуг, и провели анализ их функций. Актуальность данной темы состоит в том, чтобы помочь организации достичь целей и решить экономические проблемы используя инструменты контроллинга.
Контроллинг – современный и необходимый инструмент управления бизнесом. Он включает в себя определение ключевых целей предприятия, разработку стратегических и оперативных планов, направленных на достижение этих целей, а также составление отчетов о состоянии дел на данный момент и управление по отклонениям [1, с. 102]
Для достижения своих целей и задач контроллинг может использовать разные инструменты. Но для каждого предприятия нужно использовать свои инструменты контроллинга, подходящие именно данному предприятию в зависимости от поставленных целей и задач. Инструменты контроллинга помогают практически реализовать ориентацию на будущее, самоуправляются на основе системы контроля рентабельности и ликвидности [1, с. 102].
Современный контроллинг представляет два вида контроллинга оперативный контроллинг и стратегический. Оперативный контроллинг нацелен на быстрое решение поставленных задач хозяйственной деятельности организацией. Стратегический контроллинг нацелен на реализацию долгосрочных стратегий и программ по достижению поставленных задач организацией [2, с. 97].
В процессе анализа трудов Карминского А.М., Сигуновой Т.А., Анискина Ю.П., Вахрушевой М.А. и др. были выявлены основные функции контроллинга, которые включают в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Инструменты, применяемые при реализации данных функций в разрезе стратегического и оперативного контроллинга, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Инструменты контроллинга
Функции |
Стратегический контроллинг |
Оперативный контроллинг |
Планирование |
Планирование полей бизнеса; Планирование структуры потенциала; Планирование систем управления |
Финансовое планирование; Планирование производственного результата; Бюджетирование; Нормирование |
Учет |
– |
Система управленческой отчетности; Системы учета: Система учета фактических затрат; Система нормативного метода учета; Система «стандарт-кост»; Система учета по полной себестоимости; Система «директ-костинг» |
Анализ |
Анализ обоснованности выбора; Анализ конкуренции; Портфельный анализ; Анализ потенциала; Стратегические разрывы; SWOT-анализ |
Методы анализа отчетности; ABC-анализ; Анализ величин в точке безубыточности; Анализ возникающих на предприятии узких мест; «Кружки качества»; Анализ областей сбыта |
Для того чтобы определить инструмент, наиболее походящий для организаций работающий в сфере информационных услуг, необходимо произвести их анализ и функций.
В качестве функции рассматривается планирование, учет и анализ.
В стратегическом планировании применяется три инструмента контроллинга: планирование полей бизнеса, планирование структуры потенциала и планирование систем управления.
В оперативном учете применяются четыре инструмента контроллинга: финансовое планирование, планирование производственного результата, бюджетирование и нормирование.
Применимость инструментов контроллинга в функции планирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Применимость инструментов контроллига в функции планирования к организациям, работающим в сфере информационных услуг
Инструмент контроллинга |
Вид контрол-линга |
Функция |
Применим (+), неприменим (-) |
Примеры применения |
Планирование полей бизнеса |
Стратегический |
Планирование |
+ |
Разрабатывается ассортимент предлагаемых услуг с учетом потребностей рынка |
Планирование структуры потенциала |
Стратегический |
Планирование |
+ |
Планируется, каким образом будет получаться информация (собственные разработки или покупная информация), источники информации. Определяется организационно-правовая форма организации. |
Планирование систем управления |
Стратегический |
Планирование |
+ |
Планирование системы управления |
Финансовое планирование |
Оперативный |
Планирование |
+ |
Планирование финансовых затрат и источников финансирования |
Планирование производственного результата |
Оперативный |
Планирование |
+ |
Планирование цен, рентабельности и др. показателей |
Бюджетирование |
Оперативный |
Планирование |
+ |
Определение статей затрат, плановые затраты и т.д. |
Нормирование |
Оперативный |
Планирование |
+ |
Можно применять, если организация занимается переносом информации на материальный носитель |
Итак, при выполнении функции планирования в организациях, работающих в сфере информационных услуг, возможно применение всех изученных инструментов как стратегического, так и оперативного контроллинга. Только применение нормирования ставится под сомнение в случае разработки новой информации. Если же организация занимается переносом информации на материальные носители или это является одним из направлений деятельности организации, то нормирование также необходимо применять в качестве инструмента контроллинга.
Следующей рассмотренной функцией контроллинга является учет. При выполнении данной функции действуют инструменты только оперативного контроллинга, так как учет представляет собой сбор, регистрацию и обобщение информации о состоянии субъектов учета, т.е. это фиксация уже имеющейся информации.
Инструментами оперативного контроллинга в учетной функции являются система управленческой отчетности, действующие системы учета (система учета фактических затрат, система нормативного метода учета, система «стандарт-кост», система учета по полной себестоимости, система «директ-костинг»).
Разработка управленческой отчетности является необходимым элементом управления любой организацией, в т.ч. и организацией, работающей в сфере информационных услуг. Систему показателей управленческой отчетности организация вправе разработать самостоятельно в зависимости от собственных потребностей. Можно разработать абсолютно отдельную систему управленческой отчетности, а можно рассмотреть управленческую отчетность с бухгалтерской.
При формировании системы отчетности важно четко сформировать не только показатели этой отчетности, но и форму предоставления отчетности, ответственных за ее формирование, сроки и периодичность подготовки отчетности и ее пользователей.
Также при формировании показателей отчетности следует учесть их сопоставимость. Для организаций, работающих в сфере информационных услуг, при соблюдении данного принципа может возникнуть некоторая сложность, так как при осуществлении данного вида деятельности ассортимент продаваемых услуг быстро и часто меняется.
В оперативном учете применяется шесть инструментов контроллинга: система управленческой отчетности, система учета фактических затрат, система нормативного метода учета, система «стандарт-костинг», система учета по полной себестоимости, система «директ-костинг».
Применимость инструментов контроллинга в функции планирования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Применимость инструментов контроллинга в функции учета к организациям, работающим в сфере информационных услуг
Инструмент контроллинга |
Вид контроллинга |
Функция |
Применим (+), неприменим (-) |
Примеры применения |
Система управленческой отчетности |
Оперативный |
Учет |
+ |
Определяются показатели отчетности, кто формирует, периодичность и сроки формирования, пользователи |
Система учета фактических затрат |
Оперативный |
Учет |
- |
Можно применять, если организация занимается переносом информации на материальный носитель |
Система нормативного метода учета |
Оперативный |
Учет |
- |
Можно применять, если организация занимается переносом информации на материальный носитель |
Система «стандарт-кост» |
Оперативный |
Учет |
- |
Можно применять, если организация занимается переносом информации на материальный носитель |
Система учета по полной себестоимости |
Оперативный |
Учет |
+ |
Наиболее оптимальная система учета |
Система «директ-костинг» |
Оперативный |
Учет |
- |
Можно применять, если организация занимается переносом информации на материальный носитель |
Таким образом, такая функция оперативного контроллинга, как учет, используется в каждой организации, в том числе, и в организациях, работающих в сфере информационных услуг. Применение рассмотренных инструментов оперативного контроллинга, таких как система отчетности и система учета, является необходимым условием работы таких организаций.
Данные учета и отчетности являются, в том числе, и информационной базой для выполнения следующей функции контроллинга – анализа.
Для того чтобы организация была конкурентноспособной, она должна использовать анализ в своей деятельности. Организации, работающие в области оказания информационных услуг, не являются в этом плане исключением.
Для анализа используются как инструменты стратегического, так и инструменты оперативного контроллинга.
В качестве инструментов стратегического контроллинга рассмотрели анализ обоснованности выбора, анализ конкуренции, портфельный анализ, анализ потенциала, стратегические разрывы, SWOT-анализ.
В качестве инструментов оперативного контроллинга рассмотрели ABC-анализа, анализ величин в точке безубыточности, анализ возникающих на предприятии узких мест, «Кружки качества», анализ областей сбыта.
Применимость инструментов контроллинга в функции анализа к организациям, работающим в сфере информационных услуг, представлены в табл. 4.
Таблица 4
Применимость инструментов контроллинга в функции анализа к организациям, работающим в сфере информационных услуг
Инструмент контроллинга |
Вид контрол-линга |
Функция |
Применим (+), неприменим (-) |
Примеры применения |
Анализ обоснованности выбора |
Стратегический |
Анализ |
+ |
Определить, разрабатывать информацию самостоятельно или приобретать уже готовую, какого характера информацию продавать, разрабатывать информацию или переносить ее на материальный носитель и т.д. |
Анализ конкуренции |
Стратегический |
Анализ |
+ |
Сравнение себя с конкурентами, определение собственных сильных и слабых сторон |
Портфельный заказ |
Стратегический |
Анализ |
+ |
Отслеживание тенденций рынка, перенаправление финансовых потоков на разработку новых информационных ресурсов |
Анализ потенциала |
Стратегический |
Анализ |
+ |
Сравнение себя с лидером рынка, определение своих ресурсов |
Стратегические разрывы |
Стратегический |
Анализ |
- |
|
SWOT-анализ |
Стратегический |
Анализ |
+ |
Исследование сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и возможностей и угроз (внешние факторы) |
АВС-анализ |
Оперативный |
Анализ |
- |
|
Анализ величин в точке безубыточности |
Оперативный |
Анализ |
- |
|
Анализ возникающих на предприятии узких мест |
Оперативный |
Анализ |
+ |
При недостатке финансовых ресурсов на разработку или приобретение информации, есть смысл вкладываться в более доходную информацию или информацию, которую пользователи приобретают более охотно |
«Кружки качества» |
Оперативный |
Анализ |
+ |
Определение проблем на каждом участке и их совместное решение |
Анализ областей сбыта |
Оперативный |
Анализ |
+ |
В силу специфичности товара, чем больше раз информация продается, тем выше доходность организации практически без увеличения расходов |
Итак, наиболее применимые в организациях, работающих в сфере информационных услуг, инструменты контроллинга.
При планировании в стратегическом контроллинге в изучаемых организациях применяются планирование полей бизнеса, планирование структуры потенциала, планирование системы управления. В оперативном контроллинге наиболее применимыми являются финансовое планирование, планирование производственного результата, бюджетирование.
В учете оперативный контроллинг в организациях, работающих в сфере информационных услуг, применяет систему управленческой отчетности, систему учета по усеченной себестоимости.
При анализе в стратегическом контроллинге наиболее применим анализ обоснованности выбора, анализ конкуренции, портфельный заказ, анализ потенциала и SWOT-анализ. В оперативном контроллинге – анализ возникающих на предприятии узких мест, «кружки качества», анализ областей сбыта. Особое значение следует уделять анализу и расширению рынков сбыта.
Список литературы
1. Карминский А.М. Контроллинг. Учебник / А.М. Карминский. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 341 с.
2. Сигунова Т.А. Управленческий учет: учебное пособие / Т.А. Сигунова, Н.Б. Кутинова. – М.: Берлин: Директ-Медиан, 2017. – 150 с.
3. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг / Ю.П. Анискин. – М.: Омега-Л, 2017. – 280 с.
4. Вахрушева М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушева. – М.: Финстатинформ, 2016. – 258 с.
Материал поступил в редакцию 16.05.2019
© Полубелова М.В, Ворожищева В.А., 2019