Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг.
Авторы: Махова Анна Владимировна, Груздева Екатерина Валерьевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 26-30
Объём: 0,29
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (18), январь 2018
Библиографическое описание: Махова А. В., Груздева Е. В. Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг. // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 26-30.
Аннотация: Материалы статьи включают в себя основные данные прямой и косвенной помощи государства индивидуальному предпринимательству в России в период с 2010 г. по 2020 г. Рассмотрена динамика основных показателей помощи государства малому бизнесу, сделан их анализ и приведены факторы, влияющие на развитие программы помощи государства индивидуальному предпринимательству в России.
Ведение бизнеса в нашей стране требует немаленького объема ресурсов. Слишком много ограничений, требований, обязательств возникает у малого бизнеса при работе и взаимодействии с органами власти и контролирующими инстанциями. Однако бизнес испытывает не только давление со стороны государства, но и может рассчитывать на определенную помощь, в том числе и финансовую. Обзор такой помощи позволит найти выгоду в отношениях с государственным аппаратом.
Целью данной статьи является анализ помощи государства индивидуальному предпринимателю в России. Также авторы ставили перед собой цель сравнить динамику изменения помощи государства малому бизнесу с 2009 по 2017 гг. и перспективы до 2020 г.
Рис. 1. Годовой объем кредитной поддержки (тыс. рублей)
Рассмотрим годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам индивидуального и малого предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках национальной гарантийной системы, а также кредитов субъектам индивидуального и малого предпринимательства, предоставленных акционерным обществом "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы до 2020 г.
На графике (рис. 1) видно, что с 2013 по 2016 гг. выдача кредитной поддержки индивидуальному и малому предпринимательству была минимальна, так как в этот период не было государственной программы, а с 2016 по 2018 гг. можно увидеть резкое увеличение по сравнению с предыдущими годами. Это связано с поступлением больших объемов продукции на рынок товаров и с появлением новых отраслей в этой сфере. Если посмотреть на перспективы с 2017 по 2018 гг., видно резкое падение, которое связано с появлением в тот момент большого количества банкротов. С 2018 по 2020 гг. просматриваются стабильность и минимальность, которые мы наблюдали с 2013 по 2016 года. Оказание кредитной поддержки начинается одновременно с запуском программы помощи, т.е. с середины 2016 года. К концу 2016 года объем поддержки составил 40 млрд. руб. Самый большой объем кредитной поддержки был выдан в середине 2017 года - порядка 75 млрд. руб. После этого объемы государственной поддержки стали падать, потому что правительство потеряло интерес к этой программе, хотя некоторые показатели, которые мы рассмотрим дальше, говорят о другом. Это была прямая поддержка, по которой деньги были исчерпаны.
Далее рассмотрим косвенные показатели.
Рис. 2. Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий (тыс. единиц)
Проанализируем количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы до 2020 год.
На рис. 2 видно, что с середины 2013 до середины 2014 гг. произошло резкое увеличение количества физических лиц в возрасте до 30 лет, вовлеченных в реализацию мероприятий. Это связано с востребованностью более опытных работников. С середины 2014 по 2015 гг. можно наблюдать стабильность вовлеченных в количестве 110 тыс. единиц. Это говорит о том, что в этот период было вовлечено одинаковое количество физических лиц в возрасте до 30 лет. С 2015 до середины 2016 гг. произошло резко уменьшение до 60 тыс. единиц, так как в тот момент появились банкроты и понадобилось меньшее количество помощи. С середины 2016 до 2017 гг. наблюдается подъем до 90 тыс. единиц. В перспективе запланирована стабильность в этом же количестве, так как необходимо, чтобы число вовлеченных оставалось как среднее и равновесное число, которое будет устойчиво и дальше.
Рис. 3. Количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (тыс. единиц)
Проанализируем количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно) с 2009 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.
На графике (рис. 3) уже с середины 2009 года можно проследить резкий скачок до 180 тыс. единиц в создании рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы, потому что в это время правительство увидело развитие этой сферы, а дальше можно наблюдать изменение в виде волны, которое с середины 2010 до 2012 гг. уменьшилось до 120 тыс. единиц. Далее с 2013 до 2015 гг. число рабочих увеличивалось, но с 2016 по 2017 можно наблюдать падение до 30 тыс. единиц. Это говорит о дальнейшей незаинтересованности руководства и даже о сокращении этого сектора. В перспективе с 2017 по 2019 гг. можно видеть дальнейшее снижение до 5 тыс. единиц, а потом планируется резкое увеличение, так как, возможно ,государство будет в дальнейшем заинтересовано в развитии этого сектора.
Рис. 4. Количество физических лиц (включительно), завершивших обучение по образовательным программам (тыс. единиц)
Сопоставим количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий в динамике с 2013 по 2017 год и перспективы до 2020 года.
На графике (рис. 4) видно, что с середины 2013 по 2014 гг. происходит резкое увеличение количества человек – до 28 тыс. единиц, а также увеличение, но менее стремительное, происходит с 2014 по 2017 гг. до самого высокого уровня за рассматриваемый период – 32 тыс. единиц, потому что в эти годы видели перспективы в данной сфере, а вот в дальнейшем мы можем наблюдать небольшой спад и далее снова подъем, так как правительство планирует создать стабильность.
Рис. 5. Объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (млрд руб.)
Рассмотрим объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам малого и среднего предпринимательства и поручительств по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.
На рис. 5 видно, что с 2013 по 2015 гг. выдача гарантий и поручительств по кредитам малому и среднему предпринимательству была минимальна, так как в этот период не было государственной программы, а с 2015 по 2017 гг. можно увидеть резкое увеличение по сравнению с предыдущими годами. Это связано с появлением на рынке большого количества предпринимателей. Если посмотреть на перспективы с середины 2017 по 2020 годы, мы видим устойчивость, которая связана со стабильной работой данной программы. Оказание кредитной поддержки начинается одновременно с началом программы помощи с середины 2015 до середины 2017 года. Объем выданных гарантий и поручительств по кредитам составил 100 млрд. руб. В перспективе предполагается, что объем выданных гарантий и поручительств с середины 2017 до середины 2018 года немного уменьшиться до 90 млрд. руб., а уже с 2018 до 2020 года планируется поднятие объема выданных гарантий и поручительств до того же объема, что был в середине 2017 года (в размере 100 млрд. рублей).
Рис. 6. Доля среднесписочной численности работников (%)
Проанализируем долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения с 2009 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.
На графике (рис. 6) можно увидеть, что с середины 2009 по 2010 гг. было резкое увеличение численности работников с 20 до 25 %, с 2010 по 2012 гг. виден небольшой спад, но он незначителен. С 2013 по 2016 гг. происходит постепенное повышение численности работников, которое говорит о развитии данной сферы в эти годы в правильную сторону. Также с середины 2016 по 2017 гг. произошло уменьшение численности работников с 28 до 25 %. Это говорит о застое в этой сфере, об остановке расширения кадров. В перспективе планируется увеличение среднесписочной численности работников до 29 %.
Рис. 7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения РФ (единиц)
Рассмотрим количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения РФ с 2011 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.
На графике (рис. 7) видно, что с середины 2011 до середины 2015 гг. было стабильное увеличение количества субъектов в расчете на 1 человека с 42 до 48 единиц, потому что правительство обращало большое внимание на это раньше, а когда достигло максимума, то решило ослабить контроль, что привело к резкому снижению с 48 до 40 единиц к 2017 году, а вот в перспективе можно увидеть небольшое повышение до 42 единиц, как и было в 2011 году, что говорит о дальнейшем восстановлении начального показателя.
Исследование помощи государства индивидуальному предпринимателю позволило установить, что прямая поддержка правительства в 2017 году была самой большой за исследуемый период, а в перспективе планируется снижение, так как государство, по всей видимости, потеряло интерес к этой программе. Показатели, характеризующие косвенную поддержку государства, элементы которой описаны выше, говорят о том, что объем данной поддержки будет не так мал, как объем прямой, хотя и не является таким существенным вкладом, как прямое финансирование малого бизнеса.
Список литературы
- Экономическое развитие и инновационная экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=16&pgpId=93C1BA31-4B80-4A68-8081-AEEBA2D98BB6 (дата обращения: 22.12.2017).
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 22.12.2017).
- Портал госпрограмм РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal (дата обращения: 22.12.2017).
Материал поступил в редакцию 15.01.2018
© Махова А. В., Груздева Е. В., 2018