Условия и элементы комфортной городской среды
Авторы: Разомасова Елена Александровна, Романова Наталья Геннадьевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 5-9
Объём: 0,36
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (18), январь 2018
Библиографическое описание: Разомасова Е. А., Романова Н. Г. Условия и элементы комфортной городской среды // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 5-9.
Аннотация: В работе представлена гипотеза обязательного наличия развитой сферы потребительских услуг на территории городских агломераций. Приводятся примеры международных сравнений мегаполисов по уровню комфорта и состоянию коммуникаций в условиях городской среды. На основе личных наблюдений и полученной информации делается вывод, что наличие доступных в территориальном и видовом аспектах потребительских услуг способно сделать жизнь населения более комфортной и удобной.
25 января 2017 года Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев обозначил в качестве приоритетного проект «Формирования комфортной городской среды» отечественных городов (включая агломерации от 500 тыс. чел.) [1]. Органам местного самоуправления рекомендовано заняться благоустройством общественных пространств и поддержанием их в нормальном состоянии, чтобы в условиях городской агломерации смогли развиваться цивилизованные формы услуг: общественное питание, бытовое обслуживание, торговля и другие услуги. В рамках реализации данного проекта муниципальные образования должны будут сформировать комплексные программы по благоустройству населенных пунктов до февраля 2021 г.
Реакция регионов, рассчитывающих на субсидиарную поддержку из федерального бюджета, не заставила долго ждать. К примеру, в Новосибирской области (13.03.2017 г.) Постановлением мэра г. Новосибирска была создана межведомственная комиссия по координации деятельности в рамках реализации данного проекта с целью благоустройства общественных мест, дворов, парков иных территорий города, получена возможность реализации общественного контроля, определен порядок, сроки рассмотрения и оценки предложений граждан о включении общественных и дворовых территорий в муниципальную программу [2].
Заинтересованными лицами проекта, с одной стороны, выступают жители города, формирующие спрос на услуги, с другой - органы местного самоуправления, ответственные за реализацию программы, и предприниматели, предоставляющие услуги горожанам в формате заявленных ими видов экономической деятельности.
В этой связи следует обратить внимание на значение дефиниций «потребитель» и «комфорт». Номинальное понимание комфорта («comfort» в переводе с английского) рассматривается как утешение, поддержка, удобство [3], что не теряет своей актуальности и за пределами городских агломераций, в любой территории поселения. Не затрагивая глубоко основ психологии и физиологии, отметим, что формирование для человека благоприятных условий, когда без особых бытовых проблем можно организовать трудовую деятельность и личную жизнь – задача нелегкая, но вполне реалистичная, о чем свидетельствует опыт развитых стран мира и международная статистика комфортных и благоприятных для проживания населения городов планеты.
Издание «The Economist», ежегодно публикующее сводный рейтинг лучших городов для жизни по всему миру (исследования проводились в 140 городах), на основе более 30 различных факторов, среди которых на передний план выходят: качество медицинских услуг и состояние медицинской сферы в целом, уровень образования, культура, развитость инфраструктуры. По результатам исследования формируется рейтинг: от мегаполисов, в которых жители не сталкиваются практически ни с какими трудностями, до мегаполисов, условия жизни в которых оставляют желать лучшего [4].
Конечно, рейтинговая информация может носить субъективный характер, но фактическая картина, позволяющая много лет городам мира с высоким уровнем комфортной городской среды удерживаться в десятке первых много лет, вызывает доверие.
В 2017 году, самый высокий рейтинг (97,5 баллов) получил австралийский Мельбурн. За ним следуют Вена (Австрия) и Ванкувер (Канада)[1]. К сожалению, Российские города не попали в список наиболее привлекательных и комфортных для жизни территорий поселения, но в первую десятку вошли Москва и Санкт-Петербург, утратившие за последние пять лет высокие баллы и привлекательность.
По мнению Центра стратегических исследований компании Росгосстрах, который в 2017 году провел национальное исследование среди крупных городов Российской Федерации, Новосибирск занял 9-ю строчку рейтинга, разделив ее с Рязанью и Уфой. При этом внутренний рейтинг строился также на исследовании медицинских, образовательных, культурных, развлекательных услуг с добавлением анализа состояния инфраструктуры и ЖКХ и ряда других факторов.
Таким образом, формирование комфортной городской среды - актуальная задача для органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, ответственных за его создание. Потребитель, имеющий намерение заказать или приобрести необходимые ему товары или услуги, должен быть уверен не только в их качестве и способностях удовлетворить возникшие у него потребности, но также иметь возможность без особых усилий и временных потерь приобретать все, что потребуется, в полном объеме.
Очевидно, что подобная задача напрямую связана с развитием и совершенствованием сферы потребительских услуг в границах городской среды. Развитая сфера потребительских услуг обеспечивает гармоничное существование индивида в городских условиях и одновременно является характерологической чертой города как особого социально-экономического пространства. Ее совершенствование имеет все более возрастающую значимость для городской агломерации.
Прямые следствия высокого уровня развития сферы потребительских услуг:
- качественно-количественное изменение социально-экономических показателей;
- оптимизация жизни – возможность человека резервировать личное время: избегать дополнительных временных трат, связанных с выполнением работ по домохозяйству (например, на уборку, приготовление пищи, покупку товаров в стационарных торговых точках и др.), обеспечивать более качественный отдых и заботу о здоровье;
- изменение условий, уровня и образа жизни современного человека;
- популяризация и широкое внедрение технологических достижений и новшеств, способствующих совершенствованию материальной составляющей бытовой культуры населения города [5, с. 112].
По темпам роста количества рабочих мест сфера потребительских услуг значительно опережает традиционные отрасли материального производства, обеспечивает занятость населения даже в условиях экономического кризиса, выступает постоянным агентом по сбору налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
К примеру, анализ отраслевой структуры экономики г. Новосибирска (третьего города в РФ) в 2016 году даже с учетом снижения фактических доходов населения выявил рост услуг розничной торговли на 5,9 % и общественного питания – на 0,5 %, а темпы роста платных услуг населению составили 4,3 % за год [6]. В целях обеспечения качества жизни населения, городская среда устойчиво формирует прослойку занятых в отраслях сферы услуг.
Наличие разнообразных услуг, возможность их свободного приобретения вызывает в сознании горожан ассоциацию с качеством жизни, поэтому процесс разделения труда в пределах городской агломерации смещен в сторону нематериального сектора.
«Удовлетворив базовые потребности в питании, жилье, одежде и безопасности, городские жители претендуют на возможность приобретения дополнительного перечня услуг в соответствии со статусом современного города. Каждый житель мегаполиса, имеющий представление о комфорте, хочет быть уверен, что его ожидания будут удовлетворены, иначе смысл проживания в условиях городской среды теряет привлекательность» [7, с. 172].
Качественные характеристики городской среды включают ряд видов экономической деятельности, способных обеспечить жителям города необходимый комфорт проживания. При этом предложение услуг потребительского свойства населению на территории городской агломерации должно быть равномерным и количественно достаточным, чтобы любой житель, независимо от фактического места проживания или пребывания, мог получить требуемые ему услуги надлежащего качества по доступным ценам. В случае отсутствия предложения подобного рода городская среда теряет свою привлекательность, оставаясь лишь местом проживания и приложения труда. И наоборот, услуги разного вида и функционального предназначения при условии их максимальной количественной и территориальной концентрации способны изменить жизнь горожан к лучшему, приблизив ее к идеальной модели комфортного проживания.
В настоящее время при размещении современных городов обязательно учитываются экономические и социальные условия, а также возможность использования сырьевой и энергетической базы, транспортное развитие, наличие трудовых ресурсов. В отечественной нормативно-справочной литературе подобные факторы причисляют к градообразующим.
Согласно Градостроительному кодексу РФ, территория любого города должна быть условно поделена на селитебные территории, охватывающие зоны приложения труда и отдыха горожан. Подобное деление предполагает, что в каждой зоне отдыха в обязательном порядке должны присутствовать учреждения культурно-бытового назначения, призванные удовлетворять запросы городского населения в бытовом обслуживании и отдыхе. Это положение еще раз подтверждает представленную в статье гипотезу о том, что развитая сфера потребительских услуг выступает неотъемлемым элементом городской инфраструктуры, направлена на удовлетворение потребностей в питании, продовольственных и непродовольственных товарах, укрепление здоровья, решение бытовых проблем, транспортного обслуживании.
Таким образом, неотъемлемым элементов современной городской среды должна выступать развитая сфера потребительских услуг, способная создавать комфортные условия для проживания населения, снижая внутреннее напряжение жителей в поисках требуемых ежедневно товарах и услугах.
Список литературы
- Реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oblgazeta.ru/society/31765/ (дата обращения: 30.01.2017).
- О мероприятиях по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novo-sibirsk.ru/upload/leninskiy/Postanovlenie_956_gor_sreda.pdf (дата обращения: 06.07.2017).
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 4-е изд., дополненное, М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
- Daily chart The world’s most loveable cities [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economist.com/blogs/graphicdetail/2016/08/daily-chart-14 (дата обращения: 06.07.2017).
- Разомасова Е. А., Морозова Н. Г. Влияние сферы потребительских услуг на социально-экономическое развитие городской среды // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления : сб. статей междунар. научно-практ. конф. В 2 ч. Часть 2. Уфа : АЭТЕРНА, 2017. С. 109-112.
- Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по НСО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/statistics/ (дата обращения: 09.11.2016).
- Разомасова Е. А. Теоретико-методологические основы формирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг : монография. Новосибирск : НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», 2012. 236 с.
Материал поступил в редакцию 24.12.2017
© Разомасова Е. А., Романова Н. Г., 2018
[1] Всего в первую десятку вошло три австралийских города (Мельбурн, Аделаида, Перт), три канадских города (Ванкувер, Торонто, Калгари), три европейских (Вена, Хельсинки, Гамбург) и один новозеландский (Окленд).