Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта
Авторы: Карелина А. С.
.Рубрика: Технические науки
Страницы: 29-39
Объём: 0,62
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017
Библиографическое описание: Карелина А. С. Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 29-39.
Аннотация: В статье рассмотрено негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека. Представлены категории такого воздействия на всех этапах полного жизненного цикла автомобиля, включая добычу сырья, изготовление, эксплуатацию и утилизацию.
На современном этапе развития автомобилестроения и накопления знаний в области экологии становится ясным, что вред, наносимый автомобильным транспортом окружающей среде, не ограничивается выбросами вредных веществ и шумом, которые нормируются. Производство, эксплуатация и утилизация автомобиля порождают целый ряд экологических проблем, существенно влияющих на жизнь и здоровье людей, развитие экосистем и глобальные изменения в масштабах планеты.
До последнего времени оценка вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и человека проводилась лишь на стадии эксплуатации по выбросу вредных веществ с отработавшими газами [1, 2]. В настоящее время становится понятно, что такой подход не приемлем. На всех стадиях жизненного цикла автомобиля, включая добычу сырья, изготовление, эксплуатацию, переработку и утилизацию, оказывается негативное влияние, как на экологию, так и на здоровье человека. Поэтому учет и снижение такого влияния актуальная тема для исследований.
Развитие знаний в области экологии и взаимодействия человека и природы приводит к выработке все более точных методов оценки этого взаимодействия. Если несколько лет назад ученые выделяли и оценивали 5…10 категорий воздействия, то сейчас их число возросло до 20, и в дальнейшем будет только увеличиваться [3, 4].
При проведении оценки жизненного цикла автомобиля необходимо выделить какой-то ограниченный круг категорий воздействия. В него должны входить те категории, которые позволят достичь поставленную цель исследования. В то же время категорий не должно быть слишком много, чтобы не делать проведение оценки слишком сложным, длительным и дорогим.
Можно выделить те категории, которые необходимо включать в оценку жизненного цикла автомобиля:
- истощение ресурсов;
- изменение климата;
- разрушение озонового слоя;
- токсическое воздействие на человека;
- образование фотохимического смога;
- кислотные осадки;
- эвтрофикация (загрязнение водоемов водорослями);
- шум;
- истощение почвы;
- тепловое загрязнение;
- неприятный запах;
- несчастные случаи и аварии.
Истощение ресурсов
Истощение абиотических ресурсов (руды, нефти, природного газа, других полезных ископаемых) является чрезвычайно негативным воздействием автомобиля на окружающую среду. Для осуществления жизненного цикла автомобиля требуется огромное количество материалов и топлив, добыча которых связана с истощением ресурсов планеты [5].
Истощение биотических ресурсов (ресурсов растительного и животного происхождения) в жизненном цикле автомобиля связано с использованием таких материалов, как дерево, бумага, картон, натуральная кожа. Необходимо стремиться к снижению индикатора истощения биотических ресурсов. Это возможно путем замены материалов биологического происхождения синтетическими материалами, повторного использования, например, древесины и бумаги [5].
Для оценки истощения ресурсов используют индикатор истощения [6]:
где mi – расход i-гo ресурса, кг; Fpec – фактор характеризации истощения; i – вид ресурса.
Изменение климата
Глобальное потепление связано с выбросом в атмосферу газов, способных поглощать тепловое излучение земли. Для описания этого явления используется термин «парниковый эффект» [7]. Фактор характеризации изменения климата определяется по следующей зависимости:
где аi – поглощаемое тепловое излучение на единицу изменения концентрации газа i; ci (t) – концентрация газа i через время t после выброса; Т – число лет, за которое производится интегрирование. В знаменателе приводятся те же величины для диоксида углерода, выбранного в качестве базового вещества, к которому приводятся выбросы всех остальных газов.
Таким образом, индикатор воздействия выражается в эквивалентном выбросе СО2 в кг.
Необходимо обратить внимание на величину периода времени Т, для которого производится оценка. Для кратковременных прогнозов используют период 20 и 50 лет, а для долговременных 100 и 500 лет (табл. 3) [6].
Таблица 3
Фактор характеризации изменения климата
Вещество |
Формула |
Фактор характеризации изменения климата, кг СO2/кг вещества |
||
20 лет |
100 лет |
500 лет |
||
Диоксид углерода |
СО2 |
1 |
1 |
1 |
Метан |
CH4 |
62 |
25 |
7,5 |
Оксид азота |
N2O |
290 |
320 |
180 |
Фреон-11 |
CFCl3 |
5000 |
4000 |
1400 |
Фреон-13 |
CF3Cl |
8100 |
11700 |
13600 |
Проблеме изменения климата на Земле сейчас уделяется повышенное внимание. В Европе поставлена цель снижения выбросов СО2 от легковых автомобилей. Намеченный на 2021 год уровень составляет 95 г/км [8].
Разрушение озонового слоя
Разрушение озонового слоя вызывают хлорфторуглероды, часто называемые фреонами. Попадая в верхний слой атмосферы, эти соединения расщепляются с выделением свободного хлора. Один кг хлора разрушает 137,1 т озона [9]. До последнего времени фреоны находили широкое применение в холодильной технике, в том числе в автомобильных системах кондиционирования. Хлорфторуглероды выделяются также при производстве некоторых материалов, применяемых в автостроении, а также при получении электроэнергии на тепловых электростанциях. Индикатор разрушения озонового слоя выражается в эквивалентном выбросе одного килограмма фреона-11.
В качестве примера можно рассчитать индикатор разрушения озонового слоя для процессов производства пластмасс, используемых при изготовлении автомобиля ВАЗ (табл. 4). Известно, что при изготовлении таких пластмасс, как поливинилхлорид, полиэтилен и полипропилен, выделяется фреон-13В1.
Таблица 4
Пример расчета индикатора разрушения озонового слоя при производстве некоторых типов пластмасс, используемых при изготовлении автомобиля ВАЗ
Тип пластмассы |
Масса в конструкции автомобиля, кг |
Выброс фреона-13В1 при производстве 1 кг пластмассы mi, мкг |
Выброс фреона-13В1 при изготовлении одного автомобиля mi, мкг |
Произведение mi x Fпарн.i, кг |
Поливинилхлорид |
12,753 |
3,7 |
47,19 |
0,00054 |
Полипропилен |
3,606 |
92 |
331,75 |
0,00382 |
Полиэтилен |
11,74 |
76 |
892,24 |
0,01026 |
Итого (Iозон) |
|
0,01462 |
Токсическое воздействие на человека
Выбросы вредных веществ, которые образуются в жизненном цикле автомобиля, оказывают негативное воздействие на организм человека (табл. 5).
Таблица 5
Классификация заболеваний, связанных с химическими загрязнениями
Поражаемые органы и системы |
Химические вещества |
Органы дыхания |
Хлор и его соединения: соляная кислота, фосген, трихлорид фосфора. Соединения серы: диоксид серы, сероводород, диметилсульфат, серная кислота. Соединения азота: оксиды азота, азотная кислота, аммиак. Соединения фтора: фторид водорода, плавиковая кислота и ее соли. Соединения хрома: хромовый ангидрид, оксид хрома. Карбонильные соединения металлов: карбонил никеля. Растворимые соединения бериллия: фторид бериллия. |
Система крови |
Бензол и его хлорпроизводные. Хлорорганические пестициды. Гексахлорциклогексан. Свинец, акрилаты. Амино- и нитросоединения бензола. Оксид углерода. |
Гепатобилиарная система (печень, желчный пузырь, желчевыделительные протоки) |
Хлорированные углеводороды, бензол, анилин, тринитротолуол, свинец, ртутьорганические соединения, фосфор, пестициды, формальдегид. |
Выделительная система (почки, мочевой пузырь, мочеточники) |
Тяжелые металлы и их соединения (ртуть, свинец, кадмий, литий, висмут). Органические растворители (углерода тетрахлорид, дихлорэтан). |
Нервная система |
Металлическая ртуть, марганец, соединения мышьяка, сероуглерод, тетраэтилсвинец. |
Кожа |
Концентрированные неорганические кислоты, некоторые соли тяжелых металлов (Cr, Ni, Со, Hg), большинство органических растворителей, смазочные масла. |
В соответствии с «Временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба» все выбросы вредных веществ в атмосферу приводятся к диоксиду серы SО2 [10].
Приведенная масса газового выброса загрязнений в атмосферу определяется по формуле:
где mi – масса газового выброса примеси i-гo вида в атмосферу, т/год; Аi – показатель относительной агрессивности примеси i-гo вида, усл. т/т; N – общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.
Значение Ai определяется на основе показателя аi относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком с учетом ряда поправок.
где ai – показатель относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком; αi – поправка, учитывающая вероятность накопления исходных примесей или вторичных загрязнителей в компонентах окружающей среды и в цепях питания, а также поступления примесей в организм человека неингаляционным путем; σi – принимается равной 1; λi – поправка на вероятность вторичного заброса примесей в атмосферу после оседания на поверхностях; βi – поправка на вероятность образования других загрязнителей, более опасных, чем исходные.
Показатель ai и поправки αi, σi, λi и βi безразмерные, показателю Аi присваивается размерность уcл. т/т.
Недостатком описанной методики является то, что уточняющие поправки αi, σi, λi и βi приблизительно оценивают возможность химических превращений веществ в атмосфере, накопление их в цепи питания, перенос из одной среды в другую. Достоинство методики – возможность непосредственно оценить экономический ущерб, зная выброс вредных веществ.
Из зарубежных методик следует отметить разработку Национального института здравоохранения и окружающей среды Нидерландов (RIVM). В этой методике в качестве показателя степени воздействия вредного вещества на человека используется доза вещества, поступившая в организм человека в течение одного дня различными путями (с вдыхаемым воздухом, водой, пищей).
В результате определяется фактор, характеризующий токсичность данного вещества. Он называется потенциалом токсичности для человека (НТРei) [6]:
где PDIei – дневная доза вещества i, поступившая в организм человека в результате выброса 1000 кг вещества i в среду е; ADIi – допустимая (безвредная) дневная доза вещества для человека, кг вещества/кг веса тела в день.
В качестве базового вещества, используемого для определения единицы токсичности НТР = 1, в данной методике принят 1,4-дихлорбензол.
Значения потенциала токсичности для человека определяют для следующих сред, в которых производится первоначальный выброс вещества: воздух, вода, сельскохозяйственные угодья и почвы, используемые техногенными объектами.
Общая оценка по данной категории воздействия представляет собой индикатор токсичности – сумму произведений массы выброса данного вещества в данную среду на потенциал токсичности для человека этого вещества в соответствующей среде [11]:
где me,i – масса выброса вещества i в среду е, кг.
Пример расчета индикатора токсичности вредного вещества приведен в табл. 6.
Таблица 6
Пример расчета индикатора токсичности вредных веществ на 1 км пробега условного легкового автомобиля
Вещество |
Выброс, mi, г/км |
НТРi, уcл. г/г |
Произведение mi х НТРi уcл. г/км |
Вклад индикатора токсичности, % |
Оксиды азота |
1,515 |
1,4 |
2,121 |
0,273 |
Диоксид серы |
0,125 |
0,33 |
0,041 |
0,005 |
Твердые частицы |
0,018 |
0,9 |
0,016 |
0,002 |
1,3-бутадиен |
0,031 |
2400 |
74,4 |
9,580 |
Формальдегид |
0,0625 |
0,91 |
0,057 |
0,007 |
Бензол |
0,35 |
2000 |
700,0 |
90,133 |
Итого |
2,1015 |
|
776,635 |
100,0 |
Результаты представленных расчетов показывают, что наибольший вклад в приведенный выброс вносит выброс бензола, вторым по важности является выброс бутадиена, третьим – оксидов азота.
Другие категории воздействия
Проблема образования смога в городах уже несколько десятилетий беспокоит людей. Наибольший вклад в его образование вносит транспорт. В отработанных газах автомобильных двигателей содержатся летучие органические соединения, оксид углерода и оксиды азота. Скапливаясь в тропосфере, эти соединения активно реагируют друг с другом, а также с кислородом воздуха и водяными парами, находящимися в атмосфере. В результате протекания фотохимических реакций образуются различные высокотоксичные соединения. Основными из них являются озон и пероксиацетилнитрат [12]. Индикатор смога выражается в эквивалентном выбросе этилена С2Н4 в кг.
Практически все стадии жизненного цикла автомобиля связаны с выбросами оксидов серы и оксидов азота. Они образуются в процессах производства материалов, топлив и энергии, а также в больших количествах выбрасываются с отработавшими газами при движении автомобиля. Попадая в атмосферу, оксиды серы и азота реагируют с влагой, находящейся в воздухе, и образуют серную и азотную кислоты, которые затем выпадают на землю с осадками. Кроме влажных осадков могут быть и сухие кислотные осадки – соли серной и азотной кислоты. Наибольший вклад в образование кислотных осадков дает выброс диоксида серы. Поэтому постоянно ужесточаются нормы на содержание серы в топливе.
Эвтрофикация связана с повышенным содержанием питательных элементов таких, как азот и фосфор в воде и почве. Изобилие питательных веществ приводит к повышенному росту некоторых видов растений. Так, например, в водной среде резко увеличивается рост водорослей, что приводит к повышенному потреблению кислорода и снижению его концентрации в воде. В таких условиях не могут нормально существовать рыбы и другие обитатели водных экосистем. Повышение содержания питательных веществ происходит в результате выброса оксидов азота и аммиака в воздух либо ионов NO3, NH4, в воду [6]. В жизненном цикле автомобиля большие выбросы оксидов азота связаны с процессами сгорания топлива, выбросы соединений фосфора – с применением моющих средств.
Шум является энергетическим загрязнением окружающей среды и сопровождает многие процессы жизненного цикла автомобиля. Наиболее негативное воздействие на людей и окружающую среду оказывает шум, возникающий при движении автомобиля.
Воздействие шума на организм человека приводит к заболеванию системы кровообращения, болезням нервной системы, психическим расстройствам, заболеваниям органов пищеварения, болезням эндокринной системы, нарушению обмена веществ, появлению врожденных аномалий у детей. Шум негативно влияет на экосистемы, отпугивает животных, служит причиной нарушения установившихся путей их миграции.
Экономическая оценка годового ущерба, причиняемого населению шумами от совокупности всех источников в условиях жилых помещений равна:
где Ун.общ. – экономическая оценка годового ущерба, причиняемого населению шумами, действующими на людей в ночное время в условиях жилых помещений, р./год; Уд.общ – то же в дневное время.
Производство и эксплуатация автомобилей связаны с тем, что большие площади земли используются для строительства предприятий автотранспортного комплекса и дорог. Эти площади становятся на десятки и сотни лет выключенными из жизни экосистем. В настоящее время при проведении оценок жизненного цикла эта категория воздействия, как правило, не учитывается, однако специалисты считают, что в ближайшем будущем ее обязательно необходимо будет учитывать и рекомендуют вычислять индикатор по следующей формуле:
где а – используемая площадь, м , t – время, в течение которого эта площадь используется, лет.
Тепловое загрязнение окружающей среды играет важную роль в жизненном цикле автомобиля. Наибольший вклад в тепловое загрязнение вносит стадия эксплуатации (65…80 %), поскольку вся теплота, выделившаяся при сгорании топлива, поступает в окружающую среду. Таким образом, автомобили при большом скоплении в городах могут локально повышать температуру воздуха. Поскольку это воздействие локально, то негативный эффект от него незначителен и в оценках жизненного цикла, как правило, не принимается во внимание.
Выбросы вредных веществ, которые оказывают негативное воздействие на здоровье человека, также наносят ущерб растениям и животным. Это воздействие на водные и наземные экосистемы называется экотоксикологическим воздействием.
Воздействие загрязнения окружающей среды на экосистемы очень разнообразно. Загрязнение воздуха, воды и почвы приводит к вымиранию отдельных видов растений и животных, что ведет к уменьшению биоразнообразия и деградации экосистем.
Другим характерным примером воздействия на экосистемы является вымирание лесов. Длительное действие высоких уровней концентраций некоторых загрязнителей от металлоплавильных заводов может убивать деревья и другую растительность в близлежащих районах.
Несмотря на то, что в настоящее время данная категория воздействия редко учитывается в оценках жизненного цикла, в будущем она может стать одной из наиболее важных.
Выброс загрязняющих веществ с неприятным запахом связан с различными процессами в жизненном цикле автомобиля. Наибольшее количество таких веществ выбрасывается на стадии эксплуатации с отработавшими газами и испарениями топлива из бака и топливной системы. В современных оценках жизненного цикла автомобилей эта категория воздействия не принимается во внимание.
По данным ГИБДД МВД РФ общее количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях водителей и пассажиров легковых автомобилей за период с января по ноябрь 2016 года составило более 218 тыс. человек [13]. Несчастные случаи происходят также при производстве, обслуживании и ремонте автомобилей. При проведении оценок жизненного цикла для этого вида негативного воздействия рекомендуют следующий индикатор [14]:
где С – количество несчастных случаев на один автомобиль в течение жизненного цикла.
На основании приведенных данных, можно сделать вывод, что объективная оценка экологической безопасности автомобиля может быть выполнена только на основе концепции полного жизненного цикла с учетом всего комплекса его воздействий на окружающую среду.
Также необходимо отметить, что информация, полученная при оценке автомобиля по полному жизненному циклу, позволяет наметить пути совершенствования, как конструкции автомобиля, так и технологических процессов его производства и эксплуатации.
Список литературы
- Коротких Ю. С. Экологический стандарт Евро-6 в Европе и России // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://www.agrorisk.ru/#!korotkih-1/lsuyi.
- Коротких Ю. С. Перспективы использования газомоторного топлива в России // Международный научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 77-80.
- Виноградов О. В., Карелина А. С. Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 194-199.
- Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 116 с.
- Звягинцев А. А., Прохорова Е. В. Влияние качества автомобильного бензина на экологию // Современные автомобильные материалы и технологии (САММИТ-2016) : сб. ст. VIII Международной научно-технической конференции (Курск, 24-25 ноября 2016 г.). – Курск, 2016. – С. 122-127.
- Есеновский-Лашков Ю. К., Мельник В. Г. Автомобиль в полном жизненном цикле. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2010. – 40 с.
- Википедия – свободная энциклопедия : Парниковый эффект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82.
- ЕС намечает будущие цели по выбросам СО2 для новых автомобилей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dealeron.ru/news/3223-%D0%95%D0%A1-%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D0%9E2-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9/.
- Кутенев В. Ф., Козлов А. В., Теренченко А. С. Сопоставительный анализ отечественной и европейской методик оценки ущерба от загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aae-press.ru/j0058/art013.htm.
- Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. – М. : Госстрой СССР, Госплан СССР, АН СССР, 1983 г.
- Тулохонова А. В., Уланова О. В. Оценка жизненного цикла интегрированных систем управления отходами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.monographies.ru/en/book/section?id=8052.
- Азаров В. К. Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности и энергоэффективности автомобилей : дис. … канд. техн. наук. – М., 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nami.ru/uploads/docs/dessert_sovet_docs3/55a6111c11b88Azarov.pdf.
- Официальный сайт ГИБДД МВД РФ. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat.
- Сайкин А. М. Стандарты и методы оценки экологической и активной безопасности горнотранспортного оборудования с дизельным приводом // ГИАБ. – 2011. – № 11. – С.146-154.
Материал поступил в редакцию 23.01.2017
© Карелина А. С., 2017