Освоение понятия визуального образа гармоничного пространства интерьера студентами дизайнерами вуза

Наука без границ - Освоение понятия визуального образа гармоничного пространства интерьера студентами дизайнерами вуза

Авторы: Ласкова М. К.

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 70-73

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ласкова М. К. Освоение понятия визуального образа гармоничного пространства интерьера студентами дизайнерами вуза // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 70-73.

Аннотация: Обучая студентов выполнять дизайн-проекты интерьера, мы часто говорим о визуальном образе пространства, который необходимо создать, почувствовать и визуализировать. Рассказываем о его свойствах, о композиционных законах и признаках, которые необходимо использовать. А как рождается сам образ? Процесс его осмысления и появления сложно объяснить с точки зрения науки. Но чтобы сформировалась методика обучения и процесс стал воспроизводим научное обоснование необходимо.

Рассматривая проблему проектирования интерьера, мы часто говорим о пространстве, об образе гармоничного пространства, которое проектируем, его визуально-образном восприятии и визуализации. Все эти понятия связаны, но не однозначны и входят в процесс обучения проектированию интерьера.

Понятие пространства, казалось бы, такое простое, на первый взгляд, это все что нас окружает. Но хаотическое нагромождение явлений и предметов является ли пространством? А что представляет собой пространство хаоса или определённого порядка, чьей-то рукой установленного. Задавая такие вопросы, мы убеждаемся, что пространство может быть рукотворно и неоднозначно трактуемо. Постараемся разобраться с проблемами формирования пространства, создаваемого человеком, на примере интерьера.

Визуальное пространство или видимое пространство мира как физическое явление характеризуется четырьмя параметрами: длиной, шириной, высотой и временем. Не случайно проектирование начинается с обмера помещения, изучения его физических свойств, ориентации относительно сторон света и т. д.

Научное объяснение понятия пространства гораздо сложней для объяснения и его постижения, тем более с появлением представления в науке о многомерности пространства. Есть ли связь многомерного пространства с разворачивающейся панорамой интерьера? По-видимому, есть.

Исследования пространства, начатые гештальт-психологами и продолженные в рамках инженерной психологии, в основном строятся на изучении восприятия отдельных свойств пространства, его важных характеристик, лишая его целостности, образности, которая давно имеет место в искусстве.

«Других попыток строгого научного исследования пространственных представлений и восприятия пространства мы в настоящее время не знаем. Однако это не означает отсутствия возможностей исследования интересующей нас проблемы – эти возможности лишь скрыты в других сферах деятельности: художественной и художественно-проектной», считает Вячеслав Глазычев [1].

Изучить законы формирования гармоничного пространства помогает искусство. Понятие пространства в искусстве основано на результатах осмысления пространства картинной плоскости произведения искусства, «которые накоплены изобразительными, или пространственными, искусствами и зафиксированы в произведениях искусства и суждениях, опирающихся на анализ этих произведений, – суть продукты особого, тренированного художественного сознания» [1].

Многие произведения искусства создают целостные эмоционально-окрашенные образы, их можно трактовать и оценивать с точки зрения композиционных признаков, законов и категорий и на эмоциональной причастности зрителя к произведению искусства.

Образное восприятие мира – одно из загадочных свойств живого мозга, позволяющее разобраться в бесконечном потоке воспринимаемой информации и сохранять ориентацию в океане разрозненных данных о внешнем мире. Воспринимая внешний мир, мы всегда производим классификацию воспринимаемых ощущений, т. е. разбиваем их на группы похожих, но не тождественных явлений.

Характерно, что для составления понятия о группе восприятий определенного класса достаточно ознакомиться с незначительным количеством ее представителей. Студенту достаточно показать несколько примеров оригинальных пространственных композиций и дать задание по созданию эмоционально окрашенного образа пространства, вызывающего определенные ассоциации, как он начнет выполнять что-либо авторское и интересное в рамках задания. Это удивительное свойство мозга позволяет сформулировать такое понятие, как образ.

В искусстве образ – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления [2]. Образы обладают характерным свойством, проявляющимся в том, что ознакомление с конечным числом явлений одного и того же класса дает возможность узнавать сколь угодно большое число его представителей за счет целостности восприятия объекта. Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, большей частью одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты.

Например, Гегель полагал, что образ является неотъемлемым компонентом символа, то есть обобщенного знака, выражающего основную суть. Вторым компонентом является смысл. Отсюда образ – выражение смысла [3].

Способность восприятия внешнего мира в форме образов позволяет с определенной достоверностью узнавать бесконечное число объектов на основании ознакомления с конечным их числом, а объективный характер основного свойства образов позволяет моделировать процесс их распознавания.

Еще одно интересное научное направление – синергетика, которое может быть связано с осознанием понятия образа пространства. Задача синергетики заключается в нахождении и подробном исследовании тех базовых моделей, выходящих из наиболее типичных предположений о свойствах отдельных характеристик, составляющих образ как целостное явление, и законах взаимодействия между характеристиками как элементами, способствующими целостности восприятии эмоциональной трактовки образа. Поскольку главным отличительным свойством изучаемого явления образа – как системы, является протекающие в процессе восприятия самоорганизации, то синергетику образа пространства можно также рассматривать как общую теорию самоорганизации в системах различной природы.

В настоящее время синергетика понимается как наука о математическом моделировании перехода систем из одного устойчивого состояния в другое, что как раз и характеризует восприятие образа пространства, и сам процесс его формирования в мозгу человека, его опредмечивания в виде изображений или мысле-образа [4]. Это характеризует горизонт образных и горизонт вербальных моделей восприятия пространства [1].

Все эти научные понятия дают представление о сложности проблемы восприятия пространства и его образности, но мало объясняют, как же практически следует создавать визуальный образ гармоничного пространства интерьера. Такой образ будет глубоко индивидуальным, не универсальным для всех людей, и без изучения психологии личности человека, для которой он проектируется не обойтись. Как следствие востребованы знания и рекомендации психодизайна по созданию гармоничной гендерной среды для конкретного человека, с его психофизиологическими и социальными особенностями.

Резюмируя все сказанное можно рассмотреть три составляющие процесса обучения студентов созданию визуального образа гармоничного пространства интерьера:

  • освоение понятия визуального образа через выполнение эмоционально окрашенных формальных проектов. Где формальный проект – это учебное макетирование в рамках определенного девиза;
  • изучение требований психологического дизайна к гармоничному пространству интерьера, связанному с конкретным человеком, психофизиологическими особенностями заказчика;
  • визуализация информационного образа, рожденного творческой фантазией и чувственно переживаемого проектировщиком.

Список литературы

  1. Глазычев В. Л. Образ пространства (проблемы изучения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glazychev.ru/publications/articles/1978_obrazy_prostranstva.htm.
  2. Толковый словарь Ожегова. Образ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7.
  3. Википедия. Образ (философия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F).
  4. Иванов В. Суть понятия «Синергетика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://libtime.ru/modelirovanie/sut-ponyatiya-sinergetika.html.

Материал поступил в редакцию 25.01.2017
© Ласкова М. К., 2017