Проблемы и перспективы привлечения инвестиционных вложений в промышленность Кыргызской Республики
Авторы: Букараева В. М.
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 46-52
Объём: 0,48
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017
Библиографическое описание: Букараева В. М. Проблемы и перспективы привлечения инвестиционных вложений в промышленность Кыргызской Республики // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 46-52.
Аннотация: Выявлены основные факторы, сдерживающие инвестиционные притоки в Кыргызскую Республику и снижающие ее инвестиционную привлекательность. Приводится ряд приоритетных направлений по стимулированию инвестиционных вливаний в экономику Кыргызстана.
Любая экономическая программа требует привлечения иностранного капитала, это в значительной степени относится и к Кыргызской Республике. В нашей стране остро ощущается нехватка внутренних ресурсов, поэтому большой расчет делается на внешнее финансирование, т. е. иностранным инвестициям и кредитам.
Для выхода из современного кризиса и для подъема национальной экономики Кыргызстану крайне важен приток иностранных инвестиций. Однако этот вопрос осложняется тем, что интересы общества Кыргызстана не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов. Соответственно необходимо привлечение инвестиций такими путями, чтобы сохранить мотивации инвесторов и направленности их вложений в пользу общественных интересов [1, с. 196].
В настоящий момент высокий риск инвестирования в Кыргызскую Республику (далее – КР) снижает заинтересованность большого количества потенциальных инвесторов к отечественной экономике, хотя отмечается тенденция к расширению сферы приложения иностранного капитала. В предыдущие периоды развития КР иностранные инвесторы предпочитали вкладывать средства в основном в сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями. К настоящему моменту инвесторы начали интересоваться и отечественными предприятиями, которые выпускают широкий спектр товаров для кыргызского рынка, или теми, которые имеют потенциал в освоении внутреннего рынка в ближайшем будущем.
Однако действующая в КР национальная система хозяйственной деятельности непривлекательна для иностранных инвесторов; наша страна изолируется от мировых финансовых потоков. Мировой опыт показывает, что «для обеспечения экономического роста (хотя бы на уровне самопроизводства) ежегодный объем иностранных инвестиций должен быть на уровне 25…30 % от объема ВВП» [1, с. 203].
Даже для предприятий стран с низким уровнем риска и благоприятными показателями развития экономики привлекать инвестиции часто затруднительно. Для Кыргызстана с его сложностями по ряду показателей этот вопрос еще более затруднителен. Основными препятствиями для притока иностранного капитала можно назвать: несовершенство законодательства, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, высокий уровень криминала и коррупции. Ряд зарубежных предпринимателей в качестве основных причин отсутствия зарубежных инвестиций в КР называют именно криминал и коррупцию; также часто говорят о высокой нестабильности в стране.
Эксперты считают, что необходимое условие для привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики республики – это борьба с криминальными элементами. В международной экономике увеличивается роль мелких и средних инвесторов, а как раз они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.
Стабильность в стране – политическая, правовая, экономическая и социальная – является определяющим фактором для повышения инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики. В настоящий момент наша страна известна как политически и социально нестабильное государство с частными сменами власти и государственной политики, законов, где нет преемственности и последовательности в принятии решений на государственном уровне.
Основная часть хозяйствующих субъектов, в особенности малых и средних, финансово неустойчива, а с такими предприятиями иностранные инвесторы предпочитают не работать. В частности, финансовая неустойчивость мешает применению ряда финансовых инструментов, с которыми работают иностранные фирмы. С другой стороны, отечественным предприятиям часто невыгодно иметь имидж финансово состоятельных, так как несостоятельные с финансовой точки зрения предприятия не платят в бюджет и получают государственную поддержку. Инвестирование в предприятие предполагает установление, в той или иной степени, контроля над ним, так как в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия, даже контрольным пакетом, в наших условиях далеко не всегда означает возможность контроля над действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав совместное предприятие.
Целью инвестиций является получение прибыли от вложенного капитала. Желаемую прибыль можно получить, инвестируя в производство мяса, или вести финансовую инвестиционную деятельность, кредитуя предприятия мясной отрасли, или вкладывая средства в ценные бумаги или другие финансовые инструменты.
Какие же условия и возможности сможет предоставить Кыргызстан для инвесторов в области получения дохода?
Для получения дохода продукция должна быть востребована населением, ее надо реализовать. В Кыргызстане уровень доходов населения невысок, высокая доля населения получает низкий уровень заработной платы (около 9000 сомов). Это определяет невысокие объемы потребления в стране и не дает возможности иностранным инвесторам ожидать больших объемов сбыта на внутреннем рынке для относительно хорошей оборачиваемости своих средств.
Отсюда мы заключаем, что в Кыргызстане возможно окупить небольшие инвестиционные программы и проекты и ожидать прибыль. Для крупных же инвесторов внутреннего рынка недостаточно, поэтому им нужно стремиться экспортировать произведённую продукцию. Так, например, поступают иностранные инвесторы, которые инвестировали в «Кумтор Оперейтинг Компани», «Реемстма», «Вимм-Билль-Дан» и др.
Это относительно доходов. Помимо этого, для производства продукции помимо первоначальных инвестиций в техническое оснащение, необходимы затраты на приобретение сырья, оплату труда, коммерческие расходы и налоги.
Расходы на труд в сравнении со странами СНГ в Кыргызстане относительно низкие, отсюда и невысокие темпы роста средних заработных плат, позволяющих покрывать инфляцию и дающих небольшой прирост реальных доходов работающих. Поэтому и расходы на труд для инвесторов будут предсказуемы и максимально эффективными.
В отношении налоговой системы, в республике выгодные условия в виде невысоких ставок налогов и их относительно малое количество. Но при этом существуют проблемы с механизмами сбора налогов, отчетностями и взаимодействием с налоговыми органами. К сожалению, не ведутся работы по упрощению процедур исполнения налоговых обязательств. Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития страны, хотя ставки налогов на прибыль, подоходный и НДС в Кыргызской Республике были существенно снижены. Существенную нагрузку создают НДС, акцизные налоги, налог с продаж. Система страховых взносов в Социальный Фонд остается непрозрачной и обременительной. «Неравномерное распределение налоговой нагрузки между отраслями экономики, между добросовестными и недобросовестными налогоплательщиками, неэффективная система налогового администрирования, отсутствие налоговых стимулов для инвестиций, невозможность реальной оценки налоговой базы и ряд других причин не стимулируют инвестиции и не создают условий для легализации «теневой экономики»» [2]. Этот фактор не всегда является определяющим для инвестора, но открытая и понятная работа всегда приятнее и удобнее для него.
Основным интересующим инвестора фактором в нашей стране традиционно являлось сырье, т.к. в Кыргызстане есть разнообразные виды сырьевых ресурсов в достаточном количестве, при этом интерес инвесторов подкрепляют и низкие цены на них. Кыргызстан не может самостоятельно, без инвестиционной помощи, решить ряд проблем. Первая проблема заключается в отсутствии современных технологий и техники для переработки имеющегося в стране сырья. Вторая проблема – это отсутствие грамотного подхода к содержанию и развитию сырьевой базы. С точки зрения инвестора эти основные проблемы могут стать конкурентным преимуществом, а также решением социальных проблем местного населения.
Таким образом, для иностранного инвестора неумение Кыргызстана использовать собственную сырьевую базу может стать выгодным преимуществом в сравнении с другими странами СНГ. Однако реализовать эту выгоду инвестор может лишь при условии установления политической стабильности и низкого уровня коррупции в стране.
Как уже было сказано, фактором, привлекательным для инвесторов, является сырьевая база Кыргызстана, но при этом технологическая инфраструктура находится на недостаточном уровне. Для создания остальных условии Кыргызстану необходимы определенные вложения и средства, политическая воля и целенаправленный план действий в этих направлениях. Все это называется инвестиционным климатом. С учетом вышесказанного представляется, что инвестиционный климат в Кыргызстане в настоящий момент находится не на высшем уровне.
Мировая практика показывает, что основным фактором экономического прорыва являются современные технологии в виде высокотехнологических оборудования и инноваций. В Кыргызстане есть единичные примеры привлечения современных технологий в отдельную отрасль, но эти примеры не могут дать мультипликативного эффекта на другие отрасли экономики. Необходимо привлекать современные технологии во все стратегические отрасли, особенно в те отрасли, где высока рентабельность.
Существуют и факторы внешней среды, определяющие проблемы и перспективы инвестиционного климата Кыргызстана на внешнем рынке.
Политические и правовые проблемы возникают в результате несовершенства или отсутствия необходимых законодательных актов, произвольного их толкования, сохранения потенциальных возможностей нарушения политической стабильности, как в нашей стране, так и в странах-партнерах.
По мнению Жапарова У. А., «в направлении государственного инвестирования приоритетами государства должны стать:
- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, инвестиции в человеческий капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, науки;
- открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики;
- приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-техническому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства» [3, с. 6-10].
Наше государство к вопросу привлечения иностранных инвестиций должно относиться как к доминирующему элементу государственной политики, поскольку Кыргызская Республика остро нуждается во вливаниях иностранного капитала и, что не менее важно, в доступе к внешним рынкам сбыта.
В Кыргызстане в 1997 году приняли Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике», который сформировал правовое поле для иностранных инвестиций и сопутствующие гарантии. Этот закон отменил льготы в налоге на прибыль, которые были прописаны в предыдущей редакции закона «Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан» 1993 года, с изменениями и дополнениями от 07.05.93 г., 28.07.95 г. и 26.05.95 г. Теперь льготы были сохранены только для инвесторов, прошедших государственную регистрацию до вступления в силу нового Закона. Еще одна проблема иностранных инвесторов в нашей стране – применение иностранной валюты. Этот вопрос при расчетах между предприятиями и физическими лицами в Кыргызстане определен новым законом недостаточно понятно.
Как сказано в Программе по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, «действующая система регулирования вопросов инвестиционной политики демонстрирует серьезные недостатки, что напрямую отражается на притоке прямых иностранных инвестиций. Функции и отдельные полномочия распределены по отдельным государственным институтам: министерствам, ведомствам и органам местного самоуправления. При этом общая координация разработки и реализации единой инвестиционной политики не налажена. Для инвесторов сегодня Кыргызская Республика имеет репутацию политически и социально нестабильного государства, где часто происходит смена власти, законов, отсутствует преемственность и последовательность принимаемых государственных решений. Нормы законодательства в сфере инвестиций зачастую интерпретируются произвольно, создаются искусственные преграды для работы инвесторов, сопровождаемые конфликтами и проявлениями коррупции, особенно на местном уровне. Низкий уровень защиты прав собственности инвесторов является также серьезным препятствием для притока прямых иностранных инвестиций» [4].
При подготовке Программы по переходу страны к устойчивому развитию были проведены исследования, выявившие мнение внешних и внутренних инвесторов об основной причине низкой инвестиционной привлекательности страны. Такой причиной назвали неотрегулированность и несовершенство законодательной базы Кыргызстана в области инвестиционной деятельности. Долгосрочным инвестициям в нашу страну мешают непрекращающиеся поправки к Налоговому кодексу, частые изменения в Законе «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике», отмена некоторых важных инвестиционных налоговых и юридических инициатив, ряд подзаконных и нормативных актов, которые частично противоречат основным законам, что также ухудшает ситуацию. На инвестиционной привлекательности свободных экономических зон (СЭЗ) также отрицательно сказывается нестабильность законодательства в области инвестиционной деятельности Кыргызстана.
Надежность системы государственной защиты инвестиций определяет и уровень ставки реинвестирования, которая в нашей стране находится на низком уровне.
Удобному и быстрому вхождению внешних инвесторов в Кыргызстан мешает и административное регулирование прямых инвестиций, которое сейчас для этого мало приспособлено: существуют требования к ежегодному обновлению значительного количества дорогостоящих лицензий и разрешений. Существующая государственная регуляторно-разрешительная система серьезно снижает уровень благоприятности реализации внешних инвестиций. Еще один мощный барьер – существующие в стране проблемы технического регулирования качества, в том числе технические нормативы на продукцию и на процесс оценки соответствия.
Высок уровень коррупции в стране. Исследования ряда международных организаций говорят о том, что существующий на сегодня уровень коррупции в стране может свести все усилия государства по привлечению прямых иностранных инвестиций на нет. Выявлена коррупция во многих органах государственной власти, например, в судебных, правоохранительных, финансовых, таможенных, налоговых и других органах.
Анализ инвестиционной привлекательности Кыргызстана для внешних инвесторов выявил такие проблемные сферы, как получение кредитов, налогообложение и международная торговля. В качестве внешних макро-факторов выявлено, что в Кыргызстане не полностью определены основные направления и механизм структурной перестройки экономики с учетом развития мировой системы хозяйствования. К внутренним факторам отнесен тот факт, что в нашей стране еще нет четкого определения ориентиров в развитии ее внутренней экономики и, как следствие, в поиске ее будущего места в мировой экономике, вследствие чего затруднен активный диалог с международными финансовыми институтами.
Обобщение выявленных барьеров в привлечении иностранных инвестиций в экономику КР позволит определить возможные направления повышения инвестиционной привлекательности. Во-первых, необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в экономику страны является борьба с криминальными элементами. Во-вторых, должно быть стремление к стабильности, в том числе политической, правовой, экономической и социальной. Поскольку фактором, привлекательным для инвесторов, является сырьевая база Кыргызстана, третьим приоритетным направлением могут стать инвестиции в обновление и совершенствование технологической базы промышленности КР. При этом основным фактором экономического прорыва являются современные технологии в виде высокотехнологических оборудования и инноваций. И в четвертых, крайне необходимы стабилизация и совершенствование законодательной базы в области инвестиционной деятельности.
Список литературы
- Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции. – М. : КНОРУС, 2011. – 312 с.
- Владельцы мясоперерабатывающих предприятий Кыргызстана [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://meatinfo.ru/news/vladeltsi-myasopererabativayushchih-predpriyatiy-kirgizstana-343252.
- Жапаров А. У. Экономический приоритет Кыргызстана – стимулирование притока частных инвестиций // Финансы и банки в Кыргызстане. – Бишкек, 2008. – № 3.
- Официальный сайт Министерства экономики Кыргызской Республики. Программа по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы. Одобрена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 апреля 2013 года № 218. Утверждено Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года № 3694-V [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineconom.gov.kg/Docs/macro/_0212.pdf.
Материал поступил в редакцию 23.01.2017
© Букараева В. М., 2017