История отечественного автопрома до XXI века
Авторы: Прудников А. И.
.Рубрика: Технические науки
Страницы: 21-27
Объём: 0,42
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (1), август
Библиографическое описание: Прудников А. И. История отечественного автопрома до XXI века // Наука без границ. - 2016. - № 1. - С. 21-27
В этой статье речь пойдет о Российском и советском автопроме, начиная с его зарождения в Российской империи, становления и расцвета в СССР, сильного видоизменения и частичного распада в новой России XXI века. Историю советско-российской автомобильной промышленности предлагается рассмотреть через конкретные образцы автомобилей и связь автопрома тогдашнего времени с эпохой и историческими событиями в стране и в мире. В статье будет рассказано о знаменитых и легендарных образцах автомобильной промышленности своего времени, часть которых дошла и до наших дней.
Автопромышленность Российской Федерации – это отрасль машиностроения. Без нее сегодняшняя жизнь страны не возможна. Она играет неотъемлемо важную роль в жизни нашего государства. Перевозка самых разных грузов от песка и щебня до ядерных веществ. Незаменим автомобильный транспорт и в обороне. Различные боевые установки (системы залпового огня и тому подобное), ракеты, да и просто, топливо, боеприпасы и люди. Наверное, нет такой отрасли в мире, в которой автомобильный транспорт не находит свое применение, так как на любом предприятии или каком-то учреждении обязательно будет что и куда отвезти.
Руссо-Балт
Самый первый автомобиль в России был спроектирован и построен в 1896 году инженерами Яковлевым Евгением Александровичем и Фрезе Петром Александровичем. Однако это транспортное средство видом мало отличалось от кареты и интереса в высоких кругах империи не вызвало. В стране зарождалась и бурно развивалась промышленность, с этим можно связать и развитие автомобильной отрасли. До революционного 1917 года автопрома в России почти не существовало. В стране действовали два завода: Руссо-Балтийский в Риге и завод Пузырева в Петербурге. В 1914 году завод Пузырева сгорел, а сам владелец вскоре умер. Первые попытки создать автомобилестроение предпринялись царским правительством во время первой мировой войны. Были выделены деньги на строительство нескольких автомобильных заводов в разных городах страны. Однако полноценно заработали и не изменили свой профиль в тяжелое время только два завода. Это завод имени Лебедева, которые находился в городе Ярославле и АМО в Москве. Руссо-Балтийский завод был как раз перепрофилирован под авиационное производство, а вообще изначально он являлся вагонным [1].
АМО Ф 15
Первый автомобиль в СССР был произведен в 1924 году на заводе АМО. Технически автомобиль был выполнен как грузовой, но на практике он перевозил все и всех. Позже появятся новые образцы и начнется массовое производство автомобилей. Они будут предназначены для разных целей, разного класса людей. Однако АМО Ф 15 будет всегда в этом списке первым. В начале 30-х годов завод АМО реконструируют и переименуют в Завод имени Сталина, там будет производство грузовиков по лицензии американской фирмы «Autocar». В Нижнем Новгороде был построен завод НАЗ (ныне ГАЗ), выпускавший как легковые, так и грузовые автомобили тоже по лицензии американской автомобильной фирмы «Ford motor». Договор между председателем ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) со стороны СССР и владельцем «Ford motor» Генри Фордом со стороны Америки предусматривал строительство в Нижнем Новгороде завода производительностью около 100 машин в год и передачу СССР лицензии на грузовые и легковые автомобили «Форд». Оба предприятия (АМО и НАЗ) сыграли ключевую роль в ходе индустриализации СССР, стали основой отечественного автопрома и в 1938 году вместе с другими заводами-изготовителями обеспечили выход нашей страны на первое место в Европе, а также на второе место в мире по производству грузовиков. До Великой Отечественной Войны советской автопромышленностью было произведено около миллиона автомобилей, значительная часть которых снабдила советскую армию транспортом. В 30-е годы завод ГАЗ был единственным заводом в стране, который выпускал в массовых объемах легковые автомобили. В 1938 году нить конвейера ГАЗ разделили на две: по производству легковых автомобилей и грузовых автомобилей [1, 2].
ГАЗ М 20 «Победа»
Во время Великой Отечественной Войны завод ЗИС эвакуировали, это послужило рождением новых предприятий автомобильной направленности, и как следствие, увеличению автопрома в стране. Ленд-лиз также сыграл большую роль в этом процессе. В военные годы была широко распространена сборка машин из машинно-комплектов, которые поставлялись по тому самому Ленд-лизу. Проектирование легендарной Победы началось уже во время войны. Изначально ее название должно было быть «Родина», но в дальнейшем ее назвали «Победа». В 1946 году в СССР появилась новая машина, с современным обтекаемым кузовом. В её создании учли опыт не только отечественный, но и зарубежный. Когда в стране стартовало производство новенькой «Победы», в других странах, в том числе и в Америке, восстанавливали или продолжали производство довоенных образцов автомобилей. «Победа» зарекомендовала себя как надежный и мощный автомобиль, и одним из первых стала экспортироваться в социалистические страны [3].
ГАЗ-69
В середине 50-х годов прошлого века в Ульяновске, на УАЗ было налажено производство автомобилей ГАЗ-69. Эта модель была полноприводной. Потребность в таких автомобилях была у армии, собственно ГАЗ-69 и являлся военным автомобилем. Нашел этот автомобиль себе применение и в сельском хозяйстве, в частные руки почти не продавался. По состоянию на 1959 год эти машины хорошо экспортировались и поставлялись в 22 страны. Руководство УАЗа было консервативным и развитие завода шло медленно, главные заказчики - военные не спешили вкладывать деньги в развитие завода [4].
ГАЗ М 21 «Волга»
В 1956 году на ГАЗе начинается производство автомобиля «Волга» ГАЗ-21. Главным конструктором проекта являлся В.С. Соловьев, позже ставший главным конструктором ВАЗа. Для тех лет «двадцать первая Волга» была современным автомобилем по сравнению с зарубежными аналогами, и после выпуска легендарной ГАЗ-24 не потеряла свою популярность и по-прежнему пользовалась спросом. У этой модели было множество модификаций и она экспортировалась в разные страны. Была даже праворульная «Волга» с автоматической коробкой передач (ГАЗ 21 ПЕ) в экспортном исполнении [5].
ЗАЗ-965
Ближе к 1960-м в СССР назревает необходимость создания недорого, компактного, микролитражного автомобиля бытового народного применения, который позволял бы инвалидам тоже сесть за руль. В то время после войны прошло меньше 15 лет, и инвалидов было немало. Однако автомобиль по-прежнему является дорогим, практически недоступным предметом роскоши, его могут позволить себе единицы. Так родился ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод), этот завод взял на себя производство малолитражек. Опорной платформой стали два завода: завод по производству комбайнов «Коммунар» и МеМЗ в Запорожье. В основу первой модели легли два авто, это «Фиат 600» и «Фольксваген Жук». Первый ЗАЗ-965 сошел с конвейера в 1960 году, и вошел в историю как «горбатый запорожец». Автомобиль был доступным и, если можно так сказать, милым. В народе его полюбили. Позже на его базе и базе других, более современных моделях ЗАЗ будут производиться разнообразные «инвалидные» модификации [3].
Москвич 412
В 1967 году на заводе АЗЛК (автомобильный завод ленинского комсомола) в Москве создается автомобиль «Москвич-412» от «Москвича-408» он отличался другим, заново сконструированным двигателем. Также он отличался кузовом и другими, не играющими ключевой роли, элементами. Автомобиль стал массовым, а его двигатель был один из лучших двигателей данного завода. Бытует мнение что двигатель «четыреста двенадцатого» это половина восьмицилиндрового V-образного авиационного мотора и что об этом свидетельствует наклоненная головка блока цилиндров. Эти моторы действительно были качественными и устанавливались на другие модели. С 1967 года эта модель стала производиться в Ижевске на автомобильном заводе. Было настоящее изобилие модификаций этой машины, также под экспортные варианты с правым расположением руля. Экземпляры этой машины были в той партии, которую распродавали в 2001 году, после окончательной остановки завода. Производили его вплоть до полного закрытия АЗЛК [4].
ГАЗ-24 «Волга»
К началу 1960-х годов автомобиль ГАЗ- 21 «Волга» уже устарел, требовалась новая модель, которая бы сменила «двадцать первую Волгу». Такой моделью стал ГАЗ-24. В 1958 году началась разработка такого автомобиля, однако его конструкция сложилась лишь к 1964. В 1967 году автомобиль был запущен в производство. Большая часть экземпляров предназначалась государству. Она шла в таксопарки на службу партии, начальникам производств и так далее, в особенности КГБ.
Были различные модификации «двадцать четверки», так называемые три поколения. Последнее «третье» имело индекс 2410 [5]. Также были специальные модификации для КГБ. В историю она вошла как дорогой предмет автомобильной роскоши, и признак того, что жизнь удалась. Подавляющее большинство людей не могло позволить себе данный автомобиль.
Жигули ВАЗ-2101
В 1960-1970 в нашей стране начинается «Автомобилизация», одной из составляющих которой служит строительство и последующее открытие Волжского автомобильного завода в городе Тольятти. СССР были нужны личные автомобили, и партийное руководство положило начало массовой автомобилизации. Так рождалась легендарная марка «Жигули». В качестве зарубежного партнера свой выбор СССР остановил на «ФИАТе». 15 августа 1966 года был подписан договор о создании автозавода в Тольятти между Александром Тарасовым (Министр автомобильной промышленности СССР) и Джанни Аньелли (глава концерна ФИАТ). Завод был рассчитан на производство 660 000 автомобилей в год. По этому договору на «ФИАТ» ложилось полное обустройство Тольяттинского завода и обучение специалистов [1]. Много молодежи в то время поехало на стройку будущего автогиганта, так как правительственный аппарат стимулировал это всеми доступными методами (выдачей квартир, большими зарплатами и так далее). В результате завод построили в два раза быстрее, чем планировали. В феврале 1968 года начали испытание ФИАТ-124, месяцем ранее на завод начались поставки оборудования. На испытаниях автомобиль фактически «развалился» (кузов разошелся трещинами) и был значительно изменен. В том же году машину назвали «Жигули» и ей был присвоен индекс 2101. В апреле 1970 года с конвейера завода сошли первые «Жигули». «Копейка», так в народе прозвали ВАЗ-2101, была лучше и удобнее «Москвича», поставлялась в разные страны, не только социалистические. В 1975 году был налажен выпуск праворульной модели. Позже на базе этой модели создадут классической семейство «Жигулей», которое будет сохраняться на ВАЗе до сентября 2012 года.
КамАЗ-5320
В 1969 году началось строительство Камского автозавода, а через 7 лет он заработал. Производительность была рассчитана на производство 150 000 грузовых автомобилей и 250 000 дизельных двигателей в год. Этим было положено начало дизелизации страны (выпуск дизелей стал осваиваться на ЗИЛе, УралАЗе, ЛАЗе и других) [2]. Первый КамАЗ сошёл с конвейера 16 февраля 1976 года - это был бортовой автомобиль КамАЗ-5320. Уже в 1979 году с конвейера сходит стотысячный грузовик, темпы производства автомобилей бьют мировые рекорды. Этот автомобиль внес огромный вклад в строительство и развитие страны. Многие модели остаются в строю и по сей день. В 1987 году на заводе была введена в эксплуатацию линия по производству малолитражных автомобилей «Ока».
ВАЗ-2101 «Нива»
В 1970-м году была выдвинута идея о создании нового доступного автомобиля для эксплуатации за городом, в селе и на бездорожье. С этого началось рождение знаменитой ВАЗ-2121 «Нивы». Первые два образа ВАЗ-2121Э с открытым кузовом и отключаемыми задним и передним мостами прошли испытания в 1971 году. Позже их конструкцию полностью переработали. Новый ВАЗ-2121 был безрамным, компактным внедорожником с полным приводом, удобным салоном и приметным дизайном. ВАЗ-2121 это был компактный и недорогой автомобиль, концепции которого стали осваивать в других странах. Существовали разные модификации на базе этого автомобиля, например, с открытым верхом. «Нива» очень активно экспортировалась в зарубежные страны. Сейчас автомобиль также в строю, правда, уже немного в другом исполнении, но родоначальником этого семейства остается ВАЗ-2121 [5].
Кризис и видоизменение рынка отечественного автомобилестроения.
В 80-е годы в отечественном автомобилестроении начинают проявляться кризисные явления, которые являются следствием эпохи «дорого Леонида Ильича» или проще говоря «эпохи застоя». Рост производства практически прекратился, научная деятельность вяло тянется вместе с дефицитом комплектующих и запасных частей, их низким качеством, а также нехватки средств, выделяемых из бюджета на опытно-конструкторскую деятельность, который и так трещит по швам из-за гонки вооружений и войны в Афганистане. С другой стороны освоено производство ВАЗ-2108, «Оки», «Таврии», Москвича-2141. Волжский автомобильный завод переживает не лучшие годы, банкротство предприятия, вызванное неуплатой налогов, широко освещается прессой. Однако в последствие, ВАЗ наверстал упущенное и восстановился, это было связанно с его высоким объемом производства и продаж [5].
С распадом СССР в 1991 году автомобильным производствам теперь уже бывшего союза была уготована разная судьба. Большинство предприятий России оказалось в глубоком и долгом кризисе, вызванным рыночными реформами. К середине 1990-х выпуск грузовиков сократился больше, чем в 5 раз, больших автобусов в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Модернизация невозможна из-за бюджетного дефицита, продукция морально и физически устарела (особенно в области безопасности и экологии). Первыми останавливаются заводы ИЖ и АЗЛК. Другие заводы, такие как ГАЗ, УАЗ, ВАЗ и АМО ЗИЛ смогли «удержаться на плаву» и даже выпустили новый модели. В 2000 году завод АЗЛК, несмотря на попытки принятия разных антикризисных программ, в том числе, с выпуском автомобилей представительского класса, окончательно встал. Сотрудники стали увольняться, часть территории было передано компании «Автофрамос». В 2001 году были выпущены последние автомобили марки «Москвич». Началась процедура банкротства. В 2006 году «ОАО Москвич» было признано таковым. В конце того же года оборудование завода было распродано, территория тоже. В 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило свое существование [4].
В начале 2000-х годов часть производителей отечественного автопрома была объединена в компании «Руспромавто» и «Северсталь-авто» [2]. С 2002 года начинается сборка иномарок. От советского производства мало что осталось.
КамАЗ, УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и многие другие заводы пережили кризис 90-х, сейчас они выпускают технически современные автомобили, соответствующие международным стандартам, выводят в производство и на автомобильный рынок новые модели. И как говорил ведущий телепередачи «Следствие вели…», Леонид Семенович Каневский: «Впрочем, это уже совсем другая история…».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- История отечественного автопрома [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://otauto.narod.ru/istoriya.
- Автомобильная промышленность России это: [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718808.
- Авто СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sssr-avto.ru.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.
- Энциклопедия журнала «За рулем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wiki.zr.ru.