Безопасность при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Наука без границ - Безопасность при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Авторы: Бочаров А. О.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 17-21

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (1), август

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Бочаров А. О. Безопасность при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом // Наука без границ. - 2016. - № 1. - С. 17-21.

Опасные грузы имеют собственную классификацию, показанную в таблице 1 [1-4]. Опасные грузы представляют особый уровень угрозы, которая может нанести вред здоровью человека или повлечь за собой техногенную катастрофу.

К опасным грузам относят:

1) Взрывчатые вещества – обладают способностью к образованию детонации, провоцирующие возгорание с последующей детонацией, а также взрывоопасные вещества, которые предназначаются для пиротехнических целей. Пример: тротил, пластичная взрывчатка (пластит, С-4), динамит, фейерверки, пиротехническое оборудование.

2) Газы – это природные газы, находящиеся в жидком или сжатом состоянии, которые отвечают одному из перечисленных условий:

  • газы, которые при температуре 20 °С и нормальном давлении 101,3 кПа являются полностью газообразными;
  • газы, критическая температура которых ниже 50 °С;
  • сжатые газы, критическая температура которых ниже минус 10 °С;
  • сжиженные газы, критическая температура которых равна или выше минус 10 °С, но ниже 70 °С;
  • сжиженные газы, критическая температура которых равна или выше 70 °С;
  • растворенные газы под давлением;
  • газы, сжиженные переохлаждением;
  • аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.

Пример: пропан, метан, бутан.

Таблица 1

Классификация опасных грузов

Классы

Наименование

1

Взрывчатые материалы (ВМ)

2

Газы (Сжиженные, сжатые, растворенные под давлением)

3

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

4

Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ)

5

Окисляющие вещества и органические пероксиды (ОК и ОП)

6

Токсичные и инфекционные вещества (ЯВ и ИВ)

7

Радиоактивные вещества

8

Едкие и коррозийные вещества

9

Вещества с низкой степенью опасности

 

3) Легковоспламеняющиеся жидкости – это жидкости, имеющие низкую температуру вспышки (ниже 18 °С) или другие опасные свойства.

Пример: скипидар, уайт-спирит, сырая нефть, этанол.

4) Легковоспламеняющиеся твердые вещества – это вещества, обладающие способностью воспламеняться при контакте с открытым огнем, влагой, при нагревании, при трении, при самопроизвольных химических реакциях, проходящих в самом веществе.

Пример: фосфор, солома, сера.

5) Окисляющие вещества и органические пероксиды – это вещества, которые способны выделять кислород, а также, в некоторых условиях провоцировать самовозгорание и взрыв.

Пример: перманганат калия, пероксид ацетилацетона, нитрат калия.

6) Токсичные и инфекционные вещества – это вещества, которые способны привести к летальному исходу или к повреждению организма с различными степенями тяжести, при попадании в организм или при непосредственном контакте с кожным покровом или слизистой оболочкой.

Пример: анилин, ВИЧ, вирус полиомиелита, мышьяк, цианистый калий.

7) Радиоактивные вещества – это вещества, которые излучают радиоактивный фон, обладают активностью более 70 кБк/ кг.

Пример: радиоактивные отходы, урановые руды.

8) Едкие и коррозийные вещества – это вещества, которые вызывают коррозию металлов, могут причинять вред различным объектам, в том числе организму человека.

Пример: соляная кислота, серная кислота, гидроксид калия.

9) Вещества с низкой степенью опасности – это вещества, которые наносят слабый вред объектам, не наносят вовсе или наносят вред, не описанный в предыдущих классах.

Пример: сухой лед, литий-ионные батареи.

Несмотря на столь обширный перечень опасных веществ, для каждого типа существуют определенные правила их транспортирования [5].

Все опасные грузы требует особых мер при их перевозке. К ним относятся:

1) Подготовка персонала;

2) Подготовка и организация транспортного средства в соответствии с перевозимым грузом, по указанной классификации;

3) Разработка маршрутной карты.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

К подготовке персонала относится инструктаж, где четко изложены необходимые меры, предпринимаемые тем или иным лицом, участвующем в перевозке.

Особое внимание обращается на подготовку водителя транспортного средства, поскольку именно на него возлагается ответственность за сохранность груза и безопасность его доставки. Точно так же требуется подготавливать персонал, который отвечает за погрузку, разгрузку и сопровождение груза, если она необходима [5].

Подготовка транспортного средства одна из самых важных частей при организации перевозки опасного груза. Транспорт должен соответствовать всем необходимым нормам, должен быть адаптирован для перевозки опасного груза, иметь специальные атрибуты, к которым относятся проблесковые маячки оранжевого цвета, наклейки с указанием класса груза, опознавательные знаки и многие другие средства, которые должны предупреждать других участников дорожного движения о возможной опасности. Полуприцеп, в котором будет осуществляться перевозка, должен предназначаться исключительно для указанного груза и быть аналогичным образом оснащен [6].

На рисунке 1 изображены знаки классификации грузов [2]. На рисунке 2 показан пример оснащенного транспортного средства для перевозки опасного груза, в частности нефтепродуктов.

Рис. 1. Визуальное обозначение классификации опасных грузов.

 

Рис. 2. Автопоезд для транспортировки сырой нефти.

 Разработка маршрутной карты для транспортного средства с опасным грузом предполагает тщательный расчет наиболее оптимального и безопасного для окружающих маршрута следования.

Учитывается наиболее короткий путь следования, с максимальным удалением от населенных пунктов и загруженных автомагистралей, от объектов архитектуры и охраняемых заповедных зон [7].

В некоторых особых случаях, помимо вышеуказанных мер, требуется организация дополнительных средств обеспечения безопасности передвижения транспортного средства. К таким средствам относятся организация «Зеленого коридора», выделение трасс и полос на автомагистралях для неограниченного движения транспортного средства, выделение машин сопровождения, перекрытие участков дорог и другие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андросюк В. Н. Опасные грузы. Классификация. Знаки опасности. Идентификация. Справочник. ‑ М. : Маршрут, 2004. ‑ 232 с.
  2. Наперов В. В., Тесленко И. О. Система транспортной классификации опасных грузов. ‑ Н. : СГУПС, 2010. ‑ 77 с.
  3. Классы опасности (ADR) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gruzpoisk.ru/faq/Klassy-opasnosti-ADR.html.
  4. Опасные грузы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samtl.ru/useful/danger_cargo.
  5. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 № 37, от 14.10.1999 № 77) [Электронный ресурс]. ‑ Режим доступа: http://geum.ru/next/art-139751.leaf-5.php.
  6. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. ‑ М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. ‑ 110 с.
  7. Егоров Р. Н., Журилин А. Н., Коротких Ю. С. Проектирование автотранспортных процессов. ‑ М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. ‑ 125 с.