Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы
Авторы: Звездова Анастасия Олеговна
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 54-58
Объём: 0,28
Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017
Библиографическое описание: Звездова А. О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 54-58.
Аннотация: Психомоторика – это совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием. Если говорить спортивным языком – это сфера специальных движений спортсмена (все виды реакций, все произвольно управляемые действия, в том числе и навыки), рассматриваемых в неразрывной связи с психическими процессами, которые осуществляют их контроль и регуляцию.
1. Введение
Одним из самых важных качеств будущих работников судебной системы является умение управлять своим психологическим состоянием, несмотря на агрессивное воздействие окружающих эмоциональных и психофизических факторов, а также свойствами внимания и оперативного мышления [1].
Формирование у студентов – будущих работников судебной системы разнообразных психомоторных реакций имеет существенные особенности из-за ограниченности свободного времени, принятой системы физической и психической подготовки в ВУЗе на каждом курсе. Это определяет необходимость разработки системы упражнений и тренировочных заданий для:
- освоения различных дифференцированных, психомоторных реакций;
- управления возникающими психическими состояниями;
- формирования эффективного поведения в критических жизненных ситуациях;
- развития двигательного интеллекта при освоении тактических умений.
2. Объект исследования
Объектом исследования являются студенты 1…5 курсов Российского Государственного Университета Правосудия.
3. Направление и предмет исследования
Направлением и предметом исследования является психомоторика и двигательный интеллект студентов, что связано с необходимостью определения объема двигательных задач, характеризующих полноценное физическое воспитание студентов в зависимости от возраста и длительности занятий физкультурой или спортом или отсутствием таких занятий. Для оценки двигательного интеллекта применяется тестирование психомоторных качеств [2, 3]:
1. Оценка способности мобилизоваться на максимально быстрое выполнение движения в ситуации обусловленного реагировании.
2. Определение точности субъективной оценки микроинтервалов времени латентного и моторного периода скорости повторно выполняемого движения (самим испытуемым и его партнером).
3. Определение точности субъективной оценки микроинтервалов времени латентного и моторного периода скорости повторно выполняемого движения по предварительному заданию на определенное время (самим испытуемым и его соперником).
4. Определение точности попадания верхней передачи в кольцо.
5. Определение скорости передачи мяча в три (пять) колец, по предварительной команде:
- при распознании кольца;
- при выборе кольца;
- при переключении на другое кольцо.
6. Определение скорости реакций ловли падающих предметов:
- оценка количества пойманных подряд предметов (плоские металлические цилиндры размером с монету);
- оценка способности к реакции торможения на неожиданную команду: «не ловить первый, второй или третий предмет»;
- ловля предметов правой или левой рукой по неожиданной команде.
7. Исследование сенсомоторики на компьютере:
- простая реакция;
- сложная реакция (реакция выбора);
- перцептивная антиципация.
8. Исследования внимания:
- «перекресток»;
- красно-белая и числовая таблицы.
9. Исследования игрового мышления:
- игры «3» и «5»;
- вероятностное прогнозирование.
4. Гипотеза исследования
Предполагается что проблема оптимизации поведения в конфликте связанно с тремя основными факторами [4]:
Первый фактор является определяющим – это двигательная готовность человека, включающая способность выполнять движения при определенном уровне развития двигательных качеств. Это – потенциал человека.
Второй фактор, являющийся для большинства людей скрытым и относимым ими, то к ловкости человека, то к его удаче, то к проявлению магических сил. Это уровень развития психомоторных качеств человека, обеспечивающий оптимальную их взаимосвязь в условиях дефицита времени, при требовании не допускать ошибок вследствие невозможности их исправления.
Третьим фактором является тактическое мышление, позволяющее принимать разнообразные решения.
К основным сенсомоторным реакциям, освоение которых необходимо для формирования специализированных умений эффективного поведения в конфликтных и критических ситуациях можно отнести [5]:
- простая двигательная реакция – определяет максимально быстрое выполнение действия, например, отскочить от падающего предмета, перепрыгнуть препятствие и т. д.:
- реакция распознания – позволяет в самом начале развития критической ситуации распознать опасность, определить откуда она исходит и своевременно принять решение;
- реакция выбора – позволяет найти эффективное решение, как при альтернативном выборе, так и при сложном выборе из нескольких возможных решений;
- реакция переключения в структуре двигательного состава действия – позволяет перейти от одного движения к другому, которое более эффективно в меняющейся ситуации;
- реакция переключения после торможения – определяет способность максимально быстро остановиться, например, при приближающемся транспорте, и быстро изменить направление движения, избегая столкновения. Данная реакция может происходить как в структуре двигательного состава, так и с переходом к выполнению другого действия, например, при бесполезности защиты против нападающей собаки перейти к демонстрации нападения на неё, например, размахиванием подручным предметом;
- реакция предвосхищения (точность вероятного прогнозирования сигналов) – позволяет точно определить, например, скорость приближающего автомобиля и принять правильное решение: переходить дорогу или нет. Данная реакция проявляется в предвидении или развитии определенного события, например, в ситуации пожара, позволяет участнику определить: можно оказывать помощь в горящем здании или необходимо его срочно покинуть. В данном случае это учет как пространственных характеристик, так и временных.
5. Цель исследования
Цель исследования – выявить типовые психомоторные реакции, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, и определить объем разнообразных движений, для обеспечения оптимального поведения при проявлении специализированных двигательных реакций и психических качеств. Выявить требования к способности овладевать студентами определенным набором движений и способностью принимать решения в короткие промежутки времени. Определить уровень владения тактикой решения конфликтов и анализа ситуаций при выработке программы действий.
Для развития двигательного интеллекта применяются мультимедийные тренировочные программы, игровые формы (в виде упражнений с элементами волейбола) спортивных игр, при этом тренировка направлена на формирование у студентов тактических умений поведения в ситуациях профессиональных и жизненных конфликтов.
6. Задачи исследования
Для развития двигательного интеллекта и повышения эффективности психомоторных реакций у студентов при разрешении ими типовых двигательных критических ситуаций необходимо решение следующих задач:
- Определить типовые двигательные задачи, возникающие перед студентами в критических профессиональных и жизненных ситуациях.
- Разработать систему тестирования психомоторных реакций у студентов различного возраста и пола.
- Определить взаимосвязь между уровнем развития психомоторных реакций и частотой несчастных и удачных разрешений профессиональных и жизненных критических ситуаций, произошедших со студентами.
- Определить взаимосвязь между уровнем развития психомоторных реакций и успеваемостью и интеллектом студентов.
- Разработать систему упражнений и тренировочных заданий для развития двигательного интеллекта и психомоторных реакций у студентов различного возраста и пола.
- Разработать тренировочные стенды, компьютерные игры и другие тренажеры для эффективного развития общих и специализированных психомоторных реакций в различном возрасте и в зависимости от пола.
7. Теоретическое направление экспериментальной работы
Теоретическое направление экспериментальной работы базируется на теоретических основах тактики в спортивных единоборствах, представленном в учебнике для слушателей образовательных учреждений и подразделений дополнительного образования [4].
Развитие психомоторных реакций нашло широкое применение при подготовке спортсменов летчиков, космонавтов, водителей автомобилей и т. д.
Технология формирования тактических умений действовать в спортивных боевых ситуациях ведения боя в фехтовании на основе развития специализированных сенсомоторных реакций была впервые разработана Д. А. Тышлером (1958 г., 1961 г.), позволившая ему подготовить олимпийских чемпионов, завоевавших более 30-ти золотых олимпийских медалей [6].
Тестирование психомоторных реакций проводится при подготовке спортсменов. Для студентов технология тестирования не отработана, в основном проводились работы по исследованию координации движений.
Направления нашего исследования связано с адаптацией технологий формирования психомоторных реакций в спортивных играх для формирования умений и навыков эффективного поведения в критических жизненных ситуациях на основе разработки компьютерных технологий и игровых методик средствами волейбола.
Список литературы
- Ильин Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2003. 384 с.
- Серов Е. Н. Психомоторика спортсмена. М. : Физкультура и спорт, 1984. 126 с.
- Методика психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М. : Просвещение, 1984. 191 с.
- Гожин В. В., Малков О. Б. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах. М. : Физкультура и Спорт, 2008. 232 с.
- Сивицкий В. Г. Диагностика сенсомоторных и интеллектуальных качеств по методике программы «Диагностик» : авторское свидетельство Украины. ПА № 588 от 13 июня 1997 года.
- Бойченко С. Д., Тышлер Д. А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск: Высшая школа, 1983. 173 с.
Материал поступил в редакцию 30.09.2017
© Звездова А. О., 2017