Использование авторских числовых этноребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике
Авторы: Савченко Владимир Владимирович, Макарчук Яна Владимировна (научный руководитель)
.Рубрика: Педагогика
Страницы: 72-75
Объём: 0,18
Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017
Библиографическое описание: Савченко В. В. Макарчук Я. В. Использование авторских числовых этноребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 72-75.
Аннотация: В данной статье рассматриваются авторские числовые этноребусы с региональным содержанием, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности по математике.
Общеизвестно, что региональный компонент в современной школе вводится с целью формирования у школьников целостного представления о своем регионе, социально-экономических и культурных достижениях, целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии, гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к республике, в которой мы живем; воспитание позиции «Я – гражданин своей республики».
В данной статье мы считаем необходимым рассмотреть авторские числовые этноребусы с региональным содержанием. Для этого мы разработали собственную классификацию числовых ребусов и этноребусов.
В нашем понимании числовые этноребусы с региональным содержанием это числовые ребусы с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия, предметы и явления, связанные с регионом Саяно-Алтая. Соотнеся данное определение с определением числовых ребусов Л. М. Лихтарникова, мы получаем, что это ребусы, в которых при замене всех цифр, участвующих в записи числового выражения, буквами, образуется зашифрованная запись с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия, предметы и явления, связанные с регионом Саяно-Алтая, имеющая оригинальный житейский смысл [1]. Данному виду ребусов на основе их шифрования мы предлагаем следующую классификацию:
- Числовые этноребусы;
- Цепочки числовых этноребусов;
- Систематические числовые этноребусы;
- Предложения на основе числовых этноребусов.
Термином «числовые этноребусы» обозначаются «числовые ребусы, подчеркивающие связь данного типа занимательных задач с этническим материалом, языковыми особенностями населения тех или иных регионов» [2, с. 47]. Также как и числовые ребусы, задания данного типа по виду арифметических операций, которые используются в числовом выражении, можно разделить на четыре группы:
- Числовые этноребусы, в которых используются операции сложения или вычитания, умножения на натуральное число;
- Числовые этноребусы, в которых используются операции умножения или деления;
- Числовые этноребусы, в которых используется операция возведения в степень;
- Числовые этноребусы, представляющие собой системы арифметических равенств, в которых используются все перечисленные выше операции.
Приведем некоторые примеры заданий данного типа (стоит отметить, что некоторые числовые этноребусы имеют более одного решения).
1. Числовые этноребусы, в которых используются операции сложения или вычитания, умножения на натуральное число.
№ п. п. |
Пример: |
Решение: |
1.1.1. |
АБ – АЗ = А |
23 – 21 = 2 |
1.1.2. |
СИ + БИ = РЬ |
16 + 36 = 52 |
1.1.3. |
Ш + И = Р + А |
1 + 4 = 3 + 2 |
1.1.4. |
П + О = Г - О |
1 + 5 = 9 - 3 |
Пример 1.1.5: |
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
||
На алтайском языке ЭКИ означает два, ΫЧ – три, БЕШ – пять |
Пример 1.1.6: |
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
Первые такие ребусы были составлены студентами Института саяно-алтайской тюркологии и Института непрерывного педагогического образования в процессе организации курсовых и дипломных исследований, индивидуальных работ под руководством А. Г. Толмашова. В результате накопилось значительное количество очень интересных числовых ребусов на хакасском языке, многие из которых по своей оригинальности, точности «зарисовок» не уступают уже известным числовым ребусам [2, с. 57].
Пример 1.1.7: |
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
||
На хакасском языке ПIР означает один, ТÖRT – четыре |
2. Числовые этноребусы, в которых используются операции умножения или деления:
№ п. п. |
Пример: |
Решение: |
1.2.1. |
Е × НИ = СЕЙ |
4 × 37 = 148 |
1.2.2. |
СА : Я = НЫ |
86 : 2 = 43 |
3. Числовые этноребусы, в которых используется операция возведения в степень:
№ п. п. |
Пример: |
Решение: |
1.3.1. |
СШ = ГЭС |
93 = 729 |
1.3.2. |
|
|
3. Числовые этноребусы, представляющие собой системы арифметических равенств, в которых используются все перечисленные выше операции:
№ п. п. |
Пример: |
Решение: |
1.4.1. |
(А – Б) + (А – З) = А |
(3 – 1) + (3 – 2) = 3 |
1.4.2. |
(Ч+Е+Р+Н+О)3 = ГОРСК |
(2+9+6+5+0)3 = 10648 |
1.4.3. |
АБ × АК = АН |
42 × 43 = 45 |
Цепочки числовых этноребусов образуются на основе одного ключевого слова, представленного в первом, исходном ребусе в качестве двух «слагаемых», во втором ребусе – в качестве трех одноименных «слагаемых» и т. д. Происходит постепенное усложнение знаний за счет увеличения числа арифметических операций (сложение), при этом остается неизменной словесная «оболочка», «внешность» числового ребуса [2, с. 78]. Проиллюстрируем вышесказанное на конкретных примерах: справа от числового ребуса представлено одно из его решений:
2.1.1 |
|
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
2.1.2 |
|
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
В решении данного ребуса буквам Т и К соответствует одна и та же цифра, то есть Т = К.
2.1.3 |
|
|
Решение: |
|
![]() |
![]() |
В решении данного ребуса буквам Р и К соответствует одна и та же цифра, то есть Р = К.
Систематические числовые этноребусы это числовые ребусы, решения которых осуществляется в различных системах счисления.
Т+ У =БА 25+35=105
Предложения на основе числовых этноребусов это осмысленные фразы, выражения, составленные на основе числовых ребусов, выражающие законченную мысль.
|
![]() |
В перспективе мы предполагаем во время прохождения педагогической практики использовать подобранные и составленные нами числовые ребусы в работе математического кружка.
При этом мы планируем организовать совместную творческую деятельность ребят по самостоятельному составлению таких ребусов на основе поиска или сбора регионального материала.
Список литературы
- Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. СПб. : Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. 125 с.
- Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие. Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. 96 с.
Материал поступил в редакцию 14.10.2017
© Савченко В. В., Макарчук Я. В., 2017