К вопросу об авторитете сотрудников полиции
Авторы: Фромич Юлия Валерьевна, Шестакова Лариса Сергеевна
.Рубрика: Социологические науки
Страницы: 84-87
Объём: 0,30
Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017
Библиографическое описание: Фромич Ю. В., Шестакова Л. С. К вопросу об авторитете сотрудников полиции // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 84-87.
Аннотация: В статье авторы затрагивают актуальный вопрос повышения уровня авторитета сотрудников полиции, исходя из базового уровня образования молодых сотрудников, поступивших на службу в органы внутренних дел. Авторы приходят к выводу, что уровень образования и воспитанности являются основополагающими в формировании общественного доверия, повышения авторитета сотрудников полиции не только в глазах общественности, но и внутри организации.
Деятельность сотрудников полиции всегда была, есть и будет под пристальным вниманием общественности, так как затрагивает интересы всех ее членов, и сказывается на обеспечении безопасности личности, общества и государства в целом. Особенность работы (службы) сотрудников полиции сопряжена со множеством морально-нравственных проблем, порожденных специфическими целями, содержанием, формами и методами воздействия на граждан при выполнении поставленных служебных (оперативно-служебных) задач. Обеспечение прав и свобод граждан происходит с применением различных мер воздействия: задержание, доставление, личный досмотр и др. Данные меры воздействия не могут не вызвать ряд противоречий в оценке деятельности как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Использование предусмотренных законодательством властных полномочий, накладывает на сотрудника полиции высокую ответственность не только в рамках правовых, но и в рамках этических отношений. И в этом случае речь не столько о количественных показателях служебной деятельности, сколько о качественных характеристиках, выражающихся в этических аспектах [1].
Сотрудникам полиции, осуществляющим функции по профилактике, борьбе и выявлению преступлений, доверена охрана чести и достоинства гражданина, его свобода и доброе имя. Умение и способность решать эти проблемы зависят не только от профессионального мастерства, но и от нравственного облика сотрудников полиции. Поэтому авторитет сотрудников полиции находится в прямой зависимости от наличия согласующихся с нормами социума правил и норм поведения в повседневной жизни, независимо от специфики выполняемой работы. Такие требования профессионально-нравственного облика присущи еще и представителям других профессий. Это профессия «педагог» и «врач», где нравственный аспект выражен не менее, а иногда и более сильным, чем профессиональные знания, умения и навыки. Сотрудники полиции воспринимаются людьми не только как представители исполнительной власти, но и с позиции оценки их нравственного облика: культуры поведения, вежливости, воспитанности, интеллигентности и выраженных личностных особенностей. В частности, вступая во взаимодействие с сотрудниками полиции, гражданин ожидает не только профессионального выполнения обязанностей, но и уважительного и заинтересованного отношения, что налагает на сотрудника повышенную морально-нравственную ответственность.
В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» [2] обозначены основные задачи полиции. Это поисковые, коммуникативные, организационные и социальные, при выполнении которых, полицейский обязан демонстрировать высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков и высокую личностную зрелость. Профессиональные знания, умения и навыки составляют профессиональное мастерство, которое заключается в умелом использовании знаний и навыков по профессионально-служебной, физической и морально-психологической подготовке. Развитие морально-психологических качеств сотрудника полиции является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел. К важным морально-психологическим качествам можно отнести: отношение к обществу, отношение к деятельности, отношение к другим людям и отношение к самому себе. Можно также упомянуть о психологическом потенциале сотрудника полиции, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализацию профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из индивидуальной профессиональной концепции личности, мотивационно-ценностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств. То есть, нужно говорить о формировании не только сугубо «профессиональных качеств», способных определять успешность выполнения поставленных задач, но и формировании морально-психологического потенциала, который будет способствовать повышению доверия, а значит и авторитета среди общественности. Общественное доверие складывается из многих составляющих компонентов. Одним из составляющих можно рассматривать авторитетность сотрудника полиции. От чего зависит авторитет сотрудника полиции? Каковы «прогнозы» такого социально-психологического феномена как «авторитет» сотрудника полиции?
Не рассматривая теоретические подходы к изучению данного явления, мы остановимся на собственных размышлениях. Авторитет – есть не что иное, как оценка личностных качеств (особенностей) и профессиональных качеств (профессионализма). То есть авторитет складывается из целого ряда качеств, параметров, критериев по оценке уровня «авторитетность-неавторитетность».
Бондаренко Т. А. [3] ссылается на исследования о том, что на авторитет сотрудника милиции (полиции) не оказывают влияние его социально-демографические данные: возраст, рост, образование, в то же время значительно влияет уровень развития следующих профессионально- психологических качеств: общекультурные, профессиональные и психологические. Эти качества оказывают максимальное влияние на степень авторитетности любого человека. Степень выраженности данных качеств можно рассматривать через призму такого компонента – уровень образования. Гипотетически, чем выше уровень образования, тем более выражены такие качества как культура, вежливость, тактичность, дисциплинированность, добросовестность, эмпатия, коммуникабельность и др. Т. е. уровень развития общекультурного, психологического и профессионального компонентов оценивается как более высокий показатель.
В своей статье попытаемся гипотетически сделать наброски: лица, получившие высшее образование очной формы обучения (по различным специальностям), будут более успешны в профессиональной деятельности, вновь выбранной ими. Останавливаясь на категории лиц рядового и младшего начальствующего состава, хотелось бы отметить, что данная категория сотрудников является первой профессиональной ступенью среди сотрудников органов внутренних дел. Средний и старший начальствующий состав, исходя из квалификационных требований к замещаемой должности, могут занимать лица, имеющие высшее юридическое образование или лица со средним юридическим образованием или высшим неюридическим образованием. По должности рядового и младшего начальствующего составов таких квалификационных требований не предусмотрено. Тем не менее, на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава поступают лица, имеющие высшее образование (очной формы обучения).
Проанализировав уровень образования у данной категории молодых сотрудников ОВД, прошедших профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в ведомственной образовательной организации МВД России (на базе Восточно-Сибирского института МВД России) за последний год, можно отметить, что более 52 % сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего состава имеют высшее образование по различным специальностям (экономист, педагог, менеджер, юрист, инженер). Сотрудники рядового и младшего начальствующего состава замещают должности в следующих подразделениях: патрульно-постовая служба, вневедомственная охрана (войска национальной гвардии), изолятор временного содержания и др. Основными задачами этих подразделений является: обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей [4].
Таким образом, можно прогнозировать достаточно благоприятную ситуацию для овладения профессиональными навыками данными сотрудниками. А именно: сознательное подчинение своего поведения нормативным актам и уставу ОВД, знание дела, способность продуктивно работать, развитие профессиональных умений и навыков, точное и честное выполнение профессиональных обязанностей и многие другие, входящие в модель профессионально-значимых качеств сотрудника ОВД. Априори – другие компоненты, составляющие авторитетность, должны быть. Это этические нормы поведения, вежливость, тактичность, способность легко входить в ситуацию общения, эмоциональная устойчивость и др. [1].
Поэтому мы можем с уверенностью говорить о повышении уровня культуры, воспитанности, интеллигентности в такой сфере, как правоохранительная. А, следовательно, общественное мнение, как один из критериев оценки деятельности полиции будет основываться на повышении авторитета сотрудников полиции.
Список литературы
- Фромич Ю. В. Об интеллигентности сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Интеллигенция, ее гражданские позиции в современном мире : материалы XI Международной научной конференции : в 2-х томах. 2016. С. 100-105.
- О полиции : федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2017).
- Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М. : Департамент кадрового обеспечения МВД России, 2007. 260 с.
- Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (с изменениями и дополнениями) : приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2017).
Материал поступил в редакцию 10.10.2017
© Фромич Ю. В., Шестакова Л. С., 2017