Как улучшить результаты обучения современного школьника?

Наука без границ - Как улучшить результаты обучения современного школьника?

Авторы: Полушкин Денис Павлович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 68-71

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Полушкин Д. П. Как улучшить результаты обучения современного школьника? // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 68-71.

Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения когнитивных функций учащихся общеобразовательных школ через организацию правильного и сбалансированного питания, предлагаются способы реализации данного направления, а также рассчитывается необходимый бюджет.

Что необходимо предпринять для того, чтобы дети учились хорошо? Как известно, единственный способ получить правильные ответы, заключается в том, чтобы задать правильные вопросы. В данной проблематике, на наш взгляд, самым важным и правильным должен стать вопрос о том, что именно одновременно обеспечивает как рост ребенка в целом, так и формирование его когнитивных возможностей. Какой результат может показать ребенок, если его питание переполнено сахаром и в рационе отсутствуют важные питательные вещества? Что дети могут усваивать в школе, если их организм голоден и истощён из-за отсутствия правильного и сбалансированного питания?

Как показывают статистические исследования многие ученики не питаются полноценно в выходные дни дома, а когда приходят в понедельник в школу их организм испытывает настоящий голод, ни о какой учебе, конечно в такой момент они думать не могут. Теперь представим, что у нас есть два образовательных учреждения, в первом из них делается акцент на правильное питание ребенка с соблюдением, как диетического баланса, так и вкусовых качеств блюд, таким образом, обеспечивается полноценное питание, а во втором реализуется обычная схема питания детей. Дети, которые учатся в первом учреждении, будут, во-первых, менее склонны к излишнему весу, во-вторых, за счет правильного питания, меньше болеть, в-третьих, их уровень депрессии и тревожности также будет ниже, чем у других детей. Всё это приведет к более хорошему поведению этих детей в целом, они с большим желанием будут идти в школу, так как их там всегда будет ждать отличное и вкусное питание. Таким образом, дети из первого учебного учреждения будут здоровее среднестатистического обучающегося. Напротив, дети из второго учреждения, за счет того, что не получают полноценных завтраков будут хуже справляться сначала с точными предметами, а в более старшем возрасте уже и с гуманитарными. Многочисленные и всесторонние исследования неоднократно доказывали, что дети, которые неправильно питаются по утрам, хуже справляются с когнитивной деятельностью.

Актуальность проблемы правильного питания детей подтверждают следующие факты: 57 % россиян питаются неправильно и имеют проблемы с избыточным весом [1], при этом около 20 % населения России – дети [2]. По результатам исследования американского института Health Metrics and Evaluation, которое затронуло 108 стран и 23 года исследований, главной причиной преждевременной смерти является неправильное питание [3]. Излишний вес приводит к высокому риску появления диабета, так например, ожирение 1 степени увеличивает риск вдвое, 2 степени – в 5 раз, 3 степени – больше, чем в 10 раз [4]. К излишнему весу часто приводит употребление вредной и дешёвой пищи.

Очень показательным на наш взгляд является эксперимент, проведенный в школах США, в котором экспериментальной площадкой выступили учебные заведения, где 40 % и более учащихся были из малообеспеченных семей, поэтому не могли питаться правильно. В этих школах государство ввело обязательные бесплатные завтраки и обеды для всех обучающихся. Детям понравилась еда, понравилась сбалансированная диета. Результатом этого эксперимента стало улучшение успеваемости школьников на 17,5 % как по математике, так и по чтению. Кроме того, было установлено, что дети, получавшие систематически полноценный и сбалансированный завтрак, на 20 % успешнее заканчивают школу. Итак, когда дети полноценно питаются, они добиваются большего во всех сферах своей жизни, у них появляется дополнительная возможность преуспеть как на занятиях в школе, так и во внеурочной деятельности.

Становится очевидным, что игнорировать вопрос питания в школе или каким-либо образом закрывать на него глаза не представляется возможным. С учетом вышеизложенного приоритетным направлением, способным улучшить результаты обучения школьников, выступает обеспечение их сбалансированным и систематическим питанием в стенах учебного заведения.

В условиях сложной экономической ситуации видится небезосновательным сделать двухразовое питание Российских школьников бесплатным.

Питание – это то, в чём наши совместные усилия могут дать наиболее ощутимый результат. Согласно данным статистики, в РФ в школах обучается около 14,6 млн детей [5]. Средняя стоимость двухразового питания составляет около 110 р. в день на ребенка. Таким образом для бюджета страны принятие решения о бесплатном питании для школьников выльется примерно в 308,352 млрд р. в год (примем для упрощения расчетов следующие условности: 24 учебных дня в месяц, с учетом каникул 8 учебных месяцев в год). Для того чтобы понять большая это сумма или нет для России сопоставим её с бюджетом РФ [6] и представим для наглядности данные в виде табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение бюджета РФ с предполагаемыми затратами на бесплатное школьное питание в размере 308,352 млрд р.

Статьи бюджета РФ на 2017 г.

Показатели, млрд р.

Доля бесплатного питания, %

Доходы

13488

2,29

Расходы на социальную политику

5092

6,06

Расходы на здравоохранение

378

81,57

Расходы на образование

595

51,82

В сравнении с доходами траты на потенциальное бесплатное питание выглядят небольшими, однако, при сопоставлении их со средствами, которые выделяются в целом на образование и здравоохранение, они выглядят большими. Для решения проблемы с обеспечением детей бесплатными завтраками в школе можно попробовать задействовать местные бюджеты территориальных образований. Например, 50 % оплачивать из федерального бюджета, а 50 % из местного. Неплохим вариантом может стать на первом этапе расширение контингента детей, которые могут получать бесплатное питание не только по показаниям здоровья.

Если поставить и достигнуть цели по обеспечению правильного питания детей в школе, то страна в целом станет стабильнее и безопаснее, в будущем смогут существенно повыситься её экономические показатели за счет нового более успешного и умного поколения детей, в лучшую сторону изменится здоровье граждан страны, увеличится продолжительность жизни.

Список литературы

  1. Бетенёва Т. Россияне недооценивают масштабы ожирения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/03/01/procent-ozhireniia-sredi-naseleniia-rossii-dostig-57-procentov.html (дата обращения: 30.09.2017).
  2. Население России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation (дата обращения: 25.09.2017).
  3. Главная причина преждевременной смерти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sizozh.ru/glavnaya-prichina-prezhdevremennoy-smerti (дата обращения: 21.09.2017).
  4. Ожирение может вызвать сахарный диабет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diabetiky.com/simptomy/ozhirenie.html (дата обращения: 18.09.2017).
  5. В России 1 сентября пойдут в школу 14,6 миллиона детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2165817.html (дата обращения: 24.09.2017).
  6. Федеральный бюджет России на 2017 год. Инфографика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/federalnyy_byudzhet_rossii_na_2017_god_infografika (дата обращения: 29.09.2017).

 

Материал поступил в редакцию 30.09.2016
© Полушкин Д. П., 2017