Социально-психологические проблемы конфликтных семей

Наука без границ - Социально-психологические проблемы конфликтных семей

Авторы: Оборина Наталья Николаевна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 80-83

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Оборина Н. Н. Социально-психологические проблемы конфликтных семей // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 80-83.

Аннотация: Статья посвящена обзору социально-психологических проблем конфликтных семей в контексте постоянно изменяющегося социального мира, а также с учетом особенностей межличностного общения членов семьи. Рассматриваются причины возникновения повышенного уровня конфликтности в семьях, дается описание характерных особенностей данной категории семей.

В сложной системе проблем, ведущих к разрушительной тенденции в отношении института семьи, большую роль играют социально-психологические проблемы, связанные с особенностями отношений между супругами. Повышения стабильности брака не всегда можно достичь лишь развитием условий социально-экономической среды семьи. Для выяснения социально-психологических проблем конфликтных семей необходимо разобраться в причинах возникновения данной категории семей.

Существуют различные точки зрения на данный вопрос. С социологической точки зрения к конфликтности в семье приводит социально-экономическая нестабильность в стране. Переход к рыночным отношениям повлёк за собой радикальные изменения и в других сферах жизнедеятельности общества. Особенно тяжело сказывается резкая смена ценностей в обществе с социалистических, коллективистских на капиталистические, индивидуалистические. Многие люди, привыкшие жить, веря в одни ценности, оказались неспособными к быстрым переменам, произошедшим в нашем обществе. В условиях жёсткой конкуренции некоторая часть людей лишились работы или оказались за гранью выживаемости.

В работах некоторых социологов [1, с. 19] говорится о значительных отличиях современной семьи от семьи доперестроечного периода. Семья обязана служить опорой личности в постоянно изменяющихся условиях социального мира, поэтому понижение уровня жизни, изменение социальной среды, рост конкурентности в профессиональной сфере увеличивают зависимость человека от семьи. В то же время происходит ломка социальных институтов, ранее защищавших деятельность семьи. Так же приостанавливается материальная поддержка государством семейного образа жизни (санкции против разводящихся, преимущества социального статуса в решении жилищной проблемы, помощь матерям и молодым семьям), что сильно притормаживает жизнедеятельность семьи. На фоне этих событий роль межличностного взаимоотношения супругов возрастает все больше. Тяжелые социальные условия обличают проблемы, которые не проявили бы себя в благоприятной среде. Но нужно отметить, что внутренние ресурсы даже благополучной семьи не безграничны, и даже сплочённые семьи могут не выдержать напор проблем [2, с. 145].

Большинство ученых выделяют в качестве причины фактор явной и скрытой безработицы и нестабильности в экономической сфере. К. Л. Феофанов отмечает, что наступает явное снижение уровня материальных и бытовых условий жизни семьи, это ведет к изменению ценностей, приоритетов, структуры ролей, а также к искажению в правилах и нормах поведения семьи. Из этого формируется перечень психологических проблем: напряжённость взаимоотношений, повышенная конфликтность, стрессы, отсутствие жизненных стимулов, перспектив, неуверенность в будущем [3, с. 59].

Е. Н. Данилова отмечает, что важным противоречием нынешнего времени является противоречие между распространёнными в обществе стандартами семейной жизни и ограниченность законных средств их достижения [4, с. 4].

Таким образом, социально-экономическая нестабильность в обществе провоцирует множество стрессоров: потеря или вынужденная смена работы; неразрешимость жилищной проблемы; ухудшение материального уровня; невозможность полностью реализовывать запросы семьи и т. п. Далеко не каждая семья способна разрешить возникающие трудности, что приводит к напряжённости и конфликтам.

Необходимо иметь ввиду также и тот факт, что семья может стать конфликтной, как с низким, так и с высоким уровнем дохода.

Таким образом, социально-экономическая нестабильность является важной, но не единственной, не определяющей причиной появления конфликтной семьи.

Семья является сложной структурой человеческих взаимоотношений, целостной системой, поэтому её нельзя рассматривать однобоко, с какой-либо одной стороны. Основные источники появления конфликтности в семейных отношениях лежат внутри самих членов этих семей, в том, что приносят с собой супруги. К ним относится: психологическая несовместимость супругов; родительская модель внутрисемейных отношений; брачные установки супругов; несовпадение интересов и потребностей мужа и жены; личностные особенности супругов; различные религиозные мировоззрения супругов.

Проанализировав наиболее частые причины конфликтов, выделяются основные типы конфликтов в детско-родительской среде:

  • конфликт неустойчивости родительской оценки ребёнка: ребёнок часто неорганизован, малоусидчив, нецеленаправлен, невыдержан. Он начинает вести себя как взрослые, то есть критиковать, требовать уважения. Но часто он всё забывает, раскидывает вещи и так далее. Следовательно, достоинства ребёнка преуменьшаются, зато преувеличиваются недостатки.
  • диктатура родителей – это способ управления, когда одни члены семьи находятся под влиянием других. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребёнку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Несомненно, авторитет родителей, которые игнорируют интересы и мнения ребёнка, может привести к тому, что вырастет циник и деспот.
  • мирное сосуществование – латентный конфликт, где применяется стратегию нейтралитета, при этом ситуация в семье в целом выглядит вполне гармонично. В итоге выходит, что семьи для ребёнка не существует. В кризисной ситуации, когда от него будет необходима причастность, благие намерения, ребёнок не будет испытывать никаких чувств, так как это не касается его самого.
  • конфликт опеки – это участие в жизни ребёнка, защита от затруднений, забота. Дети в таких семьях могут быть пассивны, беспрекословны, угнетены. Они часто отстраняются от принятия решений, которые относятся к ним и ко всей семье. Родители, которые неосознанно хотят сохранить эмоциональную близость с ребёнком, ограждая их от повседневных забот, возникающих трудностей забывают или не знают, что ребёнка чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и трудности.
  • конфликт родительской авторитетности, когда ребёнка воспитывают усердно, пытаясь из него сделать вундеркинда, заставляют обливаться холодной водой, учат языкам, музыке. Замечая любую ошибку ребенка, взрослые подвергают его наказанию, проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности высказать своё мнение, не замечают его достижений, не вспоминая о поощрениях, постоянно требуют от ребёнка достижения идеала [5, с. 204].

Неумение конструктивно разрешать конфликты и слабое владение навыками и умениями поведения в конфликте, приводит к тому, что конфликты принимают хронический характер и благополучная семья превращается в конфликтную. Это позволяет поставить вопрос о том, что конфликтная семья имеет свои социально-психологические проблемы, которые неблагоприятно воздействуют на всех членов семьи, главными из которых являются деформация в общении и эмоциональная отчуждённость между членами семьи.

Список литературы

  1. Волкова А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 3. С. 12-21.
  2. Бодалев А. А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы в психологическом консультировании / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. : ЮНИТИ, 2000. 145 с.
  3. Феофанов К. Л. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 55-60.
  4. Лексикон социальной работы / под ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О. М. Чернышева. Вологда : Русь, 2013. 204 с.
  5. Дементьева И. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 5-9.

Материал поступил в редакцию 09.10.2017
© Оборина Н. Н., 2017