Аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности в вузе

Авторы: Наников Эдуард Суренович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 96-99

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Наников Э. С. Аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности в вузе // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 96-99.

Аннотация: Раскрыты аспекты преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Высшей школе. Рассмотрены базовые векторы направленности изложения основных тезисов обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Жизнь человека, его деятельность, как профессиональная, так и бытовая, в последние годы становятся более безопасной, хотя и нестабильной из-за сотен происшествий социального и техногенного вида. Итог крайне негативный: гибель людей, экологический блэкаут, урон природе и инфраструктуре, значительные материальные издержки.

Безопасность жизнедеятельности, как независимая ветвь сферы образования, стартовала в 1991 году [1]. К текущему моменту она стала не только коренным аспектом жизни каждого индивидуума, но и значимым трендом подготовки бакалавров, отличающихся свойствами человека устойчивого характера.

Российская система высшего образования подвергается основательным мировоззренческим изменениям, давшим начало качественному преломлению формы преподавания вообще, и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в частности. Изменение структуры учебных планов направлено на сокращение доли аудиторных занятий, главный упор делается на самостоятельную работу студентов. По мнению, Е. П. Суворовой, «…изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит не столько в трансляции знаний, как это было прежде, сколько в организации и руководстве самостоятельной работы студента, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и фиксации результата» [1].

Следует отметить, что студенческие проблемы освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» имеют глубокие корни, такие, как отсутствие навыков самостоятельной работы, работы с литературными источниками, недостаточность интереса и мотивации к выполняемой работе, неопределенные критерии оценки самостоятельной работы. К сожалению, монотонные виды самостоятельной работы не гарантируют приобретение профессиональных умений и навыков для реализации их при сегодняшнем многообразии чрезвычайных ситуаций.

Федеральные государственные стандарты высшего образования 3, 3+, 3++ допускают независимость лиц, реализующих образовательный процесс, а это, прежде всего, ответственность перед потребителями образовательных услуг, как администрации вуза и факультета, так и персональная ответственность каждого педагога. Самостоятельное наполнение дидактических единиц должно быть направлено на достижение основной цели: формирование компетенций, предусмотренных образовательным стандартом соответствующего направления подготовки. Преподаватель должен так наполнить дидактику курса, чтобы на выходе студент был способен не только знать максимум информации об угрозах и опасностях внешнего мира, но и уметь противостоять им и владеть навыками противодействия и предотвращения последствий различных чрезвычайных ситуаций. [2]. Для овладения профессиональными навыками в сфере безопасности жизнедеятельности обязательным условием является участие в образовательном процессе практических работников из сфер обеспечения безопасной жизнедеятельности населения (МЧС, МВД и др.), что несомненно способствует активизации интереса к процессу обучения и повышению качества формируемых компетенций.

Сформированность компетенций после освоения курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должна обеспечить будущим выпускникам способность самостоятельно и на высоком профессиональном уровне решать задачи обеспечения безопасности жизни и деятельности человека, такие, как:

  • использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества;
  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности [3].

Педагог, обучающий студентов безопасной жизнедеятельности должен реализовать решение двойственной задачи: во-первых, заложить в сознание студента потребность безопасного типа поведения; во-вторых, научить вырабатывать эту потребность у коллег и подчиненных.

И ведь абсолютно не играет никакой роли, в какой отрасли экономики будет работать выпускник, т. к. «безопасный тип поведения» – это параметры, которые необходимо сделать жизненными принципами.

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ставропольского института кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации и права на регулярной основе оптимизирует методику преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина входит в перечень обязательных для изучения на всех факультетах института, осуществляющих подготовку бакалавров по всем направлениям. Основные направления оптимизации методики преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» представлены ниже:

  1. Углубленное изучение опасных явлений различной природы: социальных, техногенных, геополитических и т. п.;
  2. Изучение традиционных, новых, передовых методик и технологий защиты человека от внешних угроз;
  3. Развитие и совершенствование информационной поддержки процесса обучения безопасности жизнедеятельности, налаживание дистанционной обратной связи с использованием активных и интерактивных форм для активизации самостоятельной работы;
  4. Непрерывное повышение квалификации преподавательского состава по учебно-методическим и научно-исследовательским аспектам педагогической деятельности в Высшей школе в области безопасности жизнедеятельности;
  5. Привлечение к участию в образовательном процессе практических работников из сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
  6. Регулярное обновление информационной базы, создание электронных учебников;
  7. Совершенствование методических и методологических подходов к организации и контролю самостоятельной работы студентов.

В завершении хотелось бы отметить, что обилие опасностей различного генезиса и угроз жизни и деятельности человека в сегодняшнем мире непрестанно увеличивается, причем прямо пропорционально развитию науки и общества. Чем выше достижения науки и техники, тем большие техногенные риски сопровождают жизнь каждого индивидума. Чем сложнее внешнеполитическая обстановка, тем выше геополитические риски. Задача преподавательского состава научить студентов распознавать, противостоять, предотвращать различные угрозы и опасности. Для успешного решения этой задачи необходим высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава. В связи с этим совершенно необходимо разрабатывать, исследовать, внедрять, апробировать новые программы повышения квалификации ППС, направленные на безопасность жизнедеятельности, новые образовательные технологии этой направленности, совершенствовать систему дистанционной поддержки курсов «Безопасность жизнедеятельности», систему on-line контроля сформированности компетенций.

Список литературы

  1. Вопросы методики преподавания в ВУЗе : ежегодный сборник научных статей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
  2. Кузнецова Н. В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности : учебное пособие. М. : Берлин: Директ-Медиа, 2016. 253 с.
  3. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 850-851.

 

Материал поступил в редакцию 01.11.2017
© Наников Э. С., 2017