Безопасность жизнедеятельности: от личной к общественной

Авторы: Наников Эдуард Суренович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 87-90

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Наников Э. С. Безопасность жизнедеятельности, от личной к общественной // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 87-90.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования у подрастающего поколения навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Процесс воспитания появился на стадии зарождения человеческого общества. Среди множества функций, ему присущих, есть такая, как формирование у подрастающего поколения способностей к превенции и преодолению опасных ситуаций. Возможности каждого индивидуума и всего социума были ничтожно малы, что приводило к очень высокой вероятности гибели как одного, так и другого. Поэтому, на ранних фазах существования человеческого общества чрезвычайно важное значение приобрело формирование просвещенности в вопросах индивидуальной безопасности.

В современном обществе требуется еще более глубокая выучка всех элементов социума навыкам безопасного поведения, т. к. существует весьма высокая вероятность наступления всемирной катастрофы, последствия которой приведут к гибели всего человечества или его изрядной части.

Вместе с этим зарождаются процессы развития индивидуальной безопасности. В современном мире творением педагогики стали учебные программы, учебники, методические пособия, презентации и т. п. для формирования индивидуальной безопасности [1]. Сюда же относится искусство, становясь более или менее независимым составляющим педагогического процесса.

Педагогическая практика и педагогическое искусство образуют базис зарождения педагогической науки [2]. Имея тот же вектор направленности, практика индивидуальной безопасности служит базисом рождения теории индивидуальной безопасности. Ингредиенты экспериментального синтеза рациональных методик формирования у человека навыков безопасного поведения прослеживаются от этнопедагогики, разнонаправленных педагогических тезисов древности до нынешних педагогических теорий. Тем не менее, практика и искусство формирования индивидуальной безопасности до сих пор функционируют отдельно от теории формирования индивидуальной безопасности [3]. Степень развития этой теории зависит от того, что она находится на низшей ступени своей эволюции. Практика формирования индивидуальной безопасности базируется на повседневных, опытных педагогических знаниях об аспектах превенции и форсирования опасных ситуаций. Чаще всего, педагоги, развивающие навыки безопасного поведения у людей, управляющих всеми видами транспорта, сотрудников разнообразных аварийных служб, как правило, не владеют методологией формирования компетенций, обеспечивающих навыки безопасного поведения.

Разработка методического обеспечения (учебных программ, учебников, методических пособий и т. д.) как правило, выполняется на базисе общепедагогических концепций, в которых не находит отражения специфика формирования индивидуальной безопасности. Такое состояние дел обусловлено тем, что значительный промежуток времени решение фактических задач индивидуальной безопасности имело возможность реализации только на базисе прикладных педагогических компетенций при содействии общих педагогических парадигм.

Доктрина претерпела кардинальное реформирование одновременно с глобальной пертурбацией первопричин опасности, с резким изменением, произошедшим в формировании индивидуальной безопасности. В новейшей истории нашего государства интерференцию создали политические, идеологические, экономические, социальные источники.

Во времена СССР главными, если не единственными, первопричинами опасности считались ядерная, химическая и бактериологическая угрозы со стороны западных партнеров. Было принято считать безопасными условия, в которых живет советский человек, а экологические факторы риска, криминогенная обстановка и другие виды источников угрозы преуменьшались или замалчивались вовсе [2]. Отчасти так оно и было: степень преступности, наркомании была сравнительно низкая, экологическая безопасность на наибольшей доле территории страны была на высоком уровне. Гражданская оборона, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, приемы оказания доврачебной помощи и самопомощи – вот те единичные отдельные части индивидуальной безопасности, которые использовались при формировании компетенций безопасности.

Реформирование политической и экономической концепции развития Российской Федерации несомненно повлияло на запросы к процессу воспитания личности. Государство перестало быть гарантом безопасности своих граждан. Безработица, социальная несправедливость, криминальный беспредел, экологические катастрофы, геополитические конфликты – неполный перечень реалий жизни, обусловливающих необходимость обучать каждого россиянина принципам выживания.

Быстрыми темпами стали появляться интегрированные труды по безопасности человека, были классифицированы собранные предыдущими поколениями знания о выживании, проанализирован опыт выживания в разнородных условиях других народов мира. Появились непривычные области научного знания о безопасности жизнедеятельности человека, эволюционировал опыт оказания помощи и самопомощи человеку в рискованных и необычайных ситуациях [4].

В рамках педагогического процесса назрела потребность классификации элементов индивидуальной безопасности, построения их структуры. Методисты, ученые, педагоги перешли к педагогическим преобразованиям, адаптации разносторонних элементов индивидуальной безопасности для адресного формирования соответствующих компетенций у подрастающего поколения. Тем не менее, последствия этой работы не давали ожидаемого результата до недавнего времени.

Одна из причин заключается в том, что методисты и преподаватели не могут основываться на теории индивидуальной безопасности в связи с ее отсутствием. Существующие в различных педагогических теориях разрозненные постулаты о воспитании и обучении безопасному поведению по сей день не синтезированы и не классифицированы. Поэтому, говорить о создании теории безопасности преждевременно, т. к. потребность в разработке такой теории даже не признана некоторыми учеными, как теоретиками, так и практиками.

Теория развития индивидуальной безопасности строится на базисе классификации разрозненных постулатов разнообразных педагогических концепций, иллюстрирующих те или иные методики воспитания осознания необходимости безопасного поведения человека. Необходимо ассимилировать эмпирику валеологии, психологии, социологии, культурологии и других наук о ходе развития индивидума безопасного типа. Решению такой задачи посвящена данная статья.

Научные изыскания в этом тренде должны дать толчок к зарождению новой отрасли (раздела, теории, концепции) педагогики – педагогики безопасности. Теоретическое осознание базификации формирования индивидуальной безопасности предусматривает формирование структуры, формулирование цели, содержания, обозначение форм и методов, закономерностей и принципов данного явления.

В педагогике выделяют разнообразные пути к определению структуры воспитания. Отдельные из этих путей могут стать базисом для раскрытия структуры изучаемого компонента воспитания.

Внедрение индивидуальной безопасности, как части процесса обучения в целом, содержит субъекты педагогического процесса (педагога и воспитанников), цели, содержание, формы и методы воспитания в качестве независимых элементов [2]. Названные элементы воспитания образуют частично независимую подсистему педагогического процесса, используемую в условиях воспитания компетенций индивидуальной безопасности. Целостность воспитательного процесса определена его целями, как системообразующими составляющими подсистемы индивидуальной безопасности, оказывающие первостепенное воздействие на взаимосвязь педагога и воспитанников, на отбор содержания процесса воспитания, на выбор форм и методов воспитательной работы.

В роли подсистемы индивидуальной безопасности обозначим некоторый комплекс элементов воспитания: педагогическая диагностика, планирование воспитания, стимулирование деятельности воспитанников, организация воспитательного процесса, контроль эффективности воспитания, коррекция процесса воспитания [2].

Вышеперечисленные элементы воспитания играют роль компонентов, в случае воплощения индивидуальной безопасности. Одновременно эти же элементы суть функции процесса воспитания, при реализации их на других ступенях воспитания. В частности, распознавание степени готовности студента к рискованным ситуациям в процессе проверки усвоения учебного материала на занятиях «Безопасность жизнедеятельности» (этап воспитания) в то же время подталкивает студентов к самосовершенствованию, позволяет не только выявить пробелы в подготовке студентов к профилактике и преодолению опасности, но и частично или полностью ликвидировать их, т. е. при этом реализуются стимулирующая и корректирующая функции воспитания [4].

Структура процесса формирования компетенций индивидуальной безопасности включает в себя такие элементы, как: воспитание, взаимовоспитание, самовоспитание, перевоспитание. Если родители учат маленького ребенка безопасному поведению в квартире, то это воспитание. Если подростки обмениваются опытом участия в драках, показывают друг другу свои «коронные» удары, то это взаимовоспитание. Если молодой человек изучает психологическую литературу о безопасности, занимается физическим самосовершенствованием, то это самовоспитание. Если учитель пытается отучить детей переходить улицу на красный сигнал светофора, то это перевоспитание. Сущность и связь обозначенных компонентов воспитания требуют специального научного анализа. В случае рационально построенного педагогического процесса главенствующая роль, на наш взгляд, должна быть отдана формированию компетенций индивидуальной безопасности. Преподаватель должен способствовать процессу взаимовоспитания и самовоспитания своих студентов, контролируя процесс и при необходимости реализуя коррекцию направленности развития студентов.

Список литературы

  1. Графкина М. В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: znanium.com (дата обращения: 20.10.2017).
  2. Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания : сборник научных трудов. Барнаул : АГИИК, 2015. С. 5-59.
  3. Мартынов И. Безопасность жизнедеятельности. Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2015.
  4. Халилов Ш. А. Безопасность жизнедеятельности М. : ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.

 

Материал поступил в редакцию 01.11.2017
© Наников Э. С., 2017