Экономическая эффективность демократии

Авторы: Зубрицкая Ангелина Валерьевна, Понявина Мария Борисовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 29-33

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Зубрицкая А. В., Понявина М. Б. Экономическая эффективность демократии // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 29-33.

Аннотация: Демократическое государство формирует благоприятную среду для развития экономики и является гарантом существования и эффективного функционирования рыночных отношений, а также свободной конкуренции. Для определения степени влияния политического строя на экономический потенциал производится расчет индекса демократии и сравнение его с индикатором экономического развития, что помогает определить направления стабилизации и усиления эффективности экономики.

Одним из ключевых факторов политического равенства является эквивалентность распределения экономических ресурсов, в связи с чем, свободы экономического выбора достигаются в условиях демократического режима.

Демократический режим страны оказывает влияние на ее экономический потенциал, эффективность и степень развития. Количественное выражение уровня демократии раскрывается в индексе демократии, разработанном британским аналитическо-рейтинговым агентством «The Economist Intelligence Unit» в 2006 году [1].

Расчет индекса базируется на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения соответствующих стран. Для его расчета определяется средневзвешенная величина на основе шестидесяти вопросов, к каждому из которых установлено несколько альтернативных ответов. Разделение вопросов ранжируется в рамках пяти категорий, в число которых входят избирательный процесс и плюрализм, функционирование правительства, политическое участие и культура, а также уровень гражданских свобод.

В результате расчета индекса, может быть выявлена полная демократия, недостаточная демократия, гибридный режим или авторитарный режим. Для стран, функционирующих в режиме полной демократии, характерно высокое развитие политической культуры, усовершенствованный механизм защиты прав и свобод граждан, политический плюрализм и разделение ветвей власти. В случае ограничения демократических принципов, в т. ч. нарушения свобод граждан в определенных ситуациях, по шкале результатов индекса, уровень демократии станы будет интерпретирован как недостаточный. Гибридный политический режим является противопоставлением прямому демократическому режиму. Для гибридной модели характерен низкий уровень институционализации власти, отсутствие механизма согласования интересов, а также низкий уровень политической культуры. Наименьшая степень значимости демократических институтов и ограничение политического плюрализма являются характерными чертами авторитарного политического режима.

Корреляция индекса демократии с соответствующим индикатором экономического состояния страны отражает зависимость экономического состояния страны от соответствующего политического строя. Ключевым инструментом оценки экономического состояния государства является валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт – центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц [2]. Он широко используется для сопоставлений относительных уровней экономического развития стран в пространстве мировой экономики.

Достижение высокого объема валового внутреннего продукта обеспечивается за счет интенсификации производственных процессов, обеспечения их высокого технологического уровня, максимальной производительности труда и расширенного применения инструментов научно-технического прогресса в производстве. Эффективная реализация данных механизмов проявляется в условиях свободной конкуренции. Развитие систем рыночных отношений и конкуренции обеспечивается, в том числе, демократическим политическим строем, поскольку он создает наилучшие условия для реализации экономической свободы индивидуального члена общества [3]. В связи с этим, уровень демократии и валового внутреннего продукта находятся в тесной прямой взаимосвязи.

По результатам расчета индекса демократии стран, обладающих наибольшим объемом валового внутреннего продукта в 2016 г., в одиннадцати из пятнадцати исследуемых государств установлен демократический политический режим. Полный демократический режим определен в Великобритании и Германии, неполный демократический режим выявлен в США, Индии, Японии, Бразилии, Индонезии, Мексике, Италии и Корее (табл. 1).

Таблица 1

Индекс демократии стран с наибольшим объемом ВВП

Страна

ВВП за 2016 г., млрд $

Индекс демократизации

ед.

расшифровка

1

КНР

21286

3,14

авторитарный режим

2

США

18624

7,98

демократия (недостаточная)

3

Индия

8700

7,52

демократия (недостаточная)

4

Япония

5233

7,99

демократия (недостаточная)

5

Германия

3997

8,63

демократия (полная)

6

Россия

3862

3,24

авторитарный режим

7

Бразилия

3141

6,9

демократия (недостаточная)

8

Индонезия

3032

6,97

демократия (недостаточная)

9

Великобритания

2786

8,36

демократия (полная)

10

Франция

2734

6,9

демократия (недостаточная)

11

Мексика

2316

6,47

демократия (недостаточная)

12

Италия

2235

7,98

демократия (недостаточная)

13

Турция

1988

5,04

гибридный режим

14

Республика Корея

1934

7,92

демократия (недостаточная)

15

Саудовская Аравия

1751

1,93

авторитарный режим

Развитая и стабильная политическая демократия способна повлиять на многие показатели в экономической сфере. Она повышает конкурентоспособность государства на международных и внутренних рынках товаров, работ и услуг, а также влияет на инвестиционный климат страны. Страны, лидирующие по объему валового внутреннего продукта, обладают развитой демократической системой (табл. 1), поскольку стабильное экономическое развитие усиливается в условиях демократических режимов.

На раннем этапе индустриализации авторитарные государства способны добиться высоких темпов роста с той же степенью вероятности, что и демократические [4]. Но после определенного уровня экономического развития повышается также степень вероятности появления и развития демократии. Страны, политический строй которых исключает демократические основы, обладают меньшим экономическим потенциалом. Так, в результате проведенного анализа зависимости индекса демократии и индикатора экономического развития стран, объем валового внутреннего продукта которых является наименьшим в мировом экономическом сообществе выявлено, что их преобладающая часть основана на авторитарном политическом режиме (табл. 2).

Таблица 2

Индекс демократии стран с наименьшим объемом ВВП

Страна

ВВП за 2016г., млрд $

Индекс демократизации

ед.

расшифровка

1

Чад

29

1,5

авторитарный режим

2

Нигер

20,01

3,96

авторитарный режим

3

Того

11,6

2,32

авторитарный режим

4

Свазиленд

11,1

3,03

авторитарный режим

5

Сьерра-Леоне

10,8

4,55

гибридный режим

6

Черногория

10,36

5,72

гибридный режим

7

Эритрея

9,17

2,37

авторитарный режим

8

Фиджи

8,3

5,64

гибридный режим

9

Суринам

7,89

6,77

демократия (недостаточная)

10

Бурунди

7,85

2,4

авторитарный режим

11

Лесото

6,98

6,59

демократия (недостаточная)

12

Гайана

6,05

6,25

демократия (недостаточная)

13

Восточный Тимор

4,98

7,24

демократия (недостаточная)

14

Багамы

3,19

1,61

авторитарный режим

15

Гвинея-Бисау

2,88

2,88

авторитарный режим

По результатам расчета индекса демократии стран, объем валового внутреннего продукта, которых не вошел в сто пятьдесят крупнейших мировых позиций, в т. ч. Чад, Нигер, Того, Свазиленд, Эритрея, Бурунди, Багамы, Гвинея, Сьерра-Леоне, Черногория, Фиджи – функционируют на основе авторитарного или гибридного политического режима.

Прямая корреляция между экономическим развитием и демократией отражает тот факт, что функционирование стран в условиях демократического политического режима, способствует достижению экономических успехов [5].

Нереалистично полагать, что возникновение демократических институтов возможно без наличия определенных обстоятельств и социальных условий.

Ключевым условием развития экономики и повышения индекса демократии является выполнение комплекса социально-экономических мероприятий, основанном на укреплении политической культуры. Один из параметров его реализации составляет ориентация на научные, инновационные и образовательные институты [6]. Результатами совершенствования данного направления являются: рост числа высококвалифицированных работников, повышение эффективности труда и уровня социальных взаимоотношений, что является фактором экономического роста.

Указанные механизмы создают синергетический эффект, сопровождаемый подъемом массового участия в политике и стабилизацию экономического роста, что повышает степень вероятности установления демократических политических институтов.

Список литературы

  1. Понявина М. Б. Политика в сфере образования в CCCР и современной России (политологический анализ). М. : ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. 126 с.
  2. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М. : Юрист, 2015. 248 с.
  3. Дарендорф Р. Демократизация и ее проблемы в Восточной Европе. М. : Альпина, 2016. 69 с.
  4. Непомнящий Е. Г. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Таганрог : Изд-во ТИУиЭ, 2017. 176 с.
  5. The Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://starrfmonline.com/wp-content/uploads/2017/01/Democracy_Index_2016.pdf (дата обращения: 11.11.2017).
  6. Баталов Е. Г. Проблема демократии в американской политической мысли XX века. М. : Прогресс-Традиция, 2016. 376 с.

 

Материал поступил в редакцию 02.11.2017
© Зубрицкая А. В., Понявина М. Б., 2017