Необходимость и возможность существования идеологии в современной России

Авторы: Руднева Марина Сергеевна, Понявина Мария Борисовна (научный руководитель)

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 122-125

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Руднева М. С., Понявина М. Б. Необходимость и возможность существования идеологии в современной России // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 122-125.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением феномена идеологии, выявлением ее объекта, целей, механизмов воздействия, проблем реализации в государстве.

Термин «идеология» был предложен Дестют де Траси, французским мыслителем XVIII в., и обозначал новую науку об идеях [1]. Однако выдвижение на первый план дефиниции обусловлено бурной политической жизнью Западной и Восточной Европы. Более развернутую концепцию оформили Ф. Энгельс и К. Маркс в совместной работе «Немецкая идеология», в которой «идеология» использовалась в двух значениях: идеалистического миропонимания, где идея играет роль некой субстанции мира и особого социально-политического профессионального типа мышления, при котором субъект отстаивает классово обусловленные экономические интересы, однако не в полной мере осознает подобную обусловленность [2].

Сегодня идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на изменение или закрепление данной системы социальных отношений.

Идеология как особая категория имеет множество индивидуальных специфических черт.

В отечественном обществоведении продолжаются весьма горячие дискуссии относительно необходимости и возможности существования идеологии в современной России, и если все-таки подобная необходимость оправдана, то что собой должна представлять общенациональная идея? Для наиболее обоснованного ответа на данный вопрос, необходимо углубиться в исторические корни идеологического вопроса.

В духовнополитической мысли онтогенез национальной русской идеологии, как правило, находится в тесной связи со становлением и развитием государства Древней Руси. Как писал И. Ильин, «возраст русской идеи есть возраст самой России» [3]. Вся история нашей страны пестрит поисками общенациональной идеологии – русской идеи, которая отражала бы всю многоликость и сложность общественной жизни народа, являлась ядром национальной силы и сплочённости. Концепция «Москва – Третий Рим» и теория официальной народности, идея мировой революции и лозунг «нового политического мышления», – все это конкретные проявления данного поиска.

Развал Советского союза в 1991 г. и события последующих лет значительно дестабилизировали идеологическую преемственность, спровоцировали крах идеологии советской системы, образа жизни советских людей, их идеалов и ценностей, причем, не дав народу взамен ничего. А понятие «идеология» приобрело весьма негативную окраску, подвергаясь сильнейшей критике со всех сторон.

Перемены первое время многими гражданами довольно позитивно были восприняты. Однако потом началось внедрение западных идей, в целом достаточно хороших, но чуждых нашей стране. В силу чего общество оказалось в затруднительном положении.

Согласно Конституции Российской Федерации, в нашей стране признается идеологическое многообразие. Также подчеркивается невозможность установления какой бы то ни было идеологии в качестве обязательной или государственной[1].

Однако, это вовсе не означает отсутствие идеологии в государстве как таковой, правильнее толковать об исключении навязывания гражданам какой бы то ни было системы ценностей и взглядов в качестве единственно правильных и обязательных.

Зачастую идеологию в нашей стране понимают, как нечто прямо высказываемое и артикулируемое. Однако данное утверждение не совсем точное. Как правило, в жизни, наиболее важное место занимают как раз невысказанные и порой не обсуждаемые взгляды и идеи, принимаемые сознанием в роли особого рода скрытой аксиоматики, которая работает в «теневом», фоновом режиме.

Несмотря на провозглашенный в своей время тезис «деидеологизации», идеология в современном мире существует.

Как показывает международный опыт в современных процветающих и сильных государствах имеет место четко выраженная и достаточно сильная государственная идеология. Ярчайшим примером являются Соединенные Штаты Америки – позиционирующие себя как эталон демократического общества, верховенства прав человека, высокой морали и спасителями «угнетенных» стран и человечества от тирании. Япония – страна древнейшей династии и центр суперкорпораций с феодальной этикой. Китай – великий и коммунистический. Даже Европейский союз формирует свою специфическую идеологию [4].

Очевидно – без серьезной идеологической основы мощь государства постепенно тает. А это значит, что в России идеология не то что желательна, а просто необходима. Только вопрос в том: какая это будет идеология?

В 90-е активно пропагандировалась западная идеология, но успеха подобные попытки не принесли, ведь многие западные ценности просто не подходят российскому общества, а порой и идут в разрез с общественными устоями. Важно помнить, что Российская Федерация – многонациональное и многоконфессиональное государство, где каждый народ обладает индивидуальным менталитетом, обычаями и традициями, исторически сложившимися духовно-нравственными ценностями. Однако все это хоть и существенно усложняет формирование идеологии, все же, выражаясь словами В. В. Путина: «при всем обилии взглядов, мнений... у нас были и есть общие ценности, ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом»[2].

На современном этапе развития основной задачей государства является создание общероссийской национальной идеологии, способной объединить общество на основах наиболее общих духовно-нравственных идеалов и ценностей, которые разделяются большинством населения страны. Подобная идеология должна стать неким ориентиром, который указывает цель и вектор развития российского общества и государства, может осветить смысл политической и исторической эволюции народов страны, явится обоснованием противоречивого и сложного пути России [5].

Однако способна ли российская государственность на порождение собственной эффективной идеи, играющей роль национального «бренда» на международной арене, покажет время. Ведь без доверия к существующей власти, веры в ее обещания и ее силу никакая идея не будет работать, не сможет вести народ к единой цели. Обращаясь к словам Вильгельма Швебеля: «терпит крах та идеология, которая обещает всем то, что могут иметь лишь немногие», подчеркнем, что национальная идея лишь тогда выполняет свои главные задачи, когда является отражением надежд, интересов и настроения общества, или же большее ее части.

Так, мы медленно подошли к важной проблеме идеологии в России – ее эффективности или же неэффективности. Идеология является эффективной лишь при условии обеспечения сплочённости общества, единения граждан вокруг задач общенационального характера.

Идеологи Кремля вновь повторяют грубейшую ошибку социалистических и капиталистических идеологов, суть которой заключается в том, что основным предметом их теоретических обоснований являются социально-экономические условия потребления и распределения в общественной жизни. В силу чего и капиталистическая, и социалистическая идеологии являлись отображением теории влияния господствующего вида собственности на средства производства (частной или общественной) на жизнь народа. Отсюда и приоритет соответствующих духовно-нравственных ценностей [6].

Про формирование новой отечественной идеологии принципиально важно всячески избегать подобной концептуальной ошибки. С этой целью необходимо началом формирования российской идеологии ставить ориентир не на характер собственности в обществе, а на становление парадигмы нового цивилизованного характера жизни российских граждан, в которой акцент ставится на формирование высших человеческих ценностей как неотъемлемой части общества. Причем роль государства заключается не в тотальном понуждении к приобщению к этим ценностям, а в создании и поддержании необходимых условий для развития и жизнеспособности предложенной идеологии. И все это необходимо признать высшей гуманистической целью жизнеустройства нашего общества. Отметим, что на сегодня созданы все условия для формирования идеологической основы в нашей стране. Существование идеологии в современной России, не только нужно, но и крайне необходимо в целях поддержания конкурентоспособности страны на международной арене, ее планомерному и стабильному развитию и процветанию.

Список литературы

  1. Дестют де Траси А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. М. : Академический Проект, Альма Матер, 2013. 334 с.
  2. Новая Российская Энциклопедия. Зелёна-Гура – Интоксикация. Т. 6 (2). М. : ИНФРА-М / Энциклопедия, 2016. 479 с.
  3. Ильин И. А. О русской идее // Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.
  4. Менщиков В. В. Евразийство и национальная идентичность России // Национальная идентичность России и демографический кризис : материалы Всероссийской научной конференции (20-21 октября 2006 г.). М., 2007. 406 с.
  5. Понявина М. Б. Политика в сфере образования в CCCР и современной России (политологический анализ). М. : ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. 126 с.
  6. Шевченко В., Соколова Р., Спиридонова В. Современные проблемы Российского государства. Философские очерки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?redir_esc=y&hl=ru&id=nPMcCgAAQBAJ&q (дата обращения: 01.10.2017).

 

Материал поступил в редакцию 21.11.2017
© Руднева М. С., Понявина М. Б., 2017


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

[2] Государство Россия. Путь к эффективному государству : послание Президента Российской Федерации Путина В. В. Федеральному собранию Российской Федерации от 08.07.2000 // Российская газета. 2000. 9 июля. С. 4-5.