Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне

Авторы: Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна, Вялых Дмитрий Геннадьевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 60-64

Объём: 0,33

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 60-64.

Аннотация: В статье рассмотрена организация работы сервисной службы по ремонту машинно-тракторного парка через сеть опорных пунктов. Этот способ организации работы максимально соответствует основной цели технического сервиса – обеспечение качественного технического ремонта и обслуживания машин и оборудования в кратчайшие сроки.

На сегодняшний день непрерывный процесс воспроизводства материально-технической базы агропромышленного комплекса осуществляется с учетом инновационных разработок научно-технического прогресса. В современных условиях широкое использование новых технологий и успешная работа машинно-тракторного  парка (МТП) выступают как одно из важных средств обеспечения эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. В связи с этим, организациям необходимо использовать возможности выбора техники, меры и системы технической поддержки и другие сервисные услуги, определяя тем самым рациональную структуру и эффективный воспроизводственный процесс. Это в свою очередь предусматривает необходимость разработки своей технической политики с учётом применения национальных и региональных программ технического развития [1].

В России имеется большое количество сельскохозяйственного земельного фонда, который различается по почвенно-климатическим, экономико-географическим, социально-экономическим и прочим условиям хозяйствования, что выражается в зональной специализации того или иного субъекта. Поэтому специфику производственной деятельности определяет характер использования машинно-тракторного парка и, как следствие, организацию его технического сервиса. Исходя из этого, в нашей стране особое значение приобретает региональный уровень организации машинно-технического обеспечения сельскохозяйственного производства.

Анализ состояния технического сервиса МТП показывает, что его организация в некоторых аспектах не вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляются сельхозтоваропроизводителями. В большей степени это относится к одноуровневой схеме организации сервисной службы, когда обслуживание заданной зоны осуществляется только региональным дилерским центром. При этом расстояния сервисной зоны могут превышать 300 км, а расположение самого дилерского центра не всегда соответствует наиболее интенсивному размещению производительных сил сельскохозяйственного производства [2, 3].

Значительное удаление потребителей от регионального дилерского центра приводит к возрастанию времени устранения неисправностей, что особенно негативно сказывается в условиях сжатых сроков проведения полевых работ. Например, увеличение периода уборки зерновых ведёт к снижению валового сбора зерна из-за потерь.

В условиях, когда у субъектов большая географическая удалённость отдельных районов единственным выходом из ситуации можно назвать создание двухуровневой системы организации технического сервиса. Помимо непосредственно самого регионального дилерского центра (1-ый уровень) данная система предполагает наличие сети опорных пунктов (2-ой уровень), которые расположены в районах с наиболее плотным размещением сельскохозяйственных предприятий (рис. 1).

Система организации технического сервиса

Рис. 1. Двухуровневая система организации регионального технического сервиса сельскохозяйственной техники 

Опорные пункты, которые и образуют второй уровень организации сервисной службы, – это ремонтные базы со складскими помещениями, используемые сервисными службами при обнаружении различного рода неисправностей МТП хозяйств обслуживаемой ими зоны. В зависимости от того, сколько обслуживается техники, в каждом опорном пункте существует сервисные бригады, осуществляющие проведение ТО и ремонта [4].

Данная система в максимальной степени соответствует основной цели технического сервиса, которая заключается в обеспечении качественным техническим ремонтом и обслуживанием машин и оборудования в сжатые сроки. Располагающиеся в непосредственной близости от сельскохозтоваропроизводителей опорные пункты позволяют в определенные сроки выявлять и устранять различные неисправности и отказы техники, а также своевременно производить техническое обслуживание [5, 6].

В соответствии с внедряемой системой организации технического сервиса на региональном уровне неисправности сельскохозяйственной техники будут подразделяться на три группы:

  1. Выход из строя отдельных деталей, не предусматривающей полной разборки агрегата и применения специализированного оборудования. Неисправности этой группы устраняются непосредственно в полевых условиях силами бригад сервисной службы в минимальные сроки, путем замены сборочных единиц и агрегатов, проведением операций внеочередного технического обслуживания, а  сложные неисправности, которые требуют разборки узла и агрегата, устраняются в ремонтных мастерских опорных пунктов.
  2. В случае, когда невозможно проведение ремонта силами бригад сервисной службы или нет необходимых комплектующих, ремонт осуществляется в региональном дилерском центре. Сервисная служба регионального дилерского центра имеет более высокий уровень подготовки специалистов, а также специализированное оборудование для устранения конкретной неисправности. В случае если нельзя провести ремонт на месте, неисправный узел транспортируется в ремонтную мастерскую регионального дилерского центра.
  3. При сложных неисправностях, когда их устранение региональным дилерским центром невозможно, вышедший из строя узел направляется заводу-изготовителю для полной замены или восстановления.

Таким образом, так называемая группировка неисправностей позволяет чётко разделить ответственность каждого уровня организации технического сервиса, а самое главное – избежать неоправданных расходов.

Двухуровневая система организации регионального технического сервиса в плане взаимодействия с клиентами является более гибкой, потому что опорные пункты дилерских служб располагаются в данном случае в непосредственной близости от сельскохозяйственных предприятий. Главным недостатком этой системы являются большие затраты регионального дилера, которые необходимы для создания сети опорных пунктов, неоправданно высокие в условиях российской экономики и делающие убыточной работу сервисной службы. В качестве одного из решений этой проблемы предлагается создать единые опорные пункты для всех дилерских центров по обслуживанию МТП, работающих в конкретном регионе. Создание таких образований может осуществляться по следующим направлениям:

  • Интеграционное  взаимодействие дилерских служб, работающих на территории субъекта;
  • За счёт средств федерального и регионального бюджетов, которые выделяются на развитие сельскохозяйственного производства;
  • За счёт средств частных инвесторов.

Дилер завода-изготовителя в данной схеме арендует производственные помещения опорного пункта, сокращая тем самым собственные издержки на организацию сервисной службы. Арендная плата за использование площадей опорного пункта должна будет покрывать затраты на его содержание, а также способствовать возмещению капиталовложений для частного инвестора или государства.

Концентрация региональных дилеров сельскохозяйственной техники в условиях единого опорного пункта, который обслуживает определенную сервисную зону, даст импульс для организации на его базе кооперативных машинно-технических станций, что будет являться как дальнейшее развитие организационных форм технического сервиса и созданию единой системы сервисных служб по ремонту МТП, построенной на принципах частно-государственного партнерства (рис. 2) [7, 8].

 

Роль опорных пунктов сервисной службы

Рис. 2. Роль единых опорных пунктов сервисной службы в развитии технического сервиса сельскохозяйственной техники 

Единые опорные пункты в большей степени по сравнению с другими организационными формами технического сервиса соответствуют всем требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку создают одинаковые условия для работоспособности дилерской фирмы. Таким образом, создаются все условия для естественной конкурентной борьбы, что согласно правилу маркетинга приведет к повышению качества сервисных услуг.

Список литературы

  1.  Корнеев В. М., Кравченко И. Н., Корнеева Е. Н. Логистика технического сервиса. М. : РГАУ-МСХА, 2016. 142 с.
  2. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.
  3. Черноиванов В. И., Горячев С. А., Щеглов С. А. и др. Формирование инфраструктуры инженерно-технологических услуг сельским товаропроизводителям. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2010. 191 с.
  4. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
  5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21-25.
  6. Абдразаков Э. Ф. Совершенствование организации технического сервиса машинно-тракторного парка (на примере Саратовской области): дис. … канд. техн. наук : 05.20.03 / Абдразаков Эльдар Фяридович. Саратов, 2012. 207 с.
  7. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.
  8. Коротких Ю. С., Чутчева Ю. В. Современное состояние машинно-тракторного парка Российской Федерации: основные тенденции и перспективы развития // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 6. С. 25-29.

 

Материал поступил в редакцию 04.11.2017
© Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г., 2017