Патернализм

Авторы: Мамаев Анварбег Ибрагимович, Сулейманов Шамиль Сулейманович, Понявина Мария Борисовна (научный руководитель)

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 38-43

Объём: 0,47

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мамаев А. И., Сулейманов Ш. С., Понявина М. Б. Патернализм // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 38-43.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей патернализма в России. Автором раскрывается сущность патернализма как общественно-политического явления, освещаются его специфические особенности. В статье исследуются различные виды проявления патернализма, особое внимание при этом уделяется именно государственному патернализму. Автором отмечается наличие глубоких исторических корней российского патернализма. Обосновывается необходимость «опеки» государства над его гражданами, подчеркивается целесообразность рационального соотношения заботы государства о гражданах, однако только в границах, которые не ущемляют права и свободы человека и гражданина.

Сегодня в теории и истории права и государства господствует мнение о том, что патернализм (от латинского «pater» – «отец») является своеобразным принципом попечительства со стороны государства над населением, тип отношений между правителями и населением, который предусматривает «отеческую заботу» власти и «сыновью благодарность» граждан страны за улучшение условий жизнедеятельности [1]. Кроме того, до сих пор не оставляются попытки отожествления «патернализма» с сущностной характеристикой России как государства, либо с явлением, которое имело место исключительно лишь на конкретных исторических периодах его развития. Причем, также не существует единой оценки «патернализма» в России, которая варьируется от крайне положительной до крайне негативной. В связи с этим актуальность рассмотрения проблемы патернализма в российской истории довольно велика.

Согласно мнению, распространенному в юридической литературе, патернализм берет свои истоки в конфуцианстве, рассматривающее государство как «большую семью». По конфуцианским воззрениям государство и его правитель несет ответственность за все происходящее как в стране, так и в отдельно взятом регионе. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а правящие и подданные находятся в семейных отношениях: младшие зависят от старших. В этой концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т. е. пассивного участника политики. Основываясь на данных взглядах, раскроем понятие «патернализм»:

Патернализм – это:

  1. покровительство, опека старшего по отношению к младшим;
  2. покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы к своим работникам, одной страны к другой;
  3. убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан.

Патернализм довольно сложное общественно-политическое явление, которое несомненно имеет свои специфические особенности.

Во-первых, патерналистические отношения связаны с дифференциацией доступа к власти и ресурсам. Это подразумевает то, что тот, кто находится в подчинении от патерналиста, во многом зависит от последнего, ввиду отсутствия достаточности ресурсов для самообеспечения.

Во-вторых, с идеологической позиции патернализм связан с оправданием подчинения, который подчеркивает заботливую роль патерналиста.

В-третьих, патернализм представляет собой своеобразную коллективную форму организации социума, при этом патерналист вполне может быть определенным лицом, тогда как его подчиненные рассматриваются как коллектив.

В-четвертых, сегодня патерналистические идеи имеет тенденцию к систематизации и институционализации, составляя часть системы организационных правил.

И, наконец, в-пятых, как правило, патернализм является распространенным отношением, которое охватывает практически все аспекты жизни подчиненных и затрагивает, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида, личность в целом.

Патернализм в значительной степени отличается от традиционных капиталистических отношений. В частности эти различия заключается в следующем:

  1. Патернализм предполагает неравенство власти, тогда как официальная идеология капитализма состоит в том, что экономический обмен – это соглашение между равными сторонами;
  2. В условиях господства патернализма существует полное включение подчиненных в патерналистские отношения, что противоречит обычным капиталистическим отношениям найма, которые основаны на частичном вовлечении работников в эти отношения и разделении рабочей и внерабочей жизни, причем единственными узами, которые связывают работодателей и работников, могут быть денежные отношения.

Патернализм в обществе может принимать самые разнообразные формы, которые обусловлены субъектами патерналистических отношений. С такой позиции различают патернализм на государственном уровне, внутрифирменный патернализм, патернализм в различных сферах (в экономике, медицине и т. д.) [2].

Рассмотрим теперь каждый из этих видов патернализм в отдельности и попробуем дать краткую характеристику.

Внутрифирменный патернализм характерен для экономических отношений с ярко выраженными патриархальными традициями, в особенности для таких стран как Япония, Южная Корея, Испания и т. д. Так например патернализм в Японии обусловлен докапиталистическими отношениями японского общества, где основной ячейкой была семья – клан. Глава семьи обладал неограниченной властью над всеми другими ее членам, во всех решениях, принимаемых в семье-клане, решающее слово всегда оставалось за главой клана. Традиции патернализма, которые существовали на основе клановости и семейных установок, были транспонированы в сферу капиталистических экономических отношений. Механизм патерналистических отношений получил большое распространение и в мелких, и в крупных фирмах. Сотрудники малых предприятий считаются членами семьи хозяина – владельца компании. В основном наём на работу осуществляется при помощи рекомендательного письма, причем заработная плата не подлежит фиксации, так как значительная ее часть (до 30 %) идёт на дополнительные выплаты, зависящие от степени процветания семьи-предприятия. Проявлениями внутрифирменного патернализма являются система пожизненного найма, в получении огромного выходного пособия (при выходе на пенсию) по принципу: «один месячный оклад за каждый отработанный в фирме год», принцип «старшинства», ротация кадров внутри компании. Патерналистические отношения на предприятии, которые особенно распространены в Японии, во многом обусловили «Японское экономическое чудо».

Патернализм в медицине представляет собой классическую модель взаимоотношений, субъектами которых являются врач и пациент. Медицинский патернализм выражается в том, что пациент практически полностью полагается на опыт и квалификацию своего лечащего врача. В данных патерналистических отношениях в роли «отца» выступает врач, который заботится о «ребёнке» – пациенте, и который целиком берет на себя ответственность за жизнь и здоровье последнего. Пациент – пассивный субъект, который не принимает на себя никаких решений касательно процесса лечения. Основным недостатком патерналистического подхода в медицине является тот факт, что пациент напрочь лишен возможности управлять процессом лечения, а, следовательно, своей жизнью и судьбой. Впервые патернализм в отношениях врач-пациент проявляется в клятве Гиппократа: врач обязуется следовать присяге «согласно своим силам и разумению». В современном законодательстве России основу данной модели составляют деонтологические принципы, которые закреплены в Клятве врача РФ.

И наконец, рассмотрим наиболее значимые патерналистические отношения, которые способны влиять не на одного или нескольких субъектов, а на целые народы. Конечно же речь идет о государственном патернализме.

Патернализм на уровне государства предполагает, что все общество представляется как единая и большая семья, главой которой (отцом) является государство (или же в его лице правитель (монарх, царь, император, президент и т. д.)). Именно государство определяет этические установки – что хорошо, а что плохо, участвует в распределении благ с учетом места каждого в системе иерархии власти. Все общественные организации имеют право на существование лишь как механизмы, которые укрепляют власть. Патерналистические отношения наиболее характерны для традиционных обществ, в которых довольно сильны традиции общинности.

Государственный патернализм находит свое отражение в истории нашей страны [3].

Начало 18 века, да и первая его четверть ознаменовала в России значительные, можно даже сказать радикальные, преобразования. Петр Великий провел реформирование практически всех сфер жизни общества. И патернализм был весьма распространенным явлением в петровскую эпоху. Петр I был глубоко убежден, что исключительно воинская дисциплина и порядок способны воспитать сознательность, трудолюбие и христианскую нравственность. В период правления Петра I был создан настоящий культ государственных учреждений и административных инстанций, которые весьма бесцеремонно вмешивались в частную и личную жизнь. Император Петр I откровенно говорил: «Наш народ яко дети» и титул «Отец Отечества», который он принял в 1721 г., адекватно отражал его взгляды.

Законы также реализовывались только через систему разнообразных бюрократических учреждений. Тем самым российское государство приобретало военно-бюрократический и полицейско-патерналистский характер. Особенное внимание государство уделяло покровительству экономики. Государство распределяло кому какой компанией владеть, направляло государственных крепостных на заводы и мануфактуры, тем самым способствуя развитию экономики.

Элементы патернализма наблюдались также и в советской административно-командной системе, проявлявшиеся в экономике в защите предприятий от конкуренции и разорений, в широко действующей системе социальных гарантий [4]. Государство стремилось выстроить систему социальной защиты, что особенно ярко было выражено в следующих особенностях:

  • жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами;
  • эгалитаризм, предполагающий равенство в потреблении материальных благ и услуг;
  • гарантированная всеобщая занятость населения (понятия «безработица» практически не существовало), однако при всем при этом наблюдается отсутствие реального рынка труда как такового.

В целом, можно отметить, что данные черты государственного патернализма в СССР имеют довольно позитивный характер, направленный на достижение «общего блага». Однако существовали и отрицательные черты его проявления.

Во времена Сталина фактически вся жизнь общества была подконтрольна государству. Именно государство в лице органов государственной власти и вождя – Иосифа Виссарионовича Сталина, осуществляло регулирование не только публичной, общественной жизни, но и вмешивалось, причем открыто и бесцеремонно, в личную жизнь, в частные дела, в отношения семьи.

Следует признать, что применение патерналистской модели социальной политики к российским реалиям во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета и, в приложении к характеру российской социально-экономической и политической ситуации, в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в разных областях социальной сферы.

Однако проявления патернализма можно наблюдать отнюдь не исключительно в историко-политическом контексте. В настоящее время российскому государству также присущи патерналистические черты [5]. Уходя от «реформаторской эйфории» начала 90-х, и приближаясь к сегодняшнему дню, можно наблюдать все больше патерналистических черт в нашей стране. Во многом это обусловлено самой бытностью и историческим менталитетом граждан.

Важной особенностью патерналистской модели социальной политики сегодня, в отличие от классической модели патернализма Советского Союза, состоит в том, что ее основой является принцип не выравнивания возможностей и тотального обеспечения социального равенства, а на базе выстраивания неравенства как фактора, который стимулирует повышение результативности и эффективности деятельности субъектов государственной политики.

Сегодня многое усиливает патерналистские настроения и содействуют персонификации власти. Для более полного понимания патерналистской политики в современной России рассмотрим примеры его практического применения.

Сегодня подобную роль государства отчетливо можно наблюдать в сфере высшего образования, где целенаправленно формируется строгая иерархия в системе высших учебных заведения в рамках ныне проводимой государственной политики.

Также ярким примером патернализма в нашей стране является правотворческая деятельность государства, то есть государство, создавая законы, заботится о благополучии своих гражданах. Например, Закон о комендантском часе, относящийся к патерналистским нормативным актам, под которым понимаются нормы, введённые государством с целью обеспечения безопасности граждан или ограничения граждан от опасности.

Однако, патернализм имеет тенденции не только к расширению действия в государственной политике, но и к сокращению в отдельных сферах жизни общества. Иногда государство настолько «оберегает» своих граждан, что буквально провоцирует легкомысленное и нерациональное поведение. В силу чего некоторыми теоретиками понимается вопрос: должно ли государство проявлять патернализм и ограждать «неразумных чад» от последствий необдуманных действий либо сами граждане должны вникать во все условия договоров и отвечать за то, что подписали?

Ограничению патернализма способствует и принцип свободы договора, усиленный в новой редакции ГК и развиваемый судами. В последнее время суды все чаще отказывают потребителям в защите, ссылаясь на то, что граждане сами подписались под всеми условиями договора. В 2015 г. внимание журналистов привлекло дело о кредитной карте Сбербанка, предложенной клиентке при переоформлении зарплатной дебетовой карты. Клиентка подписала кипу документов, кредитную карту не активировала, но вскоре обнаружила, что банк списывает деньги в счет погашения кредита.

В иске клиентки к Сбербанку отказали и районный суд, и Мосгорсуд: списание денег с кредитной карты произошло не по вине банка, клиентка поставила свою подпись под документами, подтвердив достоверность данных, а по правилам банка клиент сам отвечает за хранение карты и соблюдение конфиденциальности всех данных. Доводы о том, что сотрудник банка навязал клиентке кредитную карту, дал увесистую пачку документов и отметил, где расписаться, суд отклонил.

Однако данные тенденции не следует воспринимать как свертывания патерналистской политики в России, а лишь о ее разумном ограничении. Ведь традиции патернализма в нашей стране можно отнести к так называемому «коллективному бессознательному», то есть такому архетипу культуры, который усваивается человеком в процессе его социализации и который управляет человеческим поведением на уровне подсознания.

Принимая во внимание традиции патернализма современного российского общества, нельзя отрицать тот факт, что власть была и всегда будет играть значимую роль в судьбе народа России. Как для решения конфликтов международного уровня часто требуется некий модератор, так и для стабилизации и снятия социального напряжения внутри общества нужна третья сторона, иными словами третейский судья. Из этого возможно сделать вывод, что будущее россиян будет неразрывно связано с государством и государственными институтами.

И с этим трудно не согласиться, в народе бытует мнение – государство должно, государство обязано заботиться о гражданах. Не это ли явное желание патернализма? Быть может.

Однако, патернализм не должен выходить, так сказать, за рамки разумного, трансформируя государство во всевидящее око, которое всецело регулирует жизнь каждого гражданина. Необходимо рациональное соотношение заботы государства о гражданах, однако только в границах, которые не ущемляют права и свободы человека и гражданина, тогда и только тогда в обществе будет согласие и принятие власти.

Список литературы

  1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007. 573 с.
  2. Закат патернализма [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Власть. № 13 от 08.04.2017. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3263373 (дата обращения: 20.10.2017).
  3. Горянов А. В. Патернализм как одна из основ существования сельской дворянской усадьбы в России в XVIII-XIX вв. // Власть. 2011. № 4. С. 113-116.
  4. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121-123.
  5. Емельянов А. Государственная идеология Российской Федерации [Электронный ресурс] // Политобразование. Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/gosudarstvennaya-ideologiya-rossiyskoy-federacii (дата обращения: 01.11.2017).

 

Материал поступил в редакцию 19.11.2017
© Мамаев А. И., Сулейманов Ш. С., Понявина М. Б., 2017