Повышение эффективности предпринимательской деятельности

Авторы: Горбунова Ирина Алексеевна, Галкина Оксана Викторовна, Казанцева Елена Евгеньевна, Радова Анастасия Евгеньевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 22-24

Объём: 0,21

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Повышение эффективности предпринимательской деятельности / И. А. Горбунова, О. В. Галкина, Е. Е. Казанцева, А. Е. Радова // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 22-24.

Аннотация: В статье рассмотрены пути, мероприятия и инструменты повышения эффективности предпринимательской деятельности. Также рассмотрены факторы, которые в будущем можно использовать для стратегического развития предприятия.

С проблемой повышения эффективности рано или поздно сталкивается любая организация. И речь чаще всего идет не об экономической части.

При организации подобной работы выбор метода для повышения эффективности предприятия осуществляет руководство. Для достижения намеченных целей необходимо разработать комплексные мероприятия, которые учитывают особенности процессов производства, а также знания о внутренней и внешней среде.

Для начала рассмотрим понятие эффективности. Эффективность предприятия – это экономическая категория, показывающая результативность компании, которая выражается в снижении издержек и налоговой нагрузки, рациональном распределении ресурсов, повышении производительности труда, но самое главное в росте темпов производства.

Намереваясь повысить эффективность предприятия, чаще всего руководство рассчитывает добиться определенного финансового результата, но стратегического будущего производства это стремление не всегда обеспечивает. Именно поэтому считается, что важнее добиваться  темпов роста.

Повышение конкурентоспособности производства является важным мотиватором для поиска решений при использовании данного подхода. Оно позволяет проводить мероприятия и работы на стратегическое развитие производства.

Также каждая структурная единица организации должна быть озадачена поиском путей повышения собственной эффективности. Это имеет большое значение, так как организация не сможет повысить свою результативность в целом, если слабо работает хотя бы одна из структур.

Исходя из обширности понятия эффективности, её пути повышения очень разнообразны. Рассмотрим основные способы увеличения прибыли организации, а, соответственно, и эффективности.

Первый и, пожалуй, самый важный способ – это снижение затрат. Этого можно добиться, если оптимизировать производство, сократить ценовые условия по закупкам, сократить персонал или уровень его заработной платы.

Повышение производительности труда, уменьшение объемов используемого сырья, отходов, автоматизация производства – это модернизация процессов (производства), что является вторым способом повышения эффективности предприятия.

Третий способ – это изменения в организационной структуре, которое позволяет затрагивать структуру управления, коммуникации, принципы и методы обслуживания клиентов.

Усиление маркетинговой системы на предприятии является четвертым из основных способов. Его задача – это поиск новых возможностей для организации, максимальный рост объемов продаж товара, привлечение целевой аудитории и другое.

Каждый из этих способов имеет свои методы осуществления и может быть детализирован в более полном объеме. Повышение экономической эффективности должно сопровождаться инициативой сотрудников на любом уровне организации, поэтому вся система организации должна быть настроена на это.

Очень часто комплекс мероприятий, повышающий эффективность предприятия, затрагивает сразу всю его деятельность. Такой подход позволяет использовать синергетический эффект, заключающийся в интеграции, соединении, слиянии отдельных частей в единую систему.

Руководство должно проводить регулярный анализ информации о состоянии внешней и внутренней среды, если оно заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. Исходя из этого анализа, будет ясно, какие из факторов можно применить в будущем для стратегического развития и повышения эффективности.  Рассмотрим некоторые из таких факторов:

  • Минимизация задействованных ресурсов. Организация тем эффективнее, чем меньше используется оборудования, технологий, персонала при сохранении объемов выпуска продукции;
  • Улучшение производительности и эффективности персонала за счет повышения квалификации и обучения, оптимизации системы, поиска более профессиональных кадров, повышения мотивации;
  • Повышение социально-психологических факторов. Большим толчком для развития может стать применение инструментов децентрализации;
  • Использование результатов научно-технического прогресса. К снижению конкурентоспособности и дальнейшей ликвидации может привести игнорирование новых технологий или нежелание их внедрения в связи с необходимостью инвестиций.
  • Использование инвестиционного капитала и других механизмов стороннего финансирования. Открыть пути повышения эффективности деятельности предприятия может даже приватизация.   

Все вышеперечисленные факторы способствуют росту не только экономической, но и управленческой эффективности.

Руководству предприятия следует провести тщательное исследование, чтобы понять какие работы и мероприятия следует выполнить для повышения эффективности производства. Для обоснования будущих управленческих решений руководителю необходимо:

  • узнать показатели конкурентов и среднеотраслевые показатели;
  • выявить статистику за предыдущие годы по выпуску продукции;
  • провести сравнение экономической результативности и анализ всех факторов;
  • определить круг ответственных лиц.

Вероятно, что в отношении себя руководству придется применить множество решений. Например, изменить стиль управления и свои функции, перераспределить обязанности, объем делегируемых полномочий, изменить методы сотрудничества с персоналом.

Стремления и решения руководства о повышении эффективности компании могут не дать ожидаемых результатов. Проблемы чаще всего заключаются в восприятии управленческих решений на уровне психологии и, безусловно, в их юридическом сопровождении.

Есть ряд трудностей, которые не позволяют предприятию достичь намеченных планов. Например, внедрение современных технологий и установка оборудования, отсутствие квалификации и профессионализма персонала организации, отсутствие структуры стратегического планирования и анализа за предыдущие годы работы.

Таким образом, для достижения экономической эффективности требуется проведение масштабных и системных мероприятий. Даже не смотря на положение, в котором находится предприятие, грамотный подход, применение обоснованных методов и инструментов могут повысить эффективность деятельности любой компании.

Список литературы

  1. Мельников О. Н., Абрамов Е. Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. 2006. Том 7. № 2. С. 41-44.
  2. Асаул А. Н., Войнаренко М. П., Ерофеев П. Ю. Организация предпринимательской деятельности : учебник. СПб. : «Гуманистика», 2004. 448 с.
  3. Баранников Н. М. и др. Основы предпринимательства. М. : Феникс, 2009.

 

Материал поступил в редакцию 09.11.2017
© Горбунова И. А., Галкина О. В., Казанцева Е. Е., Радова А. Е., 2017