Совершенствование механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга)

Авторы: Лобанова Анастасия Андреевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 14-17

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (16), ноябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Лобанова А. А. Совершенствование механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 14-17.

Аннотация: Дана характеристика механизма участия исполнительной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга). Рассмотрена исполнительная власть в целом и ее участие в реализации стратегии развития субъекта РФ. Определены основные направления развития региона, в которых исполнительная власть должна принимать участие. 

Рассматривая исполнительную власть в целом, необходимо сказать о том, что к ее органам в России, прежде всего, относятся Правительство РФ, Правительства республик, которые находятся в составе РФ, Правительства конкретных субъектов РФ, а также министерства, комитеты и другие государственные органы, которые, так или иначе, оказывают влияние на функционирование того или иного региона.

Исполнительная власть осуществляет свою деятельность, согласно всем существующим в государстве или в регионе нормативно-правовым актам. Кроме того, политика исполнительной власти всегда должна быть направлена на всестороннее развитие государства или конкретного субъекта, для чего в большинстве случаев разрабатываются и реализуются программы и стратегии, которые чаще всего имеют долгосрочную направленность.

Переходя к вопросу об участии исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъектов Российской Федерации, необходимо обозначить тот факт, что, несмотря на то, что Правительство Российской Федерации, по сути, осуществляет глобальную политику развития, зачастую такими проблемами занимаются местные правительства, федеральные министерства или локальные комитеты по той или иной сфере развития.

Рассмотрим основные направления развития региона, в которых должны принимать активное участие государственные органы исполнительной власти.

В первую очередь, необходимо сказать о том, что каждый регион нуждается в экономическом развитии. Для этого крайне необходима активная деятельность исполнительных органов государственной власти. Для того, чтобы привлекать финансовые средства к региону, необходимо развивать его промышленность, торговые связи, развивать бизнес любого уровня для получения значимых инвестиций в различные промышленные и иные проекты.

Для этого правительства регионов составляют Стратегии экономического развития на 10-летний срок, в которых обозначают основные направления деятельности для притока финансовых средств в регион, а также внутреннего экономического развития.

Для реализации данной Стратегии в работу вступают министерства областей и специальные комитеты по направлениям. Каждый из этих государственных органов проводит исследование в своей сфере, выявляет проблемы и недостатки, анализирует динамику, выявляя причины и возможные последствия обнаруженных изменений. На основе проведенных исследований формируются законы и подзаконные акты, которые вносят различные поправки к уже существующей системе управления той или иной отраслью.

Точно такие же процедуры осуществляются исполнительными органами государственной власти и в направлении социального развития того или иного субъекта РФ.

Сложность здесь заключается в том, что социальные преобразования всегда имеют больше проблемных факторов, которые связаны с тем, что здесь играет большую роль человеческий фактор, изменения общественных настроений, мода на некоторые направления деятельности, которая меняется по различным причинам, сложно угадываемым в долгосрочных стратегиях.

Поэтому в данном случае при подготовке стратегий исполнительные органы государственной власти должны проводить огромное количество исследований, в том числе социологических, которые смогут в какой-то мере показать основные тенденции изменений в социальной сфере субъекта РФ.

В данном направлении совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти связано с расширением законодательной базы, формированием новых средств, форм и технологий сбора социологической информации.

В качестве важных мероприятий, которые должны осуществлять исполнительные органы государственной власти в направлении реализации стратегий развития субъектов РФ, можно выделить:

  1. бюджетное кредитование экономически выгодных для региона проектов;
  2. государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
  3. формирование и развитие молодежной политики и социального обеспечения молодых семей;
  4. развитие трудовой сферы, снижение уровня безработицы, формирование новых рабочих мест;
  5. социокультурное развитие субъекта РФ, создание новых культурных, научных, спортивных и образовательных учреждений;
  6. развитие системы здравоохранения и социального обслуживания.

Все эти компоненты реализации стратегий развития субъектов РФ тесно связаны с деятельностью министерств и комитетов и финансируются из муниципальных средств.

Рассмотрим механизмы участия исполнительных органов государственной власти на примере реализации социальной политики в Санкт-Петербурге.

Обеспечение социальной направленности жизнедеятельности Санкт- Петербургского региона безусловно связано с развитием российского общества, где наряду с положительными чертами отмечалась негативная политическая система, которая на протяжении веков носила авторитарный характер; экономическая система имела черты модели раздаточного типа; в социокультурной системе были заложены корпоративные основы, что в целом снижало потенциал творческого развития как коллективов, так и отдельных их представителей, сковывало свободу в самореализации и самовыражении.

С 1991 г. в соответствие с законодательной базой Российской Федерации была создана система социальных учреждений, которые относятся к ведению Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ и имеют статус федерального, регионального и муниципального подчинения.

К основным видам социальных учреждений на уровне региона относятся:

  1. стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;
  2. нестационарные учреждения социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан;
  3. территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей (в каждом районе города);
  4. Дома ребенка (для детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 3…4 лет) Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  5. детские дома для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования и науки РФ;
  6. школы-интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования и науки РФ.

В каждом районе Санкт-Петербурга имеются комплексные центры социального обслуживания населения, включающие в себя отделения социально-медицинского обслуживания на дому для граждан пожилого возраста, консультативное отделение, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания и др. [5].

Активно работают многообразные социальные структуры для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: безработных, мигрантов, лиц с зависимым поведением и т. д.

Таким образом, используя правильный механизм в реализации стратегии можно достичь высокого уровня развития. Применение стратегии для субъекта РФ (Санкт-Петербурга) позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.

Список литературы

  1. Данилов С. В. Динамика развития исполнительной власти в России с учетом социально-экономических и политических изменений начала XXI века // Право. 2014. № 2. С. 47–56.
  2. Ефимова Е. Д. Руководство исполнительной властью. Курск : Аксельбант, 2013. 538 с.
  3. Иванова А. С., Романова Е. В. Система исполнительной власти России. Хабаровск : Статус Кво, 2013. 395 с.
  4. Лебедева С. С. Социальная направленность деятельности Санкт-Петербургского региона: культурно-исторический и современный аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. № 2. Том 14. С. 10-14.
  5. Лесникова М. И. Правовые аспекты исследования функций исполнительной власти // Право. 2013. № 11. С. 10–16.
  6. Петровский А. А. Актуальные проблемы изучения деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Человек и право». СПб. : Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2014. С. 12–16.
  7. Ребров И. А. Три ветви власти в России: правовой аспект исследования. М. : Форинт, 2014. 290 с.
  8. Утина И. В., Смирнова А. О., Васильева О. В. Виды правительственного устройства. Астрахань : Ракурс, 2013. 554 с.
  9. Яковлева А. П. Система исполнительной власти в России. М. : Свет, 2014. 340 с.

 

Материал поступил в редакцию 15.11.2017
© Лобанова А. А., 2017