Детерминанты проявления экстремизма в молодежной среде

Авторы: Айсханова Екатерина Султановна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 110-113

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Айсханова Е. С. Детерминанты проявления экстремизма в молодежной среде // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 110-113.

Аннотация: В статье проведен анализ вопросов профилактики и противодействия терроризму и экстремистской деятельности; проведен комплексный анализ законодательства в данной области; сделаны выводы и внесены предложения по совершенствованию программы противодействия данным негативным явлениям.

Важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, реализации конституционных прав и свобод граждан, устойчивого социально-экономическое развития и охраны суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности является постоянное совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, проявлений экстремистской деятельности, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Противодействие экстремистским организациям в государственной политике формируется симметрично степени общественной опасности этих сообществ (объединений), соответствуя тенденциям развития противоправной деятельности националистических, сепаратистских, псевдорелигиозных и иных криминогенных организаций и в настоящее время приобретает системный характер.

Вместе с тем актуальной проблемой остается распространение экстремистских идей (превосходства, насилия и сепаратизма) среди молодежи.

Приступая к исследованию причин возникновения экстремистских настроений в молодежной среде, следует дать ему характеристику. Несмотря на отсутствие единого общепринятого определения, экстремизм несет в себе опасность и угрозу для общественной безопасности и конституционного строя любого государства. Экстремизм бывает политический, национальный, религиозный, молодежный, экологический и др. [1, с. 47].

По мнению некоторых авторов, в России одновременно с религиозным экстремизмом стремительно развивается экстремизм, в основе которого лежит интолерантность, обусловленная идеями ксенофобии, неофашизма, леворадикализма и др., а особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по национальным, религиозным и политическим мотивам [2, с. 145].

Проявления экстремизма в молодежной среде являются важной проблемой современности, научное сообщество исследует причины этого явления, которое проявляется в различных сферах жизнедеятельности от национальной до религиозной направленности. Решая задачи своего возраста, связанные с идентификацией, самоопределением, любой человек сталкивается с проблемами реальной жизни, и поиском выхода из них могут стать экстремальные виды защиты даже криминального характера. Детерминанты этого негативного явления в молодежной среде имеют свои причины возникновения и развития.

Так, молодежный экстремизм можно рассматривать как реакцию индивида на неблагоприятные факторы окружающей среды, которая проявляется и закрепляется в групповом поведении. Детерминантами в этом случае выступают самые разнообразные сложные для молодежи ситуации, где находят свое подкрепление такие формы поведения, которые связанны с демонстрацией силы агрессии. Благодаря закреплению такого поведения молодежь получает возможность добиться желаемого результата быстро, к тому же полученное одобрение сверстников в группе является мощным стимулом для закрепления различных девиаций. Поэтому, как правило, экстремистские формы поведения сращиваются с криминальной деятельностью, а именно: хулиганство, разбойные нападения, убийства по мотивам ненависти, вражды [3, с. 2440].

Рассматривая молодежный экстремизм с позиции исследования личности экстремиста, можно говорить о приобретаемых и модифицированных формах поведения в результате научения и закрепления их в опыте молодых людей, а именно: «самостоятельного поведения». При этом деструктивное поведение для молодого человека становится способом контроля происходящих событий в его жизни.

Обучение агрессивному поведению и жестокости происходит в соответствующих социальных условиях. Так, в современной реальной жизни подростки могут наблюдать агрессивное поведение в семье в отношениях между родителями и родственниками, на улице в действиях окружающих людей, в образовательных учреждениях среди сверстников и т. д.

Демонстрация агрессивных форм поведения и жестокости через средства массовой информации и сеть Интернет, просмотр художественных и документальных фильмов, телевизионных передач с демонстрацией военных действий либо террористических актов также не проходит без внимания со стороны молодежи – это быстрый и верный способ обучению агрессии и жестокости в домашних условиях (даже не выходя из квартиры). Компьютерные агрессивные игры в этой области также дают возможность закрепить новые формы поведения и сформировать готовность к их реализации, даже в форме убийства человека либо живого существа. Помимо визуальных форм обучения, могут оказывать свое негативное влияние и аудиальные средства, в частности: «тяжелые композиции» рок-групп и другие музыкальные направления («панк», «шансон», «марши нацистов» и т. п.) осуществляют своеобразный контроль в молодежной среде, навязывают свою идеологию, в том числе и криминальную.

Мотивации совершаемых молодыми людьми преступлений экстремистской направленности являются зрелыми, осознанными и мало отличаются от мотивов взрослых преступников. Они осознают свои действия, практически не испытывают сочувствия к своей жертве по политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В настоящее время националистические и экстремистские настроения основываются на великодержавном шовинизме как разновидности национализма. В наиболее общем виде экстремизм определяют, как форму идеологии и практику использования противоправных мер для достижения поставленных целей, с тем, чтобы навязать обществу свою систему ценностей. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

Таким образом, причиной молодежного экстремизма может стать отсутствие возможностей профессионального роста, быстрого решения материальных проблем, нежелание служить общественному благу и т. д., что мешает формированию позитивных установок на самостоятельную жизненную позицию в условиях групповой идентичности. Также среди причин молодежного экстремизма можно выделить провоцирующее влияние информационных войн, дезориентацию в жизненных целях и идеалах, наличие различных форм трансформации правосознания, которые представляют систему искаженных взглядов и эмоциональных состояний.

Список литературы

  1. Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX – начала ХХ вв. // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45-48.
  2. Бидова Б. Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. Спецвыпуск. С. 145-147.
  3. Problems of counteraction to religious extremism in the Russian Federation / B. B. Bidova, A. C. Sultanovna, G. E. Eminovna, M. S. Shakhidovich, D. H. Mamutovich // The social sciences (Рakistan). 2016. Т. 11. № 10. С. 2439-2445.

Материал поступил в редакцию 23.11.2017
© Айсханова Е. С., 2017