Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов

Авторы: Устименко Юлия Александровна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 74-78

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Устименко Ю. А. Формирование у студентов-дизайнеров активной гражданской позиции через разработку и сопровождение социально значимых проектов // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 74-78.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования активной жизненной позиции у молодежи, в частности у студентов-дизайнеров Смоленского государственного университета. Рассмотрено включение студентов в разработку дизайна социально значимых проектов на примере разработки визуальной коммуникации с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями организации «Дети – Ангелы – Смоленск». Даны рекомендации по поэтапному ведению этой работы с максимальной активизацией потенциала молодых дизайнеров и их социальной активности.

Стратегически важным ресурсом любого современного общества, его активной движущей силой является молодежь. Однако, предоставление молодым людям полной свободы действий не приводит к выбору осознанной морально-правовой модели их поведения в гражданской и социально-культурной среде. Безразличие и пассивность граждан государства, особенно молодых, к социальным проблемам приводят к духовному кризису общества. Поэтому перед всеми образовательными учреждениями и перед высшей школой, в частности, остро стоит задача воспитания у современного молодого поколения единой системы ценностей, норм, образцов деятельности, соответствующих идеалам гуманизма, формирование у молодежи активной гражданской позиции.

В нашей стране последнее время проблеме формирования активной гражданской позиции многие авторы (педагоги, социологи) уделяют большое внимание: Н. Н. Волобаева [1], Н. П. Капустин [2], В. Т. Лисовский [3], Г. Н. Филонов [4]. Так, по мнению В. Т. Лисовского, гражданская позиция – это «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны» [3].

Творческая молодежь отличается осознанным участием в жизни общества, выраженном в сознательных реальных действиях и поступках в борьбе с социальными проблемами современности. Именно поэтому одним из вариантов формирования у студентов-дизайнеров их активной гражданской позиции является включение их в разработку и дизайн-сопровождение социально значимых проектов.

По мнению О. Мышковской социальный проект – «четко спланированная программа действий, направленная на улучшение социального положения определенной категории людей, в которой участники проекта видят результаты своего труда и пользу, которую они несут обществу» [5]. В современном обществе одной из главных проблем эффективного продвижения социальных проектов является отсутствие грамотного дизайн-сопровождения и недостаточно развитая социальная реклама. «Социальная реклама – вид коммуникации, направленный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества» [6]. Из-за информационного вакуума, нехватки визуальных коммуникаций, слабого пиара и устаревшего подхода к продвижению проектов многие социальные проблемы остаются незамеченными. Именно дизайн играет важную роль в восприятии информации и привлечении внимания целевой аудитории. С помощью средств дизайна визуализируются идеи, заложенные в проекте и усиливается социальный эффект при его реализации [7, 8].

Вовлекать молодых дизайнеров в реализацию различных социальных проблем необходимо поэтапно. Рассмотрим выполнение подобного проекта на примере привлечения внимания общественности средствами визуальной коммуникации к проблемам детей с ограниченными возможностями. В Смоленске с июля 2012 г. существует областная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы». Но о работе этой организации, о вопросах, которые она пытается решать, а также, самое главное, о проблеме детей-инвалидов кроме социальных служб в городе и области почти никто не знает. А с каждым годом детей с особыми потребностями становится все больше и больше.

Таким образом, целью работы студентов-дизайнеров стало продвижение социального проекта «Дети – Ангелы – Смоленск» средствами визуальной коммуникации и привлечение внимания общества к проблемам социума при реализации данного проекта.

Задачи проекта: формирование у молодежи активной гражданской позиции и развитие нравственных ценностей в сознании молодого поколения; создание художественно-образовательной среды, способствующей диалогу молодежи и общества; вывод государственных социальных проектов с помощью средств графического дизайна на высокий профессиональный уровень; привлечение внимания общественности к актуальным проблемам семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.

Методами осуществления проекта стали: поисковый метод (сбор информации и статистических данных); исследовательский метод (анализ целевой аудитории проекта, анализ аналогов и прототипов дизайн-сопровождения социальных проектов); проектный метод (предпроектный анализ, разработка дизайн-концепции проекта).

На первом этапе работы над проектом студентам необходимо было собрать статистические данные и проанализировать социальные проблемы детей с ограниченными возможностями. В результате было выяснено, что только по официальным данным статистики 2014 г. в Смоленске и Смоленской области зарегистрировано более 73 детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, 58 детей с синдромом Дауна, 241 ребенок с детским церебральным параличом. По факту же таких детей намного больше. При знакомстве с детьми и родителями, входящими в организацию, были выявлены самые актуальные проблемы детей-инвалидов: отказ общества в реализации этими детьми права на образование, труд, отдых и просто жизнь в обществе; обречение детей с двигательными, психическими и эмоциональными проблемами на одиночество и непонимание; признание обществом особых детей «необучаемыми» и «бесперспективными».

На втором этапе необходимо было разработать дизайн-концепцию социального проекта. Для этого студентами была проанализирована вся собранная информация и спланированы действия по развитию идеи дизайн-концепции; выполнен анализ аналогов и прототипов по дизайн-сопровождению социальных проектов; составлены требований к разработке логотипа организации как части дизайн-сопровождения социального проекта; разработаны варианты решений знака, поисковые эскизы. После выбора лучшего варианта логотипа проведена окончательная доработка знака и выполнен средствами компьютерной графики фирменный блок организации (рис. 1). В основу знака легло слово «ДА», которое, с одной стороны, обозначает заглавные буквы названия организации – «Дети-Ангелы», с другой – открывает этим особенным детям дверь в социум, в общество, в полноценную жизнь.

Логотип "Дети-Ангелы-Смоленск"

Рис. 1. Фирменный блок обрганизации «Дети – Ангелы – Смоленск»

На третьем этапе спроектирован дизайн коммуникационных материалов: разработаны и выполнены с помощью компьютерной графики полиграфическая продукция, плакаты, средства навигации, информационная графика, упаковки, рекламные проспекты, презентации и т.д. (рис. 2); составлены рекомендации по информационному продвижению проекта.

Сувенирная продукция "Дети-Ангелы-Смоленск"  

Рис. 2. Сувенирная продукция с фирменной символикой организации «Дети – Ангелы – Смоленск»

Таким образом, данный проект решил две проблемы. Во-первых, социальный проект получил поддержку и развитие за счет привлечения общественности средствами визуальной коммуникации к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, работа над данным проектом активизировала у студентов формирование осознанной морально-правовой модели поведения в социально-культурной среде, активной гражданской позиции противодействию негативным вызовам. 

Список литературы

  1. Волобоева Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 39. С. 264-267.
  2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М. : Академия, 1999. 214 с.
  3. Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб. : СПбГУ, 2009. 254 с.
  4. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.
  5. Сыченков В. Проектирование уникальных каналов коммуникации с целевыми потребителями // Реклама. Теория и практика. 2010. № 6. С. 358-365.
  6. Официальный портал Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети – Ангелы – Смоленск» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deti-angeli-smolensk.ru/ (дата обращения: 16.10.2017).
  7. Карповская Е. Е. Визуальные коммуникации в графическом дизайне [Электронный ресурс] // VI Международная конференция Российской коммуникативной ассоциации «Коммуникация в изменяющемся мире». Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/conf/communication-2012/report?memb_id=4586, (дата обращения: 16.10.2017).
  8. Луков В. A. Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Моск. гуманит.-социальн. академия: Флинт, 2003. 240 с.

  

Материал поступил в редакцию 14.12.2017
© Устименко Ю. А., 2017