Франчайзинг как особая форма бизнеса

Авторы: Горбунова Ирина Алексеевна, Галкина Оксана Викторовна, Казанцева Елена Евгеньевна, Радова Анастасия Евгеньевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 27-29

Объём: 0,17

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Франчайзинг как особая форма бизнеса / И. А. Горбунова, О. В. Галкина, Е. Е. Казанцева, А. Е. Радова // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 27-29.

Аннотация: В статье рассмотрена одна из прогрессивных форм ведение бизнеса – франчайзинг. Изучены преимущества и трудности для франчайзера и франчайзи, а также разграничены понятия паушального взноса и роялти.

В наше время франчайзинг является особой формой бизнеса. Первоначально франчайзинг был предназначен для производителей как возможность роста сбыта производимых ими товаров и как система он появился в ХХ веке в Америке. Для повышения конкурентоспособности франчайзинг взяли «на заметку» автономные розничные и оптовые компании. Нефтяные фирмы в 1930-е годы воспользовались этим примером и создали сеть автозаправочных станций. За небольшой промежуток времени главным средством направления их продукции стали компании, которые получили лицензию на реализацию по схеме франчайзинг. Хотя до этого времени компании, производившие нефть, реализовывали свой товар только через личные торговые организации. Введение франчайзинга помогло им благополучно выстоять в экономический кризис 1930-х годов.

Успешнее всего франчайзинг процветал в Америке в 1950-1960-е годы благодаря политике невмешательства и спокойной юридической обстановке.

Максимального успеха в развитии данной системы на то время (50-е годы ХХ в.) удалось добиться братьям МакДональдам. На данный момент франчайзинговая система «McDonalds» имеет более 14 тысяч точек по всему миру.

Итак, рассмотрим подробнее понятие франчайзинга и его составляющие. Франчайзинг – это форма длительного сотрудничества нескольких фирм, при которой известная на рынке компания продает право на свой бренд или услуги независимым от нее компаниям.

Иными словами, это «аренда» товарного знака. Данный вид «аренды» регламентируется коммерческой концессией (соглашение) между франчайзером (продающий) и франчайзи (покупающий). Коммерческая концессия – очень объемный документ, который подлежит обязательной государственной регистрации. Содержание данного договора весьма различно, от простейшего до очень многообразного и сложного, включающего мелкие детали использования бренда. В договоре обязательно прописана сумма паушального взноса (стоимость франшизы) и сумма регулярных отчислений (роялти) за применение франшизы. Условий об отчислениях может и не быть в том случае, если франчайзи обязуются покупать у франчайзера установленное количество работ, услуг и товаров.

Требования использования товарного знака являются главным разделом договора. Эти требования могут быть как строгими (франчайзи обязан использовать именно то оборудование, которое соответствует требованиям франчайзера), так и очень простыми (франчайзи может использовать товарный знак в определенном сегменте).

У франчайзинга есть определенные трудности и преимущества. Рассмотрим преимущества. Для франчайзера – это стремительное расширение и развитие бизнеса при сведенных к минимуму затратах, минимизация рисков (так как ведением и развитием бизнеса занимается франчайзи), популярность бренда (чем больше открыто точек, тем больше люди узнают о существовании бренда) и, конечно же, доход от продажи франшизы и регулярные роялти.

Для франчайзи преимущества заключаются в следующем: предприниматель приобретает уже сложившийся бизнес (минимизация рисков), минимальные издержки на рекламу, поддержка и помощь от франчайзера, получение доступа к конфиденциальной информации, гарантированная система поставок.

Продавая свой бренд франчайзер сталкивается с такими трудностями, как отсутствие конфиденциальности (есть риск муссирования коммерческих секретов и особенностей ведения бизнеса), стандартизация программ ведения учета, тщательный контроль за выполнением условий франшизы (важно сохранить свой имидж).

Франчайзи также сталкивается с рядом трудностей – теряет свободу в принятии определенных решений и инициативу в бизнесе (обязан реализовывать товар только по определенным правилам), несет большие затраты на приобретение франшизы, полностью зависит от стабильности франчайзера.

Итак, главная задача франчайзи — внимательно изучить договор коммерческой концессии и не пропустить «подводные камни», а также  избежать сделки с недобросовестной компанией. Задача франчайзера – найти себе надежного и добросовестного партнера, который будет выполнять все условия договора. Работа по франшизе должна быть комфортной для обеих сторон, поэтому главное помнить – не бывает сотрудничества, построенного на запугивании и подавлении.

На сегодняшний день франчайзинг получил распространение более чем в 70 отраслях хозяйства. За рубежом франчайзинг широко распространен и признан самой успешной формой ведения бизнеса. Приобретение франшизы более чем в 80 странах мира является независимым объектом правового регулирования.

В РФ лишь в последнее время франчайзинг начинает получать обширное применение. Так, сеть продуктовых магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», некоторые салоны связи компании «Евросеть», приложение «2Гис», компания «1С» работают по франчайзинговой схеме.

Список литературы

  1. Багдасарян А. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. Статут, 2009. 187 с.
  2. Кац Р. Франчайзинг. Построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты. ГроссМедиаФерлаг, 2010. 108 с.
  3. Франчайзинг от А до Я / А. Меркулов, В. Фокин, С. Ватутин, М. Тришин, Т. Соколова. Феникс, 2013. 98 с.

 

Материал поступил в редакцию 23.12.2017
© Горбунова И. А., Галкина О. В., Казанцева Е. Е., Радова А. Е., 2017