Изобразительное искусство и воспитание личности

Авторы: Мальцева Людмила Валентиновна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 70-73

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мальцева Л. В. Изобразительное искусство и воспитание личности // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 70-73.

Аннотация. В статье представлено и экспериментально доказано как можно воспитать человека средствами декоративно-прикладной композиции. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, начиная с первого класса, и чтобы занятия в начальной школе вели специалисты, без этого невозможно познать искусство, развивать творческие способности.

Воспитание средствами декоративно-прикладной композиции – это целенаправленное развитие способностей человека воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. Воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение ребят к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе изучения основ наук. Среди них большое значение имеет период, когда ребята будут заниматься изобразительным искусством, музыкой, литературой. Организация жизни, быта учащихся, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании.

Воспитание – это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием. В воспитании как процессе можно выделить три этапа.

Первый – развитие эстетического восприятия, чувств. Эстетическое восприятие включается только тогда, когда человек удивился, эмоционально поразился чему-то, и заработало воображение, проявились эмоции.

Второй этап – развитие эстетических суждений, вкуса. На этом этапе – главное оценка, анализ, размышление, сравнение.

Третий этап – развитие практических умений художественной деятельности, творческих способностей, потребности участвовать в создании прекрасного. Задача этапа – эстетически совершенствовать самого себя, пережить, оценить увиденное и попытаться создать что-то эстетически более совершенное.

Занятия по изобразительной грамоте – важное средство развития личности. Это способствуют расширению кругозора, интересов, воспитываются эстетические потребности, развивается мышление, творческое воображение, зрительная память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Разработка уроков знакомства с мировым декоративно-прикладным искусством (предметы быта, одежды, народные промыслы). Сначала идет рассказ и демонстрация деталей одежды, украшений, элементов быта (коврики, стулья, скамейки), предлагается нарисовать в соответствии со своим вкусом в любом интерьере жанровые картинки, объемные изображения.

Занятия изобразительным искусством – это искусство. От организации и умелого проведения учителем занятий полностью зависит как обучение, так и воспитание ребят. Каждое занятие изобразительным искусством должно быть законченным, цельным и не быть однообразным. Это умение рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы, натюрморты, человека, животных и птиц, конструктивное построение, пространственное расположение, перспектива, цвет, тональные отношения, светотени. Ребята учатся техническим приемам работы карандашом, акварельными и гуашевыми красками, знанию правильной последовательности выполнения рисунка с натуры, на тему, декоративной работы.

Для того чтобы ребята успешно осваивали навыки изобразительной грамоты необходим индивидуальный подход в процессе обучения, выбор способов, методов, темпа обучения в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Главная задача учителя изобразительного искусства – развить творческие способности ребенка, воображение, фантазию. Для творческой работы важно, чтобы ребенок был раскован. Интерес учащихся к изобразительному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке необходимо дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развитие у детей художественных способностей во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.

Был проведен эксперимент, где были выбраны темы, которые дают возможность своим содержанием обнаружить весь комплекс задач и возможность школьникам с наибольшей полнотой проявить свои способности в выполнении работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Целью было выявление уровня умений и навыков, а также умения творчески решать простейшие задачи. Наблюдали за работой учащихся 5…7 классов на занятиях.

Для рассмотрения проблемы развития воспитания средствами декоративно-прикладной композиции было выявлено.

1. Знание изобразительных умений и навыков при изучении основ изобразительной грамоты:

а) владение изобразительными средствами;

б) объемно-пространственное изображение в работах на тему;

в) пластическая выразительность изображения.

2. Способности школьников в изобразительном искусстве:

а) рисунки, отражающие силу воображения;

б) изображения, отражающие глубину замысла сюжета;

в) изображения, отражающие широту мышления и воображения школьников.

Анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволил сделать вывод о том, что для определения содержания учебного материала в течение года проводились занятия, соотносилось время усвоения теоретического и практического материала.

Школьники 7 классов были поставлены в равные материально-технические условия.

Таблица 1

Творческие способности учащихся

Задание

Контрольные классы 25 учащихся – 100 %

Экспериментальные классы 25 учащихся – 100 %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Рисунок

2,1

34,8

53,4

2,2

35,6

55,5

2. Живопись

1,6

33,8

54,8

1,4

36,7

56,7

3. Тематическое рисование

1,2

39,1

55,9

1,3

40,2

57,2

4. ДПИ

1,1

40,8

56,1

1,0

41,0

58,0

Итоговый анализ показал, что все показатели развития высокого и содержательно-образного уровней экспериментального класса превысил аналогичные показатели контрольного класса. В экспериментальных классах наблюдался высокий уровень эстетического воспитания, эмоционально-чувственного восприятия.

Все взаимосвязано – умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Учитель воспитывает у школьников гуманное отношение к людям, к общественным ценностям.

Воспитывать и обучать школьников нужно не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность школьников и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делать процесс учения интересным.

При оценивании воспитанности учащихся, очень важным признаком результативности процесса воспитания является знание ими в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.

Точно так же и выработки умений, навыков и привычек учащихся – задача, прежде всего, учителя изобразительного искусства, способного организовать учебный процесс. Он должен заранее продумать программу и методы ее реализации, необходимые средства и условия для сформирования умений и навыков учеников в соответствии с возрастными особенностями.

Именно воспитание средствами декоративно-прикладной композиции оказывает серьезное воздействие на формирование мировоззрения, политических и нравственных взглядов учащихся, на выработку определенного отношения к труду, природе, семейной жизни. Фактически в той или иной степени оно влияет на все стороны сознания и деятельности каждого из нас.

Таким образом, декоративно-прикладная композиция и изобразительное искусство являются важнейшими условиями учебно-познавательной деятельности учащихся. Они отражают текущие и перспективные потребности общества, выступают инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности в изобразительном искусстве.

Список литературы

  1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015.
  2. Мальцева Л. В. Обучение основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Germany: LapLAMBERT Academic Publishing, 2016.
  3. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М. : Школьная Пресса, 2002.
  4. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М. : Просвещение, 1977.

 

Материал поступил в редакцию 21.12.2017
© Мальцева Л. В., 2017