К вопросу об управлении цепями поставок

Авторы: Брянская Ольга Леонидовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-8

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Брянская О. Л. К вопросу об управлении цепями поставок // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 5-8.

Аннотация: В статье рассматриваются элементы логистической стратегии, связанные с управлением цепями поставок. Приводится классификация решений, способствующих разработке и реализации логистической стратегии при управлении цепями поставок. Особое внимание уделяется системам управления цепями поставок, используемым в организациях для координирования всех этапов снабжения. 

Как известно, основными целями создания нового предприятия являются повышение прибыли и обеспечение эффективной конкуренции. Для реализации названных целей предприятие должно обеспечить эффективное управление своими потоками: финансовыми, материальными и информационными. Последние два являются предметом логистики.

Различные авторы – специалисты в области логистики – рассматривают ее как механизм управления различными потоками в интегрированной цепи поставок. Управление цепями поставок в свою очередь является целостной концепцией получения конкурентных преимуществ. С одной стороны оно является частью логистики, а с другой – логистика рассматривается как часть управления цепями поставок.

Эффективное использование логистики может позволить предприятию обеспечить себе конкурентное преимущество. Чтобы создать это преимущество необходимо стратегическое планирование. Здесь важную функцию выполняет служба логистики предприятия, так как нельзя рассматривать задачи логистики в отрыве от стратегических целей бизнеса.

Стратегическое планирование – это один из самых действенных инструментов повышения эффективности управления цепями поставок. Основой стратегического планирования деятельности цепи поставок является разработка логистической стратегии, состоящей из всех стратегических решений, методов, планов, целевых установок, принципов и задач, связанных с управлением цепями поставок [1, с. 27].

Логистическая стратегия любой организации включает в себя все стратегические планы, решения, приемы, связанные с управлением цепями поставок. Тем самым она способствует реализации сформированной стратегии организации в целом.

Специалистами в области логистики принято выделять среди основных решений при управлении цепями поставок стратегические решения высшего уровня, стратегические логистические решения, тактические логистические решения, а также операционные логистические решения.

Целью стратегического решения высшего уровня является форма организации цепи поставок, выбор структуры и поставщиков цепи поставок, программ сбыта, мест закупок, производства и дистрибуции, необходимых производственных, складских и транспортных мощностей, а также минимизации затрат в цепи поставок [2, с. 126].

Такие решения определяют общие тенденции хозяйственной деятельности организации. Учитывая, что они имеют долгосрочный характер, возникает потребность в больших затратах ресурсов. Отсюда они являются более рискованными. Примерами таких решений являются: миссия, корпоративная стратегия, бизнес-стратегия.

Стратегические логистические решения определяют наиболее важные направления деятельности цепи поставок в долгосрочном периоде. Как правило, это функциональная и логистическая стратегии.

Целью тактических логистических решений является реализация стратегии на более детальном уровне в среднесрочном периоде. Они связаны с планированием реализации цепи поставок.

Операционные логистические решения связаны с  конкретными видами производственной деятельности организаций в краткосрочном периоде. Соответственно на их выполнение необходимы небольшие затраты при этом риск является минимальным. Целью таких решений является оперативное планирование производства на предприятии, а также маршрутов транспортировки. Примером являются транспортные графики, которые представляют собой детальный порядок выполнения конкретных работ и требуемые для этого ресурсы.

Необходимо отметить, что решения на всех уровнях управления цепями поставок  тесно взаимосвязаны.

При разработке логистической стратегии необходимо учесть, что этот процесс ориентирован в большей степени на цели, чем на процессы. В связи с этим сначала должна быть сформирована общая стратегия предприятия.

Особое внимание нужно обратить на такие направления как обслуживание потребителей, усиление связей между элементами инфраструктуры, оптимизации запасов и транспорта [3, с. 172].

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) используют в организациях для управления всеми этапами снабжения организации и их автоматизации, а также  для контроля всего процесса товародвижения в организации. Система SCM способствует удовлетворению спроса на продукцию предприятия и значительному снижению логистических издержек. Данная система включает  весь процесс закупки сырья, производства товара и его распространения.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы: SCP – планирование цепочек поставок и SCE – исполнение цепей поставок в режиме реального времени. Основу первой подсистемы составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. SCP включает системы для совместной разработки прогнозов. Кроме решения задач оперативного управления SCP-системы могут позволить осуществлять процессы стратегического планирования самой структуры цепочки поставок: составлять планы всей сети поставок, прогнозировать модели различных производственных ситуаций, оценивать качество выполнения различных операций, сравнивать планируемые и фактические показатели.

Подсистема SCE представлена тремя видами программных продуктов:

1) системы для управления складом (Warehousing Management Systems – WMS) дают возможность контролировать заполненность складов, определять правила сортировки грузов, их упаковки и складирования, оценивать состояние запасов в режиме реального времени. WMS-системы могут интегрироваться с автоматическими складскими системами и оборудованием для обработки штрих-кодов;

2) системы для управления перевозками (Transportation Management Systems – TMS) формируют оптимальный план транспортировки грузов (с учетом необходимых сроков поставок, возможных видов транспорта, графиков работы и т. д.), позволяют подготовить оптимальный режим загрузки транспорта, отслеживать грузы, находящиеся в пути;

3) системы для управления заказами (Order Management Systems – OMS) способствуют формированию заказа покупателя с учетом его индивидуальных требований, тем самым позволяют оценить имеющуюся возможность выполнения заказа и могут предложить ему альтернативные варианты.

Подводя итог необходимо отметить, что управление цепочками поставок охватывает больший спектр проблем, чем только логистику, так как стремясь к наибольшей выгоде для клиентов при оптимальных затратах создаются конкурентные преимущества. Решение охватывает всю цепочку, начиная от первого поставщика и заканчивая конечным потребителем, может включать множество независимых организаций и происходящие в них  бизнес-процессы, объединяет информационные потоки, которые тесно взаимосвязаны с производством, сбытом, спросом, финансами и т. д.

Важными являются вопросы востребованности стратегического планирования и кому этим видом деятельности следует заниматься: специалистам в самой компании или сторонним консультантам? Существует множество различных мнений по этим вопросам. Среди них есть отдельные примеры успешно реализуемых в России логистических проектов в области вертикальной интеграции крупных компаний. И если сравнить отечественные результаты с зарубежным опытом развития цепей поставок, можно предположить, что здесь предстоит еще много работы.

Для российских предприятий наиболее ценными были бы рекомендации по обеспечению детальной прозрачности и постоянного отслеживания своих цепей поставок: от производителя до покупателя готовой продукции в целях их оптимизации. Это уже создаст потенциальную возможность своевременно реагировать на изменения как внешней, так и внутренней среды, которые оказывают влияние на цепи поставок.

Список литературы

  1. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 660 с.
  2. Вдовина С. Б., Зайцев А. Н. Логистика : учеб. пособие. Нижний Новгород : Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2009. 164 с.
  3. Моздеш Е. Ю. Логистическая стратегия в управлении цепями поставок // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Логистика – евразийский мост» (16-18 мая 2013 г., г. Красноярск). Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2013. С. 168-173.

Материал поступил в редакцию 18.04.2017
© Брянская О. Л., 2017