Проблемы и перспективы систематизации нормативно-правовых актов

Наука без границ - Проблемы и перспективы систематизации нормативно-правовых актов

Авторы: Александрова Юлия Сергеевна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 117-121

Объём: 0,35

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Александрова Ю. С. Проблемы и перспективы систематизации нормативно-правовых актов // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 117-121.

Аннотация: В статье анализируется процесс систематизации нормативно-правовых актов в Российской Федерации, а также их учет и перспектива совершенствования на уровне муниципальных правовых актов.

История России, ее становление и развитие насчитывают тысячи лет. Это сложный, многогранный и во многом противоречивый процесс. И выбор пути развития являлся вопросом первостепенной важности. Немаловажно и то, что генезис правовой действительности определяет возрастающую роль правовой регламентации, которая претерпевая множественные преображения, была выражена в форме правовых норм. С истоков появления норма права до современных реалий явления общественной жизни требуют все более детального и корректного правового регулирования со стороны права. Совокупность условий современной действительности обуславливает постоянный рост массива формально определенных правил поведения.

Правовая реальность в основе своего развития напрямую зависит от условий существования общества, уровня правовой культуры, общественных отношений, правового сознания людей и готовности принятия ими новых качественных изменений в системе права, что обуславливает постоянная динамика окружающего мира. На данный момент развития общества существует множество нормативных актов и правовых норм, разрабатываемых и принимаемых различными правотворческими органами. Законодательный процесс не имеет возможности остановиться на достигнутом этапе. Его динамичность предопределяется развитием социальных связей, возникновением новых потребностей общественной жизни, для которых необходимо надлежащее правовое регулирование.

Изучение данного процесса через призму современной российской правовой системы указывает нам на постоянное развитие общественности, а в связи с этим – увеличение количества принимаемых нормативно-правовых актов, их изменение под влиянием общественной действительности, отмена устаревших актов и замена их новыми, усовершенствованными для более полного объективного, своевременного правового регулирования. Следствие этого – необходимость упорядочения всего комплекса действующих правовых норм, приведение их в систему, издание собраний законодательства и сборников.

Правовая действительность государства осложнена огромным количеством нормативно-правовых актов и представляет собой достаточно сложную и масштабную систему. Разнообразие областей общественных отношений требуют правового регулирования, полнота и эффективность которого обеспечивается множеством нормативных актов различных видов и уровней юридической силы. Право отличается многоуровневой, иерархической структурой – показателем его совершенства, его силы, регулирующей возможности, социальной ценности [1].

Следует сказать, что для современного законодательства характерно и дублирование предписаний, и пробельность правового регулирования, и определенная неточность и неясность для понимания юридически неосведомленных граждан, а также и другие сложности.

Для оптимизации правоприменения при огромном количестве правовых актов, ускорения поиска необходимого законодательного источника и наиболее правильного и своевременного толкования субъекты права в лице государственных органов и должностных лиц непрерывно проводят работу по учету, приведения в упорядоченную систему действующего нормативного материала. Данная деятельность и представляет собой процесс систематизации законодательства.

Макуев Р. Х. видит систематизацию как приведение нормативных правовых актов на основании соблюдения соответствующих правил и использования определенных способов в научно обоснованную стандартизированную систему[2].

Анализируя научные определения систематизации, представляется возможным выделить ее основные признаки:

  1. систематизация – особый вид правовой деятельности;
  2. осуществляется уполномоченными компетентными органами, за исключением отдельным форм реализации систематизации;
  3. объектом является совокупность нормативных правовых актов;
  4. направлена на приведение законодательства в единую согласованную систему;
  5. реализуется с соблюдением соответствующих правил и процедур;
  6. научно обоснованная деятельность.

Систематизация нормативных правовых актов направлена на определенную цель, а именно приведение законодательства в единую, упорядоченную, иерархичную систему. Для достижения данной основной цели при осуществлении процесса систематизации необходимо выполнение следующих задач:

  1. обнаружение несогласованности в системе правовых актов и их нормах, и впоследствии устранение выявленных несоответствий;
  2. выявление и устранение законодательных пробелов;
  3. избавление правовой системы от юридически устаревших нормативных правовых актов;
  4. адаптация использования нормативного материала для повышения эффективности правоприменения.

Таким образом, систематизация – это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства [3].

Основными началами систематизации являются:

  • законность (основополагающий принцип, означающий, что субъекты систематизации законодательства при осуществлении своей деятельности обязаны действовать в соответствии с нормами права);
  • гласность (открытость процесса систематизации);
  • профессионализм лиц, осуществляющих упорядочение правовых актов;
  • полнота;
  • целесообразность;
  • научность, обоснованность (развитие новых технологий, возможность применения зарубежного опыта);
  • оперативность (право по своей природе динамично, необходимо своевременное упорядочение его системы);
  • плановость (в соответствии с этим принципом устанавливаются этапы систематизации, сроки и т.п.);
  • доступность (возможность сделать информацию более доступной для общества, облегчить использование) и другие принципы.

В настоящий момент на практике используются три основных способа систематизации законодательства: 1) инкорпорация, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов [4]; 2) консолидация, что являет собой объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый нормативно-правовой акт без существенного изменения их содержания для укрепления их функционирования, упрочения системы правового регулирования в одной сфере общества [5]; 3) кодификация, которая представляет собой деятельность законодательного органа по коренной переработке действующего законодательства в определенной отрасли права и приведению его в единый систематизированный порядок, выраженный в правовом акте [5].

Современный уровень развития сфер российского общества (образовательной, информационной, научной и других) при объективном снижении эффективности директивно-приказных методов руководства определяет тенденцию роста роли местного самоуправления в качестве общественного института, представляющего населению возможность самостоятельного решения местных вопросов. Развитие в этом направлении имеет формально-правовое подтверждение в виде закрепления в Конституции Российской Федерации местного самоуправления в числе основ конституционного строя нашего государства.

Современный уровень развития законодательства в России определяет одной из самых актуальных проблем систематизацию правового массива актов, принятых муниципальными образованиями. Данный вопрос урегулирован на федеральном уровне такими законами, как Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми с 1.01.2009 г. органам государственной власти в РФ вменены полномочия по организации и ведению регистра муниципальных нормативно-правовых актов.

Создание регистра муниципальных правовых актов на уровне федеральном было определено Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 года № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», которое на официальном уровне закрепило его как совокупность регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно п.8 данного постановления, Министерство юстиции РФ обеспечивает ведение и методическое обеспечение регистра, что включает в себя полномочия по сбору регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ, ввод информации в регистр, гарантирование хранение информации в регистре, ведение классификаторов, словарей и справочников, информационного портала регистра, предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре, а также режим защиты сведений, содержащихся в нем.

ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» п. 43.1 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации[1].

Данная норма обусловила принятие нормативных правовых актов, регламентирующие отношения в сфере ведения и обеспечения регистров, муниципальных нормативно-правовых актов на региональном уровне. Однако, подходы к ведение региональных регистров существенно различны, в том же числе при организации правовой экспертизы, устанавливающей соответствие федеральному и региональному законодательству.

Например, в Воронежской области порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных актов регламентирован Законом Воронежской области от 30.03.2009 года № 15-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Воронежской области». Практически аналогичный нормативно-правовой акт принят в Брянской области. Региональное законодательство в отношении нормативных правовых актов устанавливает своей целью упорядочение и учет правовых норм на уровне субъекта с целью формирования достоверной и полной картины для граждан о состоянии правовой действительности муниципального образования. Для обеспечения этих целей основными принципами ведения регистра являются достоверность, актуальность и общедоступность содержащейся в нем информации [6].

Однако на практике возникает достаточно много трудностей следования установленным законом требованиям. Имеют место быть нарушения установленных сроков предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченного на ведение регистра. Также нарушается порядок и форма предоставления муниципальных нормативных актов, чему способствует постоянное увеличение количества необходимых для всестороннего и полного правового урегулирования общественных отношений норм, бюрократизм, вследствие чего замена качества нормативно-правовых актов – количеством, а осуществление правового регулирования - формализмом.

Проблематика вопроса систематизации и учета муниципальных нормативных актов остается на пике актуальности на современном этапе, эффективное взаимодействие между органами власти всех уровней в сфере формирования информации о муниципальной нормативно-правовой базе необходимо для более действенного правового регулирования, обеспечения неукоснительного следования основным принципам права, содействия приведению законодательных норм в соответствие с реалиями современного общества.

Список литературы

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. М. : Проспект, 2009. 320 с.
  2. Макуев Р. Х. Теория государства и права : учебник. М. : Норма: Инфра-М, 2010. 640 с.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для вузов. М. : Проспект, 2010. 496 с.
  4. Бошно С. В. Теория права и государства : учебник. М. : Эксмо, 2011. 464 с.
  5. Старков О. В. Теория государства и права : учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 372 с.
  6. Исаев И. И., Бусалова К. А. Учет и систематизация нормативных правовых актов в РФ (на примере муниципальных правовых актов) // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 375-377.

  

Материал поступил в редакцию 30.11.2017
© Александрова Ю. С., 2017


[1] Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» (в ред. 10.08.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.