Современные особенности легитимности власти в России

Авторы: Вакуленко Анастасия Евгеньевна, Понявина Мария Борисовна (научный руководитель)

.

Рубрика: Политические науки

Страницы: 87-90

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Вакуленко А. Е., Понявина М. Б. Современные особенности легитимности власти в России // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 87-90.

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия «легитимность». Выделяются и описываются характерные особенности легитимности власти в России. Сконцентрировано внимание на нравственной составляющей легитимации. Выявлена и обоснована необходимость создания крупных социальных, экономических и политических проектов. Сделан вывод о том, что легитимность власти будет обеспечиваться добросовестным исполнением руководящих структур своих государственных полномочий. 

В современной политологии понятие «легитимности власти» рассматривается в большинстве случаев как категория исторического, политического, правового и экономического пространства. Процесс утверждения законности и правомочности власти в рамках общества базируется на принципах, которые соответствуют правовым и нравственным нормам государственности, политическим взглядам и убеждениям большинства граждан. Политические силы будут признаны общественными массами только в том случае, когда методы и результаты их деятельности не будут идти в разрез с интересами населения. И, несмотря на то, что понятие «легитимность» не имеет строгого юридического содержания и не закреплено в Конституции, всенародное признание правомерности институтов государственной власти является фундаментальной основой политического устройства нашей страны [1].

Несомненно, что благодаря политике В. В. Путина, Россия закрепила свои позиции на международной арене – в вопросах противодействия терроризму, экологической безопасности, преодоления энергетического кризиса, развития военно-промышленного комплекса и освоения космоса наши достижения получили высокую оценку в мировом сообществе. Наша страна стала инвестиционно привлекательной для зарубежных партнеров и зарекомендовала себя как надежный субъект для сотрудничества. Российские политики, ученые и общественные деятели отстаивают интересы нашего государства на всех рубежах и во всех отраслях экономики. Большинство россиян внимательной следят за их деятельностью, дают оценку событиям, происходящим как внутри страны, так и на внешнеполитическом и внешнеэкономическом поле. Возрос уровень патриотизма среди взрослого населения и, что немаловажно, среди молодежи и подрастающего поколения. А это подтверждает тот факт, что наше общество признает действующую власть и поддерживает выбранную ей стратегию развития государства [2].

Однако, уровень жизни большинства россиян, повсеместное недовольство работой таких важных сфер как медицина, образование и ЖКХ порождает политическая пассивность масс во время выборных кампаний. Невольно возникает вопрос: будет ли в дальнейшем наш народ поддерживать действующую власть.

В контексте доверия-недоверия власти мне хотелось бы сконцентрировать взгляд читателей на нравственной составляющей легитимации. Согласитесь, чтобы гражданин поддержал ту или иную политическую силу, он должен поверить в неё. Казалось бы, что тут сложного – средства массовой информации доступны каждому, и «сделать правильный выбор» не составит труда. Но! Правда и достоверность информации, излагаемая СМИ, бывает весьма противоречивой и далеко не всегда красиво описанные проекты и благотворительные жесты политиков соответствуют действительности. А во что превратились политические дебаты? Взаимные претензии, оскорбления, даже нецензурные высказывания слышат избиратели во время теле- и радиоэфиров. Разве должен потенциальный «слуга народа» таким способом добиваться доверия?

Еще один пример. Говоря о некоторых чиновниках или депутатах, сложно сориентироваться то ли они из бизнеса пришли во власть, то ли, находясь у власти, строят свой бизнес? И здесь опять я акцентирую внимание на деятельности информационно-коммуникационных служб, которые работают на имидж определенного кандидата. Разовые акции, поставленные фотографии и «проплаченные» отзывы в одних изданиях противоречат сообщениям из новостных лент и хроникам о чрезвычайных происшествиях. Достоянием общественности стала личная жизнь народных избранников и управленцев. Журналисты и многочисленные ток-шоу безгранично муссируют всевозможные сенсации, защищают сначала одну сторону, затем приносят извинения оппонентам и отстаивают уже противоположную точку зрения. Для чего? Преимущественно для рейтинга, а не для установления истины и привлечения виновных к ответственности. На смену политическим технологиям приходят PR-технологии. Разве может настоящий «слуга народа» таким образом оправдывать оказанное ему доверие?

Мы постоянно говорим о том, что современная Россия – демократическая страна. С этим не поспоришь, но в этой российской демократии успешно закрепились «политика правящей партии», сокращение политической конкуренции, сужение многопартийной системы и коррумпированность правящей элиты, недоверие бизнеса государству, а также ревизия и устранение некоторых элементов прямой демократии. Все это говорит о том, что в политической жизни государства усиливаются авторитарные тенденции, что «подогревает» патерналистические настроения и содействует персонификации власти. Такого рода власть, как показывает мировой опыт, нуждается в крупных политических, экономических и социальных проектах. Безусловно, прямые телемосты президента с народом, общероссийские масштабные акции, международные форумы, конференции и фестивали во многом объединяют народ и поддерживают положительный имидж страны, но для реальной политики, основанной на «ручном управлении», они являются лишь ширмой.

На фоне растущих мегаполисов, строящихся комбинатов и таких мега-проектов как Валдай, Селигер, Олимпиада-2014, Фестиваль студентов и молодежи, предстоящий чемпионат мира по футболу, в нашей стране угасают деревни и хутора, растет наркомания и алкоголизм, а, следовательно, и преступность. «По-прежнему весьма существенны проблемы, связанные с коррупцией, ростом цен, неудовлетворительным состоянием здравоохранения и образования, миграционной политики и т. д. Откладывание решения этих и других проблем постепенно будет подтачивать основание политической власти и актуализировать проблему долгосрочности нынешнего политического режима. Следовательно, невозможность удовлетворения потребностей народа может привести политическую власть к потере легитимности…» [3, с. 122].

К сожалению, понятие «чиновники» в народе стало ассоциироваться с «бюрократами» и «взяточниками». Заседания в Думе стали больше напоминать шоу, а готовящиеся законопроекты и обещания депутатов избиратели объективно считают предвыборными «приманками». Волна недоверия стала проявляться в протестных акциях и митингах в поддержку оппозиционных политических структур. В сложившихся условиях гарантом экономисткой и политической стабильности вновь выступает наш президент. В. В. Путин постоянно проявляет твердость в своих решениях и публично доказывает российской и международной общественности эффективность своей деятельности. Конечно, авторитет российского лидера подтверждается доверием и поддержкой большинства сограждан, но социально-экономическое положение Российской Федерации, его стабильность и рост во многом зависит и от так называемой «команды президента», от руководящих структур в регионах и муниципалитетах, ото всех, кто реализует государственные полномочия и вопросы местного значения. Работоспособность, честность и порядочность этих управленцев обеспечит легитимность власти и убережет страну от кризиса политической власти.

Список литературы

  1. Григорьева Е. Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 46-54.
  2. Понявина М. Б. Политика в сфере образования в CCCР и современной России (политологический анализ). М. : ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. 126 с.
  3. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121-123.

  

Материал поступил в редакцию 03.12.2017
© Вакуленко А. Е., Понявина М. Б., 2017