Трансформация политического режима на постсоветском пространстве

Авторы: Лунева Марина Викторовна, Понявина Мария Борисовна (научный руководитель)

.

Рубрика: Политические науки

Страницы: 91-94

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Лунева М. В., Понявина М. Б. Трансформация политического режима на постсоветском пространстве // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 91-94.

Аннотация: Политические изменения в странах постсоветского пространства, начавшиеся более двадцати лет назад, продолжают вызывать большой исследовательский интерес у политологов и в наши дни. В данной статье проанализирован процесс смены политического режима России, переход от авторитаризма к демократии. Актуальность данной темы невозможно оспорить, так как варианты политического реформирования могут изменяться, что обусловлено изменениями, как во внутреннем состоянии общества, так и влиянием международных факторов.

Мир безостановочно движется вперед. Рассматривая абсолютно любой период истории мы можем заметить, что все сферы жизни постоянно развиваются эволюционным путём, а зачастую и революционным. В своей работе я постараюсь проанализировать трансформацию политических режимов в постсоветское время.

На рубеже ХХ-XXI веков в большинстве случаев мы имеем дело с переходом от авторитарных режимов различных оттенков к демократии. Не стоит забывать, что одной из важнейших функций политической науки является исследование динамики политических режимов, их развития в современном мире, причём важен не только теоретический аспект, но и практический. Попробуем рассмотреть процесс изменения политического режима на примере России.

Начнём с того, что политический режим как способ функционирования политической системы общества это объединение приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень их политической активности, состояние законности.

На современном этапе развития учёные-политологи сделали вывод, что существует огромное количество переходных, смешанных и гибридных политических режимов, которые весьма сложно проанализировать на основе устоявшихся в науке подходов.

И конечно же можно сказать, что анализ политической ситуации, действующей в России на данный момент невозможен без детального изучения всех этапов формирования современного режима.

Актуальность данной темы невозможно оспорить, ведь с процессом реформирования политической системы напрямую связано развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Также важен тот факт, что наша страна находится в процессе трансформации, то есть переходит от авторитаризма к демократии.

Последние 15 лет российской истории можно охарактеризовать глубокими переменами в политических и социально-экономических отношениях. Именно в этот период развития государства утвердились фундаментальные основы рыночной экономики, в политике определились основные принципы разделения властей. Но, несмотря на значительные изменения, посткоммунистическая Россия до сих пор характеризуется «как страна и общество переходного типа, перспективы дальнейшей эволюции которой представляются весьма неопределёнными». Причём, негативный оценочный характер носят и перспективы российской демократии как возможной цели посткоммунистической трансформации страны.

Рассматривая трансформацию как процесс перехода к демократическому политическому режиму, мы можем сделать вывод, что причины этого перехода частично отражаются в теории модернизации. Данная теория доказывает, что причин было достаточно: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, а так же преобразование системы ценностей. Выделяют два основных этапа развития теории политической модернизации: первый (50-60-е годы), когда развитие следовало западному примеру, и второй (70-90-е годы), когда стратегия политических действий стала зависеть от определённой рассматриваемой ситуации. 

Итак, процесс трансформации политической власти в России выпал на период президентства Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Для изучения данного вопроса мы должны проанализировать политические режимы при этих двух лидерах. Одной из отличительных особенностей политического режима Б. Н. Ельцина является многообразие центров политической власти и влияния. Несмотря на то, что центром политической системы являлась президентская власть, большое влияние имели: региональные лидеры, государственная Дума, отдельные политические партии, особенно КПРФ. С одной стороны, проводимая политика имела зачатки демократии, например, именно в эти годы впервые губернаторов начинают не назначать, а избирать. Также нельзя забывать о том, что в выборах 1995 г. победу одержала оппозиционная политическая партия – КПРФ. Данные примеры говорят о том, что власть начинает медленно переходить к народу, а значит, появляется демократия. Но с другой стороны, лидирующие позиции в управлении все равно занимала олигархия. Политическая конкуренция между членами политического истеблишмента набирала обороты, и эта борьба абсолютно не следовала демократическим нормам, она регулировалась конвенциональными договорённостями, которые могли быть пересмотрены в любое время. Конец периода президентства Б. Н. Ельцина характеризуется утратой связи между обществом и федеральным центром. В итоге, модель управления государством по проекту Б. Н. Ельцина оказалось очень слабой. Боясь потерять неограниченную власть, президент России позволил царить анархоавторитаризму, российское государство превратилась в конфедерацию, в конгломерат региональных политических режимов.

Период президентства В. В. Путина достаточно сильно отличается от предшествующих правителей. Преобладание моноцентризма вернуло Кремлю положение реального центра власти. Новая официально объявленная позиция Кремля, названная политикой равноудаленности, четко разделила отношения федерального центра с региональными лидерами. Реформа Совета Федерации решила региональных правителей постоянного представительства на федеральном уровне, то есть их политический статус был ограничен лишь региональным уровнем. Несмотря на начало развития демократии, возможность народа участвовать в политической жизни страны была крайне недоступна. Например, поправки в закон о выборах установили очень высокий заградительный семипроцентный барьер для прохождения в парламент партий, представляющих интересы разных слоёв населения. Объединяться партиям было также запрещено, что привело к частичному искоренению принципа многопартийности. Новый президент изменил политику отношений со СМИ: если раньше СМИ отражали личное мнение владельцев каналов, то сейчас их превратили в «своего человека», играющего роль посредника между властью и обществом. Одной из особенностей проводимой политики являлось установление разделения властей по вертикали, что позволило Кремлю возобновить политический контроль над Государственной Думой и законодательным процессом. В результате всех нововведений политический режим существенно изменился, что отражается в новой системе иерархии и появлении новых политических звеньев. В итоге по опросу 2007 г. мнение россиян разделилось таким образом: 28 % думали, что уровень жизни страны улучшился, около 36 % считали, что состояние ухудшилось, и приблизительно 30 % не заметили существенных изменений. Так же нельзя забывать, что Владимир Владимирович Путин является харизматичным лидером, что позволяет ему реализовывать поставленные цели, сохраняя поддержку большей части населения. Следует отметить, что граждане признают наличие результатов работы В. В. Путина, и считают, что мы достигаем прогресса в разных  сферах.

Надо признать, что процесс перехода от авторитарного режима к демократии в России протекает достаточно тяжело, ведь совсем недавно распался СССР, для которого политическим режимом являлся жесткий авторитаризм. Но если в первые годы система государственного управления была достаточно шаткой, то с приходом к власти В. В. Путина ситуация в стране изменилась. Однако несмотря на все нововведения, преобладание авторитаризма невозможно оспорить, ведь большинство реформ привело к расширению полномочий центра и президента, ограничению возможности влияния граждан на политический процесс и искоренению возможности появления оппозиции.

В заключение хотелось бы отметить, что Россия и по сей день находится в переходной стадии между авторитаризмом и демократией. Очевидно, что политический режим России остаётся неопределённым и двойственным, так как наличие таких понятий как выборная система власти, двухпалатный парламент и гласность подтверждает развитие демократии, но вот опора власти на силовые структуры и искоренение возможности появления реальных политических соперников говорят о присутствии признаков авторитаризма в современном политическом режиме. Россия развивается с каждым днём, и нельзя забывать, какой путь развития наша страна прошла за последние сто лет. Конечно, существует огромное количество прогнозируемых вариантов развития политической ситуации, а какой из них будет верным, покажет только время.

Список литературы

  1. Василенко И. А. Политология : учебник. М. : Юрайт, 2013. 423 с.
  2. Тимерманис И. Е. и др. Политология : учебник. М. : Юрайт, 2015. 701 с.
  3. Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие. М. : Инфра, 2008. 188 с.
  4. Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 3. С. 5-12. 

Материал поступил в редакцию 03.12.2017
© Лунева М. В., Понявина М. Б., 2017