Вопросы противодействия терроризму и экстремистской деятельности

Авторы: Айсханова Екатерина Султановна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 114-116

Объём: 0,21

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Айсханова Е. С. Вопросы противодействия терроризму и экстремистской деятельности // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 114-116.

Аннотация: Проведен анализ вопросов профилактики и противодействия терроризму и экстремистской деятельности; проведен комплексный анализ законодательства в данной области; сделаны выводы и внесены предложения по совершенствованию программы противодействия данным негативным явлениям.

Противодействие терроризму и экстремистской деятельности являются основными направлениями профилактики правонарушений. Такая деятельность должна осуществляться на основе государственной программы Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, а на ее основе приниматься целевые программы в сфере профилактики экстремизма и терроризма, включающие весь комплекс мер по устранению причин и условий, способствующих распространению этих явлений.

Анализ положений Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, целого ряда других нормативных документов и приведенных подходов к причинному комплексу экстремизма и терроризма позволяет сделать вывод о наличии важнейшей интегральной причины этих явлений в современном мире и, в особенности, в России. Эта причина – фактор ограниченности ресурсов, который является неустранимым условием индивидуального и общественного развития. В обществах, обладающих существенно меньшими социальными ресурсами или ресурсами, перераспределенными в большей степени неравномерно, вероятность террористических угроз и экстремистских проявлений значительно возрастает. Именно это фундаментальное положение не нашло своего прямого отражения в действующей Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. Государство, таким образом, отмежевалось от оценки важнейшего фактора террористической активности, состоящего в невозможности для всех граждан России удовлетворять свои индивидуальные и коллективные потребности в одной и той же системе координат [1, с. 2440]. Кризисно-конфликтная социальная ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, генерирует названные социальные явления, куда в более значительных объемах, чем названные государственно-управленческие или этнически-конфессиональные проблемы. И это косвенно признается рассматриваемой Концепцией.

В этой связи, учитывая особенности Северо-Кавказского региона, в первую очередь необходимо:

  • принятие всех возможных мер по стабилизации социально-политической и социально-экономической обстановки в регионе и укрепление правопорядка;
  • формирование гармоничных межнациональных отношений. В настоящее время эта проблема в регионе с многонациональным составом населения, сконцентрированным на относительно малой территории, в полной мере не решена. В тоже время следует внимательно, корректно, предупредительно относиться к решению вопросов, затрагивающих межнациональные отношения, просчитывать все возможные последствия принимаемых политических, экономических, административных решений, проводя своеобразную экспертизу их влияния на состояние межнациональных отношений в регионе Северного Кавказа [2, с. 145];
  • проведение разъяснительной работы с населением, оказание психологической помощи, которая имеет особую значимость, поскольку, информация о совершенном террористическом акте, вызывает у населения страх, оказывает парализующее психологическое воздействие. В ходе социолого-криминологического исследования управленческого ресурса образов террористической угрозы в групповом сознании эти особенности были подтверждены;
  • осуществление комплексных мероприятий по пропаганде российского законодательства. Особое внимание следует уделять, во-первых, разъяснению сущности экстремизма и терроризма и их общественной опасности, во-вторых, с целью снижения уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность, проведению активных мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии экстремизма и терроризма в различных ее проявлениях;
  • активизация идеологической работы, основой которой должна стать система традиционных ценностей, исторически свойственной российскому народу и народам, проживающим на Северном Кавказе, пропаганда мирного сосуществования всех народов независимо от расы, национальности, языка, происхождения в противовес негативному информационно-идеологическому воздействию на личность извне, в том числе пропаганды идеологии терроризма.

Особый подход необходим к работе с лицами, возвратившимися к местам постоянного проживания, осужденных ранее за преступления террористического и экстремистского характера. Особого внимания заслуживают и меры, направленные на предупреждение террористического наемничества среди молодежи Северо-Кавказского федерального округа, которые должны включать различные формы и методы воздействия на молодежь [3, с. 47]. С теми же, кто уже оказался под воздействием идеологии терроризма и экстремизма или может быть подвержен ею, необходима адресная профилактическая работа. На особый контроль должна быть поставлена работа по адаптации лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, в том числе и на территории Сирии и Ирака и вернувшихся в Россию. Данные меры, в настоящее время, необходимы, поскольку на 1 мая 2016 г. правоохранительными органами России выявлено около 3400 граждан России,  подозреваемых в причастности к деятельности международных террористических организаций, к уголовной ответственности привлечено 1250 российских граждан и граждан государств СНГ.

Нельзя обходить стороной вопросы почти полной вооруженности населения отдельных субъектов СКФО, говоря о высоком уровне террористической угрозы. Если речь идет о распространении экстремизма, то нельзя не учитывать вопросы миграции, наркотизации населения, влиянии миграционных процессов на рост теневой экономики и пр.

Указав первоочередные меры, нельзя забывать о том, что противодействие терроризму и экстремистской деятельности являются основными направлениями профилактики правонарушений. Такая деятельность должна осуществляться на основе государственной программы Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, а на ее основе приниматься целевые программы в сфере профилактики экстремизма и терроризма, включающие весь комплекс мер по устранению причин и условий, способствующих распространению этих явлений.

Список литературы

  1. Problems of counteraction to religious extremism in the Russian Federation / B. B. Bidova, A. C. Sultanovna, G. E. Eminovna, M. S. Shakhidovich, D. H. Mamutovich // The social sciences (Рakistan). 2016. Т. 11. № 10. С. 2439-2445.
  2. Бидова Б. Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. Спецвыпуск. С. 145-147.
  3. Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX – начала ХХ вв. // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45-48.

 

Материал поступил в редакцию 23.11.2017
© Айсханова Е. С., 2017