К вопросу о начале массового тракторостроения в России

Наука без границ - К вопросу о начале массового тракторостроения в России

Авторы: Пичужкин Н. А.

.

Рубрика: Исторические науки

Страницы: 19-23

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (7), февраль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Пичужкин Н. А. К вопросу о начале массового тракторостроения в России // Наука без границ. - 2017. - № 2 (7). - С. 19-23.

Аннотация: статья анализирует проблемы зарождения массового отечественного тракторостроения в 20-е годы XX века, рассматривает варианты моделей для будущих тракторных заводов.

До революционного 1917 года в Российской империи насчитывалось более 900 предприятий, выпускающих сельскохозяйственный инвентарь. Главным образом, он был либо ручным, либо конным. Номенклатура выпускаемой продукции была ограничена 30…35 наименованиями.

В 20-е годы XX века российское сельскохозяйственное машиностроение вступало в новый этап своего развития. В «нэповском» 1921 году правительство приняло декрет «О сельскохозяйственном машиностроении». Народному комиссариату земледелия дано указание, определить типы сельскохозяйственных машин, требуемых сельскому хозяйству страны. В 1922 году разрешена свободная торговля сельскохозяйственной техникой. В обескровленной предыдущими событиями стране насчитывалось около 25 млн крестьянских хозяйств. Купить новую технику могли себе позволить очень немногие из них, тем более, если речь шла о тракторе.

Цена отечественного трактора определялась правительством и не могла превышать 2000 рублей [1, с. 14], себестоимость трактора была выше этой суммы. Продавать отечественные тракторы дешевле их себестоимости помогала государственная пошлина на импортные модели, массовый выпуск которых позволял держать сравнительно низкие цены. Так, в 1925 году «Интернационал 15/30» согласно контракту обходился нашей стране в 1150 долларов, что при курсе доллара к рублю, определяемому 1:2, равнялось 2300 рублей. Американский «Фордзон» СССР закупал ориентировочно за 400 долларов, его советский аналог – «Фордзон-Путиловец» можно было приобрести за 1800 рублей, еще раз отметим, себестоимость советского трактора была еще выше.

Отечественное тракторостроение было представлено несколькими моделями. Балаковский завод выпускал модель под названием «Карлик», сначала трех-, затем и четырехколесный. Этот трактор, созданный конструктором Яковом Малиным, оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 10…12 л. с. Завод «Большевик» с 1918 года выпускал самую мощную из отечественных моделей – гусеничный трактор с двигателем в 75 л. с. Несколько сотен тракторов выпустили Коломенский и Запорожский заводы. В 1923 году первые гусеничные тракторы выпустили на паровозостроительном заводе в Харькове, а на «Красном Путиловце» в Петрограде – колесные «Фордзон-Путиловец». В ближайшие три года в России за ворота разных предприятий вышел 1191 трактор [2, с. 10].

Приведенная цифра доказывает, что задача начала массового тракторостроения в стране не была решена. Попытки тракторостроения, как вспомогательного производства на предприятиях общего машиностроения, оказались ошибочными. Для массового выпуска тракторов требовалось специализированное производство, собственный конвейер, инженерная служба, значительное количество подготовленных специалистов и т. д. Ситуация осложнялась тем, что в 20-е годы XX века в Советском Союзе, среди должностных лиц, занимавших руководящие технические должности, 39 % не имели никакого специального образования [3, с. 210].

В январе 1925 года председатель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) Ф. Э. Дзержинский заявил на партийном Пленуме: «…необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину» [4, с. 16]. Но не в 1925 году, не в последующие годы к реализации озвученной идеи приступить не удалось.

В разгар нэпа импорт тракторной техники из Европы и США достиг своего пика: к осени 1927 года ввезено 27 203 трактора, к 1930 году число импортных тракторов достигло 66 000 единиц. При этом внутри страны к 1928 году было выпущено только 1 300 тракторов [5, с. 67]. Импорт тракторной техники по ряду причин перестал устраивать советское правительство. Можно выделить ряд причин такого недовольства. Во-первых, импорт обходился очень дорого, валюта и золото уходили за границу. Во-вторых, перечень ввозимых моделей был очень широким, это крайне обостряло проблему запасных частей и обслуживания тракторов. Как отмечала газета «Правда», «ввиду частой смены марок машин, невозможно иметь достаточное количество запасных частей по всем машинам» [6]. В-третьих, с началом массовой коллективизации никакой импорт не мог покрыть возрастающие потребности деревни.

Для будущего советского тракторостроения принципиально важным было решение вопроса: кто будет хозяином, кому предстоит работать на новых отечественных тракторах? От решения этого вопроса зависел выбор модели будущего массового трактора. Следует рассмотреть две принципиально различающиеся точки зрения.

Представители организационно-производственной школы настаивали на нэповской модели развития индивидуального крестьянского хозяйства. Теория некапиталистического предпринимательства нашла свое продолжение в принципах семейно-правового хозяйствования. Ученые-аграрники А. Н. Челинцев, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и другие пытались убедить правительство в необходимости обслуживать интересы крепких крестьянских хозяйств. В этом случае необходимо производство небольшого, простого и дешевого трактора. Экономически обосновывалась утверждение, что богатый крестьянин, «кулак», выкупит трактор сразу и полностью. Крестьяне-середняки, представляющие собой большинство населения русской деревни, приобретут трактор в кредит или создадут различные формы производственной кооперации. Все это позволит финансировать строительство тракторных заводов средствами самих крестьян. Николай Дмитриевич Кондратьев утверждал: «Надо иметь в деревне более сильного мужика… нужен мужик производящий, отчуждающий, сберегающий и дающий свои сбережения» [7, с. 330].

Идеям ученых-аграрников противоречили взгляды аграрников-марксистов во главе с Л. Н. Крицманом и С. М. Дубровским. Они обосновывали необходимость массовой коллективизации деревни и создания крупных хозяйств. Именно эту точку зрения поддержал И. В. Сталин. Выступая на одном из официальных мероприятий в октябре 1928 года, будущий вождь заявил, что попытки опереться на крепких крестьян-частников означают «ослабление пролетарской диктатуры и усиление шансов на восстановление капитализма» [8, с. 226]. Таким образом, выбор модели будущего отечественного тракторостроения был сделан в пользу сложной и сравнительно дорогой машины.

Еще в ноябре 1925 года в системе ВСНХ была создана комиссия, призванная выбрать основную модель трактора для будущего производства. В комиссию вошли видные специалисты российского сельскохозяйственного машиностроения: В. П. Горячкин, Н. Р. Бриллинг, П. М. Белянчиков. В течение трехмесячной работы были испытаны тракторы более десяти моделей. В «финал» испытаний вышли американский «Интернационал» и шведский «Аванс». В конце концов, при проектировании будущего тракторного завода комиссия предложила за «основу взять трактор «Интернационал»». В апреле 1927 года очередная комиссия, руководимая Г. К. Орджоникидзе, окончательно утверждает решение о модели «Интернационал» для будущего Сталинградского тракторного завода. Естественно, у американцев предполагалось приобрести лицензию на выпуск трактора.

Первый трактор «Интернационал 15/30» был выпущен в США фирмой International Harvester. Трактор имел четырехцилиндровый двигатель, «питавшийся» керосином. Цифры 15/30 означали мощность в л. с., первая цифра – мощность «на крюке» (на «выходе», при соединении с навесным оборудованием), вторая цифра – чистая мощность двигателя на стенде. Трактор не имел кабины, все колеса были металлическими. Трактор развивал скорость 7 км/ч, вполне приемлемую для пахоты.

17 июля 1930 года первый отечественный трактор «Интернационал» покинул заводской конвейер СТЗ. Перед тем, как попасть на колхозные поля, этот трактор проехал по улицам Москвы и некоторое время был выставлен у Большого театра. В Сталинграде (СТЗ), а с 1931 года и в Харькове (ХТЗ) до 1937 года было выпущено 397 000 советских тракторов модели «Интернационал 15/30».

Список литературы

  1. Развитие советского сельскохозяйственного машиностроения с 1921 по 1958 гг. Статистический сборник. – М., 1959.
  2. «Тракторы ЧТЗ». Москва – Свердловск, 1957.
  3. Минаев Е. П., Пичужкин Н. А., Гордиенко Н. С. Очерки по истории культуры Отечества (IX–XX вв.). – М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2008.
  4. Трушин И. А., Першин Н. И. Первенец советского тракторостроения. – Волгоград, 1980.
  5. Минаев В. П., Васильев В. П., Пичужкин Н. А. Агроэкономические отношения в России (IX–XX вв.). – М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2008.
  6. «Правда». – 1929. – 15 января.
  7. Хрестоматия по Отечественной истории. 1914–1945 гг. – М., 1996.
  8. Сталин И. В. Сочинения. Т. 11. – М., 1952.

Материал поступил в редакцию 20.02.2017
© Пичужкин Н. А., 2017