Основные направления развития интеграции Республики Таджикистан в региональных формированиях
Авторы: Ашуров И. С., Кинжаева Р. Х.
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 9-15
Объём: 0,35
Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (2), сентябрь
Библиографическое описание: Ашуров И. С., Кинжаева Р. Х. Основные направления развития интеграции Республики Таджикистан в региональных формированиях // Наука без границ. - 2016. - № 2. - С. 9-15.
Аннотация. Статья посвящена основным направлениям развития интеграции Республики Таджикистан в региональных формированиях. В ней проанализированы тенденции товарооборота с региональными интеграционными формированиями.
Таджикистан является членом таких региональных интеграционных объединений, как Организация экономического сотрудничества (ЭКО) – с 29 ноября 1992 года, Содружество Независимых Государств (СНГ) – с сентября 1993 года, Центрально-Азиатское сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС) – с марта 1996 года.
Организация экономического сотрудничества (ЭКО) призвана развивать региональное экономическое сотрудничество, с учетом общей потребности своих стран, экономических и политических изменений, происходящих на международной арене.
Таджикистан в рамках ЭКО в 1995 году подписал Соглашение о транзитной торговле, ратифицированное им в январе 2000 года. В июне того же года Таджикистан присоединился к Рамочному соглашению о торговом сотрудничестве ЭКО, ратифицированному 10 июня 2001 года.
Основной целью сотрудничества с ЭКО является достижение роста торгово-экономических отношений внутри организации и межрегиональной торговле путем сокращения времени транзитной торговли, снижения торгово-тарифных расходов, способствующих росту товарооборота. В связи с тем, что многие страны ЭКО не имеют доступа к морским портам, решение вопросов беспрепятственного доступа к Персидскому заливу, Аравийскому морю и Индийскому океану имеет первостепенное значение. Важной перспективной задачей в рамках ЭКО является объединение стран региона в единую сеть автомобильных, железнодорожных и воздушных сообщений и телекоммуникаций.
Динамика объема товарооборота Таджикистана со странами ЭКО имеет тенденцию к росту (табл. 1) [1].
Таблица 1
Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами-членами ЭКО за 2008-2014 годы (млн. долл.)
Страны |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2008, % |
Азербайджан |
75,6 |
9,5 |
59,8 |
9,9 |
13,4 |
17,7 |
Афганистан |
92,5 |
91,9 |
232,0 |
174,4 |
109,6 |
118,5 |
Пакистан |
1,7 |
21,6 |
78,8 |
92,8 |
89,6 |
5270,6 |
Иран |
216,2 |
201,8 |
217,5 |
294,3 |
226,2 |
104,6 |
Турция |
500,5 |
436,8 |
600,5 |
657,5 |
396,4 |
60,3 |
Туркменистан |
69,9 |
84,7 |
157,8 |
119,6 |
109,6 |
156,8 |
Казахстан |
295,4 |
312,9 |
706,0 |
712,8 |
858,1 |
290,5 |
Кыргызстан |
43,2 |
22,0 |
80,2 |
185,6 |
40,4 |
93,5 |
Узбекистан |
229,0 |
80,2 |
62,0 |
27,1 |
- |
- |
Всего |
1524,0 |
1261,4 |
2194,6 |
144,1 |
1843,3 |
121,0 |
В рамках ЭКО Таджикистан намерен развивать торгово-экономические отношения, войти в банковскую систему и открыть путь к кредитным ресурсам, решать проблемы энергетической безопасности, развивать внутренний и межрегиональный туризм, открыть новые транспортные коридоры, решать проблемы продовольственной безопасности, использовать возможности стран-партнеров в борьбе с терроризмом и экстремизмом и с распространением наркотиков.
Вступление в СНГ для Республики Таджикистан было объективной необходимостью, так как развитие экономики республики зависело от состояния экономики других стран СНГ общим историческим прошлым. Тесные хозяйственные связи, общность технологических процессов производства, системы обеспечения основными и оборотными фондами, единой кадровой политики послужили основными факторами интеграции Республики Таджикистан в рамках СНГ. Для Республики Таджикистан полный разрыв торгово-экономических отношений был невозможен, так как, объем импорта в страны СНГ в 1990 году составлял 35 % от ВВП, а объем экспорта в страны СНГ составлял 28 % от ВВП. В связи с этим разрушение СССР для Республики Таджикистан имело худшие последствия. Поэтому Таджикистан присоединился к СНГ. Присоединение было направлено на решение экономических проблем, путем создания совместных предприятий и осуществление крупных проектов социально-экономического развития стран-участниц. Основными задачами в области экономической политики являлись согласование денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеторговой, таможенной и валютной политики и другое.
За время существования Экономического союза СНГ, Таджикистану в его рамках, не удается в полной мере обеспечить свободное межгосударственное перемещение товаров, услуг и капиталов.
Ослабление хозяйственных связей между странами СНГ сопровождается сырьевой переориентацией производства, снижением уровня специализации и кооперирования, повышением материалоемкости и энергоемкости производимой продукции и услуг. Наблюдается снижение взаимного товарооборота внутри стран СНГ. Эта же тенденция наблюдается между странами СНГ и Таджикистаном. Если в 2005 году товарооборот со странами СНГ составлял 46,6 %, то в 2014 году этот показатель уменьшился до 45,0 % (табл. 2) [1].
Таблица 2
Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами СНГ (млн. долл.)
Страны |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2008, % |
Всего |
4681,3 |
3853,1 |
5138,1 |
5312,5 |
5274,7 |
112,7 |
В том числе со странами СНГ |
2064,1 |
1725,4 |
2311,4 |
1986,6 |
2405,7 |
116,5 |
Доля в % |
44,1 |
44,8 |
45,0 |
37,4 |
45,6 |
|
К концу 90-х годов стало очевидно, что потенциал, заложенный в Соглашении о создании зоны свободной торговли, не был полностью реализован и государства-участники данного Соглашения пришли к выводу о необходимости конкретизации, в связи с чем 2 апреля 1999 года был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в вышеназванный документ.
Итак, внешнеторговые, производственные, финансовые и иные связи Таджикистана в рамках Экономического союза СНГ в целом оказались слабыми, а с рядом географически отдаленных от него республик – почти отсутствовали.
В то же время, потребность в расширении рынка, притока капитала, реализации совместных проектов для республики была и остается крайне необходимой. Поэтому, не отказываясь от участия в ЭС, Таджикистан стал искать пути к экономическому сближению с соседями по региону. Государства Центральной Азии формируют стратегию независимого развития, которая предполагает развитие и диверсификацию внутри региональных связей, как внутренних, так и внешних. Наиболее активно участвуют в региональных интеграционных процессах Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан (в последние годы). Эти государства координируют свои действия в рамках СНГ, ЦАС, ЕАЭС (кроме Узбекистана). Согласование их национальных интересов в настоящее время происходит как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.
Темпы и характер экономических преобразований в этих странах были достаточно различны: иначе расставлялись внутри- и внешнеэкономические приоритеты, по-разному представлялась роль внешнеэкономических связей в осуществлении своих программ реформирования экономик.
Для создания принципиально нового интеграционного объединения стран СНГ, по нашему убеждению существуют все необходимые предпосылки.
Другое региональное интеграционное формирование, членом которого является Республика Таджикистан – это Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое было преобразовано в конце декабря 2000 года в организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество». В соответствии с положениями Договора деятельность ЦАС будет направлена на развитие многокомпонентного сотрудничества не только в экономической, но и в политической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах, а также в обеспечении региональной безопасности.
В настоящее время в ЦАС действуют двусторонние соглашения: о свободной торговле, о взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), об общих принципах формирования рынка ценных бумаг.
Между таможенными службами этих государств подписано Соглашение о дальнейшем развитии сотрудничества и взаимопомощи в таможенных делах. Начала осуществляться Программа сотрудничества в области миграции населения, подписано Соглашение по созданию правовых, экономических и организационных условий для свободного перемещения рабочей силы, Соглашение о комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Сырдарьинского каскада водохранилищ, разрабатываются принципы и единый подход долевого участия государств-участников в финансировании затрат на эксплуатацию и ремонт межреспубликанских водохозяйственных объектов.
Несмотря на принимаемые членами ЦАС несогласованные, односторонние решения, противоречащие ранее принятым документам и соглашениям, они не влияют на развитие торгово-экономических отношений между ними. Объем товарооборота между государствами региона в целом растет (табл. 3). Данные таблицы 3 свидетельствуют о снижение торгово-экономических отношений между Таджикистаном и Узбекистаном. Если товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном в 2008 году составлял 229,0 млн. долл. США или 36,0 % от товарооборота республики со странами ЦАС, то в 2014 году этот показатель уменьшился.
Таблица 3
Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами ЦАС (млн. долл.) [1]
Страны |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2008, % |
Туркменистан |
69,9 |
84,7 |
157,8 |
119,6 |
109,6 |
156,8 |
Казахстан |
295,4 |
312,9 |
706,0 |
712,8 |
858,1 |
290,5 |
Кыргызстан |
43,2 |
22,0 |
80,2 |
186,6 |
40,4 |
93,5 |
Узбекистан |
229,0 |
80,2 |
62,0 |
- |
- |
- |
Всего ЦАС |
637,9 |
499,8 |
1006,0 |
1019,0 |
1008,1 |
158,0 |
Однако, несмотря на сложные экономические и политические отношения, Узбекистан и Таджикистан должны научиться решать проблемы без игнорирования существующих сложностей.
Со всеми центрально-азиатскими странами Таджикистан имеет отрицательный торговый баланс. Государства-участники интеграционных процессов не определяют пока региональные отношения как приоритетные во взаимоотношениях с другими странами мира. Для этого, вероятно, еще не сложились объективные предпосылки.
Приведенный анализ (табл. 4) показывает, что в среднем за 2008‑2014 годы объем товарооборота Республики Таджикистан со странами ЕАЭС составил 1723,2 млн. долл. или 37,6 % от общей суммы товарооборота. Этот показатель имеет тенденцию ежегодного роста.
Важной ступенью в интеграционных процессах между участниками является Договор «Об экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана» основанный на безвизовых порядках, свободной торговле и свободном передвижении капиталов и трудовых ресурсов в противовес Европейскому союзу.
Таблица 4
Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами ЕАЭС (млн. долл.) [1]
Страны |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2008, % |
Всего |
4681,3 |
3851,6 |
5138,1 |
5312,5 |
5274,4 |
112,7 |
Со странами ЕАЭС |
1814,5 |
1425,6 |
1929,4 |
2635,4 |
2172,8 |
119,7 |
Доля в % |
38,8 |
37,0 |
37,6 |
49,6 |
41,2 |
+2 % |
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией 29 мая 2014 года в Астане имеет юридический статус, позволяющий обеспечить максимальную эффективность защиты интересов стран-участниц.
Следует ожидать, что придание ЕАЭС международного статуса повысит эффективность взаимодействия участников в целях развития процессов интеграции между ними и поднимет исполнительную дисциплину принятых обязательств.
Ожидаемый макроэкономический эффект от интеграции в рамках ЕАЭС заключается в:
- снижении уровня цен на товары благодаря уменьшению трансакцизных расходов;
- совершенствовании конкуренции на общем рынке стран-участниц за счет товаров, производимых в этих странах и находящихся на одинаковом уровне развития;
- росте производительности труда за счет уменьшения издержек, рационального использования материально-технических и трудовых ресурсов;
- росте уровня жизни населения благодаря росту занятости и объема производимой продукции, благодаря совершенствованию технологии производства и тому подобное.
Экономические интересы Таджикистана в ЕАЭС заключаются в прогрессивном изменении места в системе международного разделения труда, прежде всего в решении проблем миграции рабочей силы и позволят укрепить экспортный потенциал.
Экономические интересы Таджикистана могут быть удовлетворены благодаря участию в ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества.
Политологи отмечают, что в настоящее время, для многих азиатских стран, опыт ШОС является полезным, как опыт плавного перевода отношений из одного качественного уровня (двусторонних отношений) на более высокий (многостороннего сотрудничества). Фактически за 10 лет из двустороннего формата родилась «пятерка», которая в 2001 году превратилась в полноценную региональную систему безопасности в Центральной Азии в составе шести государств.
Товарооборот между Таджикистаном и странами-членами ШОС растет. Этот показатель с 38,8 % в 2005 году вырос до 50,3 % в 2012 году. Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами ШОС приведены в таблице 5 [1].
Таблица 5
Динамика товарооборота Республики Таджикистан со странами со странами ШОС (млн. долл.)
Страны |
2008 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014/2008, % |
Всего |
4681,3 |
3851,6 |
5138,1 |
5312,5 |
5274,7 |
113,5 |
Со странами ШОС |
2205,9 |
2060,2 |
2584,9 |
2635,4 |
2631,8 |
119,5 |
Доля в % |
47,1 |
53,5 |
50,3 |
49,6 |
49,9 |
+2,8 |
Задачей регионального экономического сотрудничества является создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, а также среды, благоприятствующей торговой и инвестиционной деятельности между государствами-участниками путем устранения препятствий, существующих в торгово-экономическом сотрудничестве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан // Стат. сборник. Душанбе. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2014. ‑ С.16‑18.