Человек как высшая моральная ценность

Наука без границ - Человек как высшая моральная ценность

Авторы: Темирбаева С. К.

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 35-38

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (3), октябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Темирбаева С. К. Человек как высшая моральная ценность // Наука без границ. - 2016. - № 3. - С. 35-38.

Мир ценностей – специфическое человеческое творение, а сама аксиологическая способность в развитом виде связана лишь социальной формой движения. Тем не менее, логически вполне оправданно обратиться к истокам этой способности, уходящей своими корнями в фундаментальные свойства материи.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что всем живым организма присущ прекрасно отработанный в процессе эволюции механизм биологической оценки, что у них развита способность относиться к окружающему миру в соответствии со своими потребностями, делить вещи на полезные и вредные. Нечто подобное – как возможность, как предпосылка оценочной формы взаимоотношений материальных объектов – есть, по нашему мнению, и в неорганической природе.

Человек не просто одна из ценностей, а ценность особая, он – творец, создатель материальных и духовных ценностей. Даже не будучи делом рук человека, предметы природы являются ценностями лишь постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности людей. Вот почему человек и человеческое общество представляют собой фундамент царства ценностей и вершину ценностной иерархии. Человек – высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Если при широком, философско-социологическом подходе ценность отдельного человека и ценность человечества могут до известных пределов отождествляться, то в этике возникает необходимость разделить и даже в чем-то противопоставить эти понятия. Ведь сфера этическая – это сфера согласования личных и общественных интересов, а мораль, как уже отмечалось, выступает прежде всего как регулятор взаимоотношений между личностью и обществом, между их интересами.

Вот тут и возникает необходимость разграничения ценности отдельного человека и человечества, личности и общества. Высшей ценностью должно быть человечество, высшим благом – благо общества. Без этого нет морали, нет долга, ответственности, совести. Моральный человек обязательно должен исходить в своем поведении из общественного интереса, рассматривая благо общества как высшее благо, а само общество, человечество – как высшую ценность. Является ли в таком случае высшей ценностью каждый отдельный человек. И да и нет. Это следует понимать в том смысле, что благо отдельной личности, в конечном счете, есть лишь цель общества. Разумеется, общество существует для человека, ради его блага и счастья, но это не исключает того, что в каких-то конкретных ситуациях общество может не рассматривать данного человека как высшую ценность. Более того, нравственный человек и сам себя не всегда так рассматривает, считая высшей ценностью не себя, а общество, других людей, их благо. Ярким тому свидетельством служит поведение лучших представителей человечества, которые по велению своего нравственного сознания проявляли и проявляют самоотверженность вплоть до героического самопожертвования.

Получается парадокс: какая же человек высшая ценность, если и общество и он сам готовы ущемлять его интересы, а в чрезвычайных обстоятельствах даже посылать на смерть.

Однако здесь нет логического противоречия, а есть противоречие жизненное, вытекающее из необходимости согласования личного интереса с общественным. В результате оказывается, что и человечество, и человек есть высшие ценности, но в их взаимодействии определяющая роль принадлежит общественному интересу, а следовательно, ценности общества.

Поэтому можно сделать вывод, что в этической сфере и, более того, во всей общественной жизни благо общества, его интерес – всегда высшая ценность, а благо отдельного человека таковым является не всегда, зато личность есть высшая ценность, в конечном счете, как конечная цель всего общественного развития.

Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает такие нравственные отношения и моральные ценности, как уважение, доверие и любовь к человеку, заботу об его благе и счастье.

В созданном людьми царстве ценностей особое место принадлежит уважению. И дело здесь не только в том, что каждый человек дорожит уважением общества, окружающих, близких ему людей, а потерю уважения с их стороны рассматривает как огромную утрату.

Уважение само по себе есть чувство ценности, особый способ определения ценности людей или общественных институтов. Уважая кого-то или что-либо, человек тем самым добровольно принимает ценность объекта уважения, его права по отношению к нему.

Каждому виду достоинства ценности соответствует свой вид уважения, которое может быть персональным, групповым, профессиональным, гражданским, национальным и так далее. Существует и уважение к человеку как таковому, основанное на признании человеческого достоинства, ценности человека вообще. Этот вид уважения наиболее важен в сфере нравственности, он входит в качестве компонента в основные общечеловеческие нормы морали, во все гуманистические ценности. Другой общечеловеческой ценностью является вера в человека, доверие к нему, которое можно считать одним из универсальных моральных отношений. Как и уважение, доверие основано на признании достоинства человека, его ценности. Соответственно нескольким видам достоинства существуют и несколько видов доверия, начиная от персонального доверия именно к данному человеку и заканчивая доверием к человеку вообще, к человеку как таковому, доверием к людям.

Человеколюбие, забота о благе людей составляют основу таких моральных ценностей, как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность и другие. Не случайно благородными называют деятельность и поведение, которые проникнуты заботой о людях.

Человек добрый, доброжелательный – это гуманный человек, желающий и делающий добро людям, способствующий их благу и счастью. Чуткий человек обладает обостренной внимательностью к делам и чувствам окружающих, способен на сострадание и сорадование. Деликатность – это внутренняя, присущая человеку тонкая и высокая внимательность к людям, мягкость и осторожность в обращении с ними.

Черты моральной ценности присущи и многим качествам общения, культуры поведения. Воспитанность, вежливость, культурность характеризуют усвоение личностью традиционных форм поведения, соблюдение ею правил приличия, требований этикета, внешней культуры. Важность этих правил признается людьми, начиная с глубокой древности, что нашло свое отражение в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в художественной литературе и конечно в этике.

В личном плане справедливость выступает и как определенная оценка поведения человека, и как принцип, норма его поведения и как нравственное чувство справедливости. Справедливость в особой степени должна быть присуща официальным представителям общества, должностным лицам, специально уполномоченным распределять между людьми материальные и духовные блага. Но она необходима и всем без исключения, ибо каждый человек, выполняя какие-либо общественные функции, выступает при этом как представитель общества, который должен действовать справедливо, объективно, беспристрастно.

Таким образом, именно гуманизм и справедливость ярче всего представляют и выражают тот комплекс социально-нравственных ценностей, который порождается признанием человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

Список литературы

1. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 252 с.

2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. ‑ М.: Импэто, 1997. ‑ 96 с.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. ‑ М. : Прогресс, 1990. ‑ 495 с.

4. Калмыков В. Н. Основы философии. – Мн. : Выш. шк. (Вышэйшая школа), 2003. ‑ 541 с.