Межгосударственное регулирование как единая система интеграционных отношений
Авторы: Кинжаева Р. Х.
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 5-10
Объём: 0,35
Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (3), октябрь
Библиографическое описание: Кинжаева Р. Х. Межгосударственное регулирование как единая система интеграционных отношений // Наука без границ. - 2016. - № 3. - С. 5-10.
Как и национальная экономика, глобальная экономика отдельной страны, с одной стороны, является системой, способной к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию. Раньше государственное регулирование было исключительно атрибутом национальной экономической системы, но сейчас следует говорить о возникновении межгосударственного регулирования, осуществляемого при участии межгосударственных экономических организаций.
Сейчас наступил этап глобализации экономики и интернационализации регулирования. На этом этапе начало формироваться межгосударственное регулирование как единая система. После приобретения независимости несколько усилилась зависимость национальных экономик от внешних факторов, активизировалось развитие надгосударственных структур регулирования и усилилось их влияние. Страны СНГ, где их деятельность была не последовательна, стали предпринимать шаги в сторону интеграции, которые оказались не результативны и не прогрессивны.
Проведенные нами исследования деятельности совместных предприятий за 1998‑2011 годы (табл. 1) свидетельствуют о том, что количество совместных предприятий в 2011 году по сравнению с 1998 годом уменьшились на 72 единицы, или на 32,2 %. Несмотря на темп роста выручки от реализации продукции, чистый доход имеет отрицательный показатель, то есть за 14 лет от совместной деятельности совместные предприятия в республике получили в среднем за год по 17006 тысяч сомони убытков.
Это говорит о том, что рассматриваемое направление нуждается в государственном регулировании.
Данный процесс охватывает практически все сферы жизнедеятельности: политику, культуру, торговлю, миграцию и так далее. Однако первым индикатором стадии процесса глобализации является финансовый рынок, на котором, в первую очередь, отражаются любые происходящие изменения. В наибольшей мере изменениям подвергается именно финансовый сектор, на котором, собственно, начался мировой финансовый кризис, как один из современных вызовов глобализации. Воздействие на финансовый сектор в данном случае двустороннее: с одной стороны, происходит его трансформация непосредственно под влиянием глобализации, с другой стороны ‑ под влиянием изменений в системе государственного регулирования. Конечной целью любых реформ и преобразований является повышение уровня жизни и благосостояния людей.
Однако анализ влияния иностранных инвестиций и внешней помощи на уровень роста основных экономических показателей Республики Таджикистан за 2009‑2012 годы свидетельствует о том, что темп роста иностранных инвестиций и внешняя помощь за анализируемый период имеют тенденции роста.
Таблица 1
Анализ экономической эффективности деятельности совместных предприятий в Республике Таджикистан за 1998-2011 годы [1]
Годы |
Число совместных предприятий (единиц) |
Уставной фонд действующих совместных предприятий на конец года (тыс. сомони) |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), в действующих ценах, (тыс. сомони) |
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), (тыс. сомони) |
Списочная численность работников действующих совместных предприятий |
Чистый доход действующих совместных предприятий (тыс. сомони) |
Производство товарной продукции на одного работника (сомони) |
1998 |
224 |
61 913,7 |
47 484,2 |
42 186,7 |
7 373 |
5297,5 |
6440 |
1999 |
228 |
49 565,50 |
74 263,0 |
78 844,3 |
9 811 |
-4581,3 |
7569 |
2000 |
108 |
93 747,70 |
124 241,7 |
130 540,5 |
10 026 |
-6298,8 |
12392 |
2001 |
105 |
137 347,60 |
161 683,1 |
196 508,2 |
13 186 |
-34825,1 |
10921 |
2002 |
101 |
155 074,00 |
226 854,90 |
237 059,60 |
14 805 |
-10204,7 |
15323 |
2003 |
151 |
335 639,60 |
374 792,50 |
400 287,20 |
16 520 |
-25494,7 |
22687 |
2004 |
162 |
409 799,20 |
451 616,10 |
453 295,60 |
16 895 |
-37679,5 |
26731 |
2005 |
121 |
349 002,40 |
459 090,4 |
484 045,1 |
16 679 |
-24954,7 |
28727 |
2006 |
164 |
374 362,00 |
730 225,10 |
725 730,6 |
15 981 |
4494,5 |
45693 |
2007 |
157 |
396 967,50 |
749 128,70 |
762 820,80 |
15 371 |
-13692,1 |
48736 |
2008 |
156 |
376 615,40 |
946 722,30 |
946 631,20 |
15 590 |
91,1 |
60726 |
2009 |
147 |
872 451,2 |
1 504 269,40 |
1 963 623,00 |
13 146 |
-459353,6 |
114428 |
2010 |
149 |
781 830,9 |
1 735 106,10 |
1 654 262,40 |
10 311 |
80843,7 |
160437 |
2011 |
157 |
695727,1 |
1804110,7 |
1515835,7 |
12389 |
288275 |
145622 |
В среднем за один год |
152 |
306713 |
946981 |
991727 |
13435 |
-17006 |
50459 |
Если в 2009 году объем иностранных инвестиций и внешняя помощь составила 672453 тысяч долларов США, то в 2010 году она выросла по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, в 2011 году на 8,4 %, в 2012 году на 16,5 %, а валовой внутренний продукт на 1 сомони иностранной инвестиции и внешняя помощь выросли соответственно на: 8,1 %, 7,5 %, и 0 %. Также анализ показывает, что темп роста иностранных инвестиций и внешняя помощь отрицательно повлияли на уровень доходов государственного бюджета, уровень безработицы и средний курс национальной валюты по отношению к доллару США. Это показывает, что иностранные инвестиции либо не рационально используются, либо в расчете валового внутреннего продукта имеется погрешность (табл. 2).
Таблица 2
Анализ влияния иностранных инвестиций и внешней помощи на уровень роста основных экономических показателей Республики Таджикистан за 2009-2012 годы [2]
Годы |
Иностранные инвестиции и внешняя помощь, тыс. долл. США |
Иностранные инвестиции и внешняя помощь, млн. сомони |
Валовой внутренний продукт (млн. сомони) |
Валовой внутренний продукт на 1 сомони иностранных инвестиций и внешней помощи |
Доходы государственного бюджета в % к ВВП |
Уровень безработицы в % |
Средний курс сомони к доллару |
2009 |
672453 |
2785,8 |
20628,5 |
7,4 |
27,6 |
2,0 |
4.1427 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2010 |
703226,6 |
3079,4 |
24707,1 |
8,0 |
27,2 |
2,1 |
4,3790 |
2010 к 2009 |
104,6 |
110,5 |
106,5 |
108,1 |
98,6 |
105,0 |
105,7 |
2011 |
761036,5 |
3508,1 |
30071,1 |
8,6 |
28,5 |
2,3 |
4,6096 |
2011 к 2010 |
108,4 |
113,9 |
107,4 |
107,5 |
104,8 |
109,6 |
105,3 |
2012 |
886504,3 |
4222,2 |
36161,1 |
8,6 |
25,2 |
2,4 |
4,7627 |
2012 к 2011 |
116,5 |
120,3 |
107,5 |
100,0 |
88,4 |
104,3 |
103,3 |
Всего 2009-2012 годы |
3023220,4 |
13595,5 |
111567,8 |
8,2 |
27,1 |
2,2 |
4,4735 |
Интеграция может также исследоваться с позиции информационно-финансового подхода. При информационно-финансовом подходе выделяют ряд признаков интеграции, характерных для современного этапа развития экономики: информация приобрела стоимость и стала товаром, измеряемым денежным эквивалентом; произошла "дематериализация" денег, они оторвались от своего материального носителя, действуя в разнообразных формах "электронных" и расчетных денег, на передний план вышла именно их информационная сущность; возникли и быстро растут информационно-финансовые рынки, причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает объемы товарных рынков; в структуре капитала быстро повышается удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода – акциях, облигациях и так далее; компьютерные сети становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями, функционирующими во всемирном масштабе; растут нематериальные активы предприятий, включая информационные товары, в денежном выражении. Информатизация и повышение роли финансовых институтов, являются определяющими чертами современного этапа экономического развития и приобретают общецивилизационные масштабы. На наш взгляд, можно в целом согласиться с таким мнением (разумеется, с поправкой на то, что при всей важности информационно-финансового сектора, не следует забывать, что основу экономического развития составляет все же производственная сфера). Более того, представляется возможным предположить, что именно информационно-финансовая интеграция создает дополнительные предпосылки объединения систем государственного регулирования. Только в рамках, скоординированных межгосударственными институтами регулирующих действий возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной финансово-кредитной системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия, как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом. Регулирование различных видов внешнеэкономической деятельности (кроме внешней торговли) и особых экспортно-импортных режимов осуществляется посредством Законов Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях", "О свободных экономических зонах" и другие. Между тем, возникла необходимость принятия законов "О зонах приграничной торговли", "Об электронной торговле", относящихся к сфере внешнеэкономических связей, прямо или косвенно содействующих развитию экспорта.
Сегодняшняя ситуация объективно ставит задачу дальнейшего совершенствования законодательных и нормативных актов о свободных экономических зонах в целях развития и повышения экспортного потенциала субъектов свободных экономических зон.
В целях продвижения готовой продукции на внешние рынки, активизации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов, поддержки отечественных и главным образом экспорт ориентированных предприятий и организаций, борьбы с теневой экономикой в ближайшей перспективе необходимо решить следующие вопросы:
- повсеместное внедрение системы штрихового кодирования на экспортируемую продукцию;
- подготовка нормативной базы и организация внедрения в республике электронных торгов;
- внедрение системы специальных знаков соответствия (таджикских знаков соответствия) на производимую на территории республики импортируемую и реализуемую продукцию;
- расширение функции республиканской товарно-сырьевой биржи по оптовой продаже важнейших видов сырьевых ресурсов и ее участие в работе мировых товарно-сырьевых бирж в рамках межбиржевых взаимоотношений;
- создание свободных промышленных зон по производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
- увеличить зоны свободной (приграничной) торговли в Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской, Сугдской областях и районах республиканского подчинения;
- внедрение информационного обеспечения в таможенных службах Республики Таджикистан с возможностью обеспечения оперативной и эффективной связи с Министерством экономического развития и торговли для осуществления мониторинга экспортно-импортных операций и анализа ситуации на внешнем и внутреннем рынках;
- рационализация и упрощение системы и порядка выдачи разрешительной документации государственными органами на экспортируемую, производимую на территории Республики Таджикистан продукцию.
Одной из главных задач внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан является совершенствование института торговых представительств за рубежом в целях повышения экспортного потенциала республики, активизации внешнеторговой деятельности отечественных хозяйствующих субъектов, роста и развития таджикского экспорта. Без создания системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и формирования структур информационно-консультационных служб, не представляется возможным достижение роста экспорта продукции, производимой в стране [3].
Важным направлением государственной экономической политики развития экспорта в стране является содействие в росте производства экспортоориентированной продукции и продвижении таджикской продукции на внешние рынки.
Учитывая то обстоятельство, что из-за финансового состояния большинство хозяйствующих субъектов, представляющих собой средние и малые предприятия, в настоящее время не имеют возможности самостоятельного выхода на внешние рынки, государство должно взять на себя функции обеспечения продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на ближайшие 2…3 года, в течение которых должны быть сформированы товаропроводящая сеть и внешнеторговая инфраструктура таджикских предприятий.
Основой политики экспорта товаров производимых в Таджикистане является совершенствование рекламных услуг, так как уже сейчас имеется продукция, которая конкурентоспособна на мировом рынке и нуждается в рекламе. Эти обстоятельства требуют шире использовать различные методы рекламы таджикских товаров для реализации их на мировых рынках.
Основными формами рекламы товаров, производимых в стране на экспорт, являются международные ярмарки, дни таджикских товаров в отдельных странах, выставки производимых товаров, научных идей, новых технологий, которые представляли товары малого предпринимательства. Также с целью рекламы можно использовать услуги посольств, торговых делегаций и торговых представителей республики, работающих в зарубежных странах.
Список литературы:
- Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2012. ‑ С. 520‑525.
- Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2009-2011 гг. ‑ С. 539‑550.
- Теория переходной экономики. Учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 199 с.