Информационные системы и технологии в управлении предприятием
Авторы: Гайдарь Е. В., Боровец И. Е.
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 10-13
Объём: 0,25
Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (4), ноябрь
Библиографическое описание: Гайдарь Е. В., Боровец И. Е. Информационные системы и технологии в управлении предприятием // Наука без границ. - 2016. - № 4 (4). - С. 10-13.
Аннотация: статья содержит анализ эффективности использования информационных технологий в деятельности предприятия и обзор необходимости автоматизации управления документооборотом.
Введение. В современных условиях ведения бизнеса информационные технологии являются неотъемлемой частью функционирования и управления предприятием любой формы собственности. На основании грамотного проектирования информационной системы, целесообразно внедрение качественных информационных технологий с целью повышения эффективности управления деятельностью организации.
Применение информационных технологий дает возможность своевременно принимать рациональные решения по ведению бизнеса предприятия.
С каждым годом увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах экономического направления с углубленным знанием информационных технологий, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Основная часть. Большинство литературных источников под «информационными ресурсами» трактуют следующее: электронные ресурсы, информация, совокупность документов, знания, зафиксированные на материальных носителях [1, с. 116].
Носителем информации в современных условиях выступают документы. Актуальная информация о деятельности предприятия содержится в отчетных формах, приказах, распоряжениях, указаниях, платежных поручениях, расчетно-платежных ведомостях, накладных, чеках, выписках банка, приходных и расходных кассовых ордерах.
Сбор, формирование первичного документа в момент отражения хозяйственной операции, хранение и накопление такой информации осуществляется с помощью компьютерной техники. Для обработки управленческой информации применяют текстовые процессоры (обработка текстовой информации), табличные процессоры (обработка табличной информации), графические процессоры (обработка графической информации), СУБД (обработка документальной и фактографической информации).
Использование в управлении информационных технологий должно обладать высокой гибкостью, мобильностью и способностью приспосабливаться к различным условиям работы. Это является непременным условием повышения эффективности управленческого труда.
Информационная технология управления направлена на создание следующих отчетов:
- Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например, месячный анализ продаж компании.
- Специальные отчеты создаются по запросам руководителя или по незапланированным ситуациям.
Эффективность делопроизводства, как составной части управленческой деятельности, тоже существенно повышается с переходом на компьютерную обработку деловой документации. В первую очередь это касается создания и оформления деловых документов с помощью текстовых редакторов. Текстовые редакторы позволяют не только повысить скорость оформления документа, но и существенно повысить его качество.
Информационная технология автоматизированного офиса – это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи информации [2, с. 54].
Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами и секретарями, особенно они полезны для коллективного решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако, это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем.
Качественная организация документооборота помогает своевременному прохождению документов по подразделениям организации и равномерной загрузке подразделений и должностных лиц, способствует эффективному управлению предприятия. Автоматизация служб делопроизводства обеспечивает увеличение объема выполняемой работы и уменьшение затрачиваемого времени.
В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов.
Проанализируем программно-аппаратные комплексы, с помощью которых осуществляется автоматизация управленческой деятельности. Электронный офис – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления.
В состав электронного офиса входят следующие аппаратные средства: одна или несколько ЭВМ, возможно, объединенные в сеть; печатающие устройства; средства копирования документов; модем. Дополнительно в состав аппаратных средств могут входить сканеры, используемые для автоматического ввода текстовой и графической информации непосредственно с первичных документов; стримеры, предназначенные для создания архивов на мини-кассетах на магнитной ленте; проекционное оборудование для проведения презентаций.
Основными программными продуктами, входящими в офис, являются: текстовый редактор, электронная таблица, система управления базами данных.
В состав программного обеспечения офиса могут также входить: программа анализа и составления расписаний, программа презентации, графический редактор, программа обслуживания факс-модема, программы перевода [3, с. 118].
Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на оперативном уровне управления. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.
Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования и хранения. Для организации офисной деятельности используют электронную почту, телеконференции и компьютерные конференции, технологию видеотекста, технологии хранения изображений, аудио и видеоконференции, факсимильную связь.
Развитие информационно-коммуникационных технологий постепенно отодвигает бумажный документ на второй план, существенно повышая роль электронного документа. Необходимость в автоматизации управления документооборотом разные организации сегодня видят по-разному: одни – в повышении эффективности организационно-распорядительного документооборота, другие – в повышении эффективности работы функциональных специалистов, создающих документы и использующих их в повседневной работе, и лишь немногие уделяют внимание обоим аспектам.
Новые информационные технологии распространяются на все аспекты бизнеса, обеспечивая клиринговые операции, торговые и маркетинговые операции, управление наличными средствами, кредитные и депозитные операции, операции с валютой, использование электронных денег и банкоматов, банковские операции по телефону, использование электронной почты и канцелярии, фондовый рынок и операции с ценными бумагами, анализ инвестиций и финансового рынка, автоматизация расчетов в торговых учреждениях с использованием пластиковых карточек, международные межбанковские телекоммуникационные системы [4, с. 5].
Вывод. Информационные системы и технологии в управлении предприятием – это комплекс действий над информацией с помощью компьютеров и другой техники с целью получения положительного оптимального результата. В экономике и в финансовой сфере информационные технологии необходимы для эффективной обработки, сортирования и выборки данных, для осуществления процесса взаимодействия человека и вычислительной техники, для удовлетворения потребностей в информации, для осуществления оперативных связей и многого другого.
Также, информационные технологии помогают принимать экономически важные решения и принимают непосредственное участие в процессе эффективного управления деятельностью. Современные модели информационных технологий позволяют просчитать и спрогнозировать экономически важный результат и на его основе принять верное управленческое решение.
Список литературы
- Абросимова М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. – М. : КноРус, 2013. – 248 c.
- Балдин К. В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. – М. : ИЦ Академия, 2012. – 288 c.
- Брускова И., Чертовская В. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 352 с.
- Харина Е. В., Гайдарь Е. В. Проблемы и перспективы внедрения информационных систем и технологий на предприятии // Научный альманах. 2016. ‑ № 3-1 (17). ‑ С. 310‑315.
Материал поступил в редакцию 12.11.2016
© Гайдарь Е. В., Боровец И. Е., 2016