Меры поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в Российской Федерации
Авторы: Коротких Ю. С.
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 14-18
Объём: 0,30
Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (4), ноябрь
Библиографическое описание: Коротких Ю. С. Меры поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в Российской Федерации // Наука без границ. - 2016. - № 4 (4). - С. 14-18.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в виде государственной программы развития сельского хозяйства, целью которой является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической модернизации товаропроизводителей.
В целях поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры поддержки:
- предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники;
- организация механизма финансовой аренды (лизинга);
- предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной технике с целью снижения ее стоимости для сельхозпроизводителей на 15%;
- субсидирование части затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение техники;
- реализация ведомственных проектов и программ [1].
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015-2020 годы включает в себя подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники».
Одной из целей подпрограммы является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической модернизации производства.
Прогнозируется достижение целевых индикаторов по объемам реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), а также рост рынка сельскохозяйственного коммерческого лизинга к предыдущему году (табл. 1).
Таблица 1
Прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Госпрограммы, основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники»
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
базовый вариант |
оптимальный вариант |
базовый вариант |
оптимальный вариант |
||||
Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями, шт.: тракторы комбайны: зерноуборочные кормоуборочные |
|
11222
937 234 |
1360
830 207 |
1200
702 176 |
1534
900 176 |
1100
593 148 |
1682
1200 148 |
Рост рынка сельскохозяйственного коммерческого лизинга к предыдущему году, % |
- |
- |
138,5 |
- |
124,1 |
- |
109,8 |
Для достижения целевых индикаторов и показателей подпрограммы предусмотрено ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета (табл. 2).
Таблица 2
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета
Мероприятие |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Обновление парка сельскохозяйственной техники, млн р. |
2000 |
1570 |
1900 |
1862 |
1961 |
Развитие рынка лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, млн р. |
- |
- |
- |
1000 |
1000 |
Производители сельскохозяйственной техники в 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (на основании данного постановления субсидии предоставляются производителю в размере 15 % от стоимости сельскохозяйственной техники) реализовали сельскохозяйственным товаропроизводителям 1844 ед. техники, что соответствует 76,9 % прогнозного значения целевого индикатора (572 шт. или 22,9 % в 2013 году), в том числе 191 трактор или 15,6 % (37 шт. или 3 % в 2013 году), 1584 шт. или 169 % (515 шт. или 50,7 % в 2013 году) зерноуборочных, 69 шт. или 29,5 % (20 шт. 7,8 % в 2013 году) кормоуборочных комбайна и 1209 шт. (193 шт. в 2013 году) других видов техники; всего – 3053 шт. (765 шт. в 2013 году). Основной объем реализации сельскохозяйственной техники приходится на Республику Башкортостан, Воронежскую, Орловскую, Саратовскую, Омскую, Тамбовскую Ростовскую области, Краснодарский и Алтайский края. Однако в 18 субъектах Российской Федерации реализация техники по постановлению не осуществлялась (32 региона в 2013 году).
В 2014 году суммарный объем субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники (32 предприятия сельскохозяйственного машиностроения, 23 – в 2013 г.) на возмещение затрат на производство в соответствии с поступившими заявками составил 1570 млн р. (82,6% лимита бюджетных обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2014 году) (430 млн р. или 18,7% в 2013 году). При этом основная доля субсидий приходится на ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» ‑ 1 234 998 млн р., что составляет 65 % лимита бюджетных обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2014 год.
По информации, предоставленной производителями сельскохозяйственной техники, полученные ими субсидии были направлены на инвестиции в основное производство и разработку, освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники.
Неиспользованная сумма субсидий составила 330 млн р., она была направлена на другие цели. Основной причиной недоиспользования запланированных ресурсов по данному направлению является недостаток собственных и заемных источников финансирования у сельскохозяйственных товаропроизводителей для приобретения техники.
В 2014 году с целью совершенствования Правил, в них внесены изменения, предусматривающие расширение перечня сельскохозяйственной техники и порядка расчета цены на текущий финансовый год для модификации сельскохозяйственной техники, полная спецификация и цена на которые были представлены производителем в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 году, а также включена возможность компенсировать затраты при реализации техники через лизинговые компании (постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115 и от 30 июля 2014 г. № 728) [2, 3].
По данным Минсельхоза России, в 2015 году было приобретено 10,5 тыс. основных видов техники, что связано с удорожанием сельскохозяйственной техники и кредитных ресурсов (табл. 3).
Таблица 3
Приобретено новой сельскохозяйственной техники за 2015 год, шт.
|
Тракторы |
Комбайны |
|
зерноуборочные |
кормоуборочные |
||
Российская Федерация, всего |
7112 |
3263 |
575 |
Для того, чтобы остановить выбытие основных видов сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно приобретать минимум 20 тыс. тракторов, 8 тыс. зерно- и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов, а также иметь региональные программы по технической и технологической модернизации.
В 2014 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций, по данным Минсельхоза России, составила 149,1 л.с. на 100 га посевных площадей (167,1 л.с. на 100 га в 2013 году), что связано с выбытием техники со сроком эксплуатации более десяти лет и недостаточными объемами приобретения новой техники [4].
В обновлении парка техники участвовали институты развития: ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк».
Кроме того, в 2014 году в 49 субъектах Российской Федерации действовали региональные программы, предусматривающие компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (в 36 субъектах в 2013 году) с общим объемом финансирования из региональных бюджетов более 8,8 млрд р. (более 4 млрд р. в 2013 году).
Определен перечень отдельных технологических операций, которые должен выполнять производитель сельхозтехники на территории России. При этом предусмотрено, что в отношении сельскохозяйственной техники, разработанной в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному контракту, заключенному с Минпромторгом России, этот перечень не применяется.
Требование Правил признается исполненным, если при производстве сельхозтехники отдельная технологическая операция, указанная в Правилах, была произведена на территории России, а ее результаты были использованы при выполнении других технологических операций на территории другого государства – члена ЕАЭС. Принятые решения будут способствовать повышению доступности приобретения сельхозтехники и увеличению объема поставок этой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям [5].
Список литературы:
- Кузьмин В. Н. Разработка программ технического оснащения сельского хозяйства // Техника и оборуд. для села. – 2013. ‑ № 1 – С. 2‑7.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2014. ‑ № 8. – Ст. 812.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 728 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2014. ‑ № 31. – Ст. 4501.
- Чутчева Ю. В. Направления повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина. – 2009. ‑ № 8-1. – С. 13‑15.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. № 550 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2015. ‑ № 24. – Ст. 3471.
Материал поступил в редакцию 21.11.2016
© Коротких Ю. С., 2016