Эфиопы и Колхида . Аргонавты и Троянская Война. Прародина Древней Греции и Кавказ.
Авторы: Соловьев Сергей Юрьевич
.Рубрика: Исторические науки
Страницы: 152-158
Объём: 0,45
Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017
Библиографическое описание: Соловьев С. Ю. Эфиопы и Колхида . Аргонавты и Троянская Война. Прародина Древней Греции и Кавказ // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 152-158.
DOI 10.18411/nbg-005
Аннотация: Рассмотрена история племен Абхазии, эфиопы в Абхазии, возможная прародина Древней Греции, а также связь племен Кавказа с эллинскими племенами в бронзовом веке. Миграция данайских племен. А также взаимосвязь и тождество между племенами гиксосов и нартов. Гелоны (Илоны) на Кавказе.
Один из драматических моментов Троянской войны. На помощь троянцам приходят эфиопы с царем Мемноном во главе. Вместе с войском эфиопов он прибыл на помощь троянцам, храбро сражался, победил в схватке Антилоха, сына Нестора, но был убит Ахиллом. По предсказанию Калхаса (Калханта) это было одно из условий взятия Трои ахейцами.
Кто же был этот Мемнон? В мифологии Греции Мемнон – сын Эос, богини зари. Эпос обращает внимание именно на это, мифологическое начало вполне исторической фигуры эфиопского царя.
В особенности в связи с легендой о том, что Эос выпросила у Зевса бессмертие для своего сына. По другой версии, Эос плачет над своим сыном, и ее слезы – это утренняя роса. А бессмертными стали его сестры – Мемнониды, которые превращены в птиц, обязанных каждое утро сражаться над могилой брата и проливать на нее свою кровь (или слезы).
Вариант предания говорит, что в птиц превращены его воины. Все это – мифологические украшения. А земное родство Мемнона поясняет его прибытие на помощь троянцам: он был племянником Приама, сыном его брата Титона.
В фигуре и судьбе Мемнона присутствуют черты героев «Илиады»: как у Ахилла, у него доспехи, выкованы Гефестом (то есть, особо прочные по тем временам бронзовые), его судьба подобна судьбе Гектора.
Эфиопы у Гомера – это физически совершенные люди. Как впрочем, и все остальные, кого описывает Гомер [1, с. 423]. Гомер также говорит, что Зевс часто посещает эфиопов.
«Зевс Громовержец вчера к отдаленным водам Океана
С сонмом бессмертных на пир к эфиопам отшел непорочным.» [1, 423 сл.].
Если уж он дает кому-то эпитет, то он превозносит их совершенство. В «Одиссее» Мемнон описывается как самый красивый человек. Это упоминание вскользь: Гомер говорит об убитом Еврипиле: «Я не видел никого красивее после божественного Мемнона».
Рассказ Геродота о нубийцах (эфиопах) в Колхиде.
Имя Колхида зафиксировано современными исследователями в трудах древнегреческих авторов Пиндара и Эсхила лишь в V и VI веке до н. э. Также описание Колхиды встречается у отца древнегреческой истории – Геродота, и у Страбона и Ксенофонта.
Но сначала предлагаю ознакомиться с любопытной информацией, которую донёс до нас отец истории Геродот [2, с. 103].
103. …Так Сесострис (Сенусерт III, XII династия) прошёл по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев… Отсюда Сесострис повернул назад к югу, и когда подошёл к реке Фасису (р. Риони, Абхазия), то оставил там часть своего войска. Я не могу сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов, или же они самовольно поселились на реке Фасисе.
104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне. … Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать об этом родстве, как в Колхиде, так в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что колхи ведут своё происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришёл к такому же выводу, потому что они тёмнокожие, с курчавыми волосами… Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы … остальные переняли этот обычай у египтян.
Геродот сообщил правду. Как же попали эфиопы на Кавказ и стали колхами? Об этом говорят абхазские мифы и Геродот, дополняя друг друга.
«Нарты, все сто братьев, оседлали однажды своих скакунов – аращи – и двинулись в путь-дорогу, как всегда, славу добывать. Едут, едут они, где ночь застанет, там и ночлег. Утром седлают коней и в путь-дорогу. Так они путешествовали полтора года. И однажды к вечеру остановились под тенистыми ветвями большого развесистого дерева, посреди широкого поля, спрыгнули с коней, выпустили их попастись. Сами расстелили бурки в тени дерева и уселись. Младшие разожгли костер и начали готовить пищу. От костра дым взметнулся к небу, и заметили этот дым люди, обитавшие на расстоянии полдневного пути от того места, где отдыхали нарты. Это были чернокожие люди – негры. Они все были такие черные, что отважный джигит и тот испугался бы, увидев их. Снарядили черные люди воинов и наказали им разузнать, что это за дым. Вернулись из разведки чернолицые воины, поведали старейшинам обо всем.
Собрались чернолицые мужчины и женщины, старые и молодые, посоветовались и решили достойно встретить незваных гостей – биться, пока живы. И начали строить укрепления с той стороны, откуда идут белокожие богатыри.
На другое утро нарты, как обычно, отправились в путь и очень обрадовались, когда в полдень увидели чернолицых. Но вскоре нарты заметили, что черные люди собираются встретить их копьями и стрелами. Тогда нарты, не любившие кровопролития, отобрали нескольких своих воинов и послали их без оружия, чтобы те, чернокожие, убедились, что идут к ним не враги, а друзья. Но чернолицые пустили в них стрелы, ранили двух нартов, и пришлось воинам вернуться. Посовещались нарты и опять отправили своих безоружных посланцев. Но случилось то же, что и поначалу. Тогда все сто нартов сели на своих огнеподобных коней-аращи и бросились на чернолицых, как разъяренные зубры, разрушили стены укрепления, многих потоптали копытами своих коней, отчаянных храбрецов сбивали с ног ударом кнута, а шашки пока нарты в ход не пускали.
Поняли чернолицые, с кем дело имеют и что нарты невинным зла не причиняют, попросили мира и помирились. Задали чернолицые большой пир. Нарты ровно один месяц прожили у чернолицых. А когда возвращались обратно к себе на родину, чернолицые подарили им много скота, и сто лучших чернолицых джигитов отправились с ними, чтобы посмотреть, как живут знаменитые нарты, и погостить у них.
Вернулись в Апсны (Абхазию) сто братьев нартов, с ними сто чернолицых из далекой земли. Очень понравилась чернолицым Апсны, и, когда через месяц настал срок расставанья, половина гостей вернулась к себе на родину, а другая половина гостей навсегда осталась в здешних краях» [3, с. 41].
Сегодня на территории Абхазии (Колхиды) в сёлах Адзюбжа, Меркул, Челоу, Тхин, Ачандар всё ещё проживают чёрнокожие потомки египетских воинов [4, с. 55].
Впервые гениохи были упомянуты в VIII веке до н. э. в урартских клинописных надписях. В VI веке до н. э. о них писал Скилак Кариандский в книге «Перипл обитаемого моря» [5, с. 240].
После Бат Артемидор называет побережье керкетов (где есть корабельные стоянки и селения) длиной почти в 850 стадий, затем побережье ахейцев – 500 стадий, потом берег гениохов – 1000 стадий, далее Большой Питиунт – длиной 360 стадий вплоть до Диоскуриады.
К IV веку н. э. относится одно из последних упоминаний гениохов, которое сделал Руф Фест Авиен, в перипле «Описание земного круга», где он писал [6, с. 324-325]:
«Вблизи живёт племя керкетское и род торетов. Затем ахейцы от берегов Ксанта и от идейского Симоента перевезли своих ларов в обуреваемые ветрами каменистые долины. Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта.
Вблизи живут деятельные колхи: эти изгнанники из плодоносного Египта засевают крутизны высокой скалы».
Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» развил теорию о переселении предков абхазов наряду с предками колхов из Египта и Абиссинии.
Гулиа сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада – Багада, Гумма – Гумма, Табакур – Дабакур и т. д.
Древнейшие греки знали предание и о «пеласгийском» происхождении некоторых племен Кавказского Причерноморья – гениохов и зигов («...гениохи и зигии, чада земли пеласгийской...», «...гениохи и зигии племя очень дикое, происходящее, по преданию, от пеласгов» и др.) [5, с. 251].
Как указывают античные писатели, колхи в их время живут рядом с племенами, считающиеся родственными эллинским племенам [7, с. 10]. При описании «страны будинов» Геродот упоминает единственный в Скифии город [2, с. 108]:
«Будины – племя большое и многочисленное; все они светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города Гелон. Длина стены с каждой стороны – 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные и храмы.
Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами.
И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности – это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском».
Но, писалось Гелоны, а читалось Элоны (Илоны), как в слове Елена-Helen, в греческом первое H(Г) было редуцировано. В старорусском писали и произносили Омир, а не Гомер. Общее самоназвание «Аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора.
Более старой формой является «Аллан», который, в результате закономерного перехода «а» в «о», перешёл в «Аллон». Таифалы, тайфалы (лат. Taifali, Thaifali, Taiphali) – германское племя, входившее в состав восточной готской группы, к III веку поселившееся в Северном Причерноморье, откуда во второй половине IV в. было вытеснено. Этноним «туал», «туалæттӕ» или «твал», распространенный среди осетин Наро-Мамисонской котловины, встречается у Плиния в виде «Valli».
Напомним только, что Главная восточная ветвь называет только себя иронами (ирон лаг) и не дает этого имени ни западным осетинам – дигорцам, ни южным – туальцам. Так что можно говорить о тождестве туальцев и тайфалов.
О возможном тождестве Гелонов (Элонов) и Алан-осетин говорит знаменитый некрополь в Даргавсе. Захоронения представляют собой групповое труположение в склепах с инвентарем без ингумации. В некоторых склепах встречаются даже лодки.
Склепы напоминают ахейские толосы по форме, они не похожи по архитектуре на парсские Башни Смерти. Если принять во внимание указание античных авторов, что племена родственные эллинам жили на побережье Кавказа в районе современной Абхазии, то, очевидно, часть из них была вытеснена в горы.
Так что Геродот показывает и прародину эллинов, что они пришли с предгорий Кавказа. Мы знаем, что скифы походов в Египет не совершали, так что нартов можно отождествить лишь с гиксосами, учитывая крайнюю древность мифов о нартах.
Таким образом, уже не кажется невероятным и сказочным упоминание в «Илиаде» эфиопов, пришедших на помощь Трое. И абхазские мифы, и свидетельство Геродота подтверждают друг друга. Многим было непонятно, как на такое громадное расстояние пришли воины на помощь из Африки в Малую Азию?
А с территории современной Абхазии путь к Геллеспонту уже не кажется таким невозможно далеким. Но контакты колхов-эфиопов и греков-ахейцев были и ранее. Приведу самый знаменитый из них – это поход аргонавтов.
Аргона́вты (др.-греч. Ἀργοναύται, от Αργώ – название корабля и ναύτης – мореплаватель) – в древнегреческой мифологии участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго».
По сюжету легенды, корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.
Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры – Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит (Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Эхиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.
У Аполлодора приводится перечень 45 аргонавтов. Согласно Диодору, который не дает перечня, всего их было 54. По Феокриту, их было 60, по ряду других авторов, всего 50. Так как списки противоречат друг другу, в различных перечнях встречается более девяноста имён героев.
Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию из Колхиды, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея (по-гречески «правительница»), дочь колхидского царя Ээта, которую Ясон потом взял в жёны.
По Гесиоду, они проплыли по Фасису до океана, затем прибыли в Ливию. Ведь как не плыви по Черному морю и Геллеспонту, в Ливию не попадешь... И именно в Африке, Ливии, случился этот эпизод, когда герои тащили «Арго» через пески.
И тут становится многое ясно. Существовал не один миф о плавании к эфиопам. Один в Кавказскую Колхиду, другой, во времена господства гиксосов в Египте – с побережья Красного моря в Эфиопию, а там, возможно в пересказе о знаменитом путешествии Диониса в Индию, и в Индию. И получается, что данайцы были частью гиксосов. Впрочем, об этом говорит и миф о Данае и Египте.
Персе́й (др.-греч. Περσεύς) – герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды из Эфиопии. Упомянут в «Илиаде» (XIV 320). Перевод с греческого «Андромеда» – повелительница мужчин (андрос + медос), или просто правительница. Медея – просто правительница.
Пифия дает Алкиду имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»), под которым он и будет известен впредь. «Алкид» – потомок Алкея (Алкей – это отец Амфитриона, отчима Геракла). Также Алкид до перемены имени был известен как Палемон. Геракл родился в Фивах. Но в каких Фивах? Не в египетских ли? Он убивает фараона Бусириса, ищет яблоки Гесперид в Ливии. Откуда греки могли знать в глубокой древности о Ливии? Имя Палемон напоминает египетское.
Итак, что мы видим? Очевидно, что можно сопоставить эпос абхазов, рассказы Геродота, греческие мифы о Данае и Египте (это были два брата, но Данай убежал от Египта в Пелопонес), и можно утверждать, что нарты и гиксосы – тождественны. И они участвовали с данайцами в завоевании Египта, и были в союзе с эфиопами. Вспомним прорицателя времен Троянской войны – Калхаса (Калханта). В переводе с греческого имя означает «Колхидец».
То есть, он так же был эфиопом. О союзе между эфиопами и гиксосами говорят и египетские источники. На фото имеется реконструированный облик шести микенцев 16 в. до н. э. из шахтных могил. Два из них очень напоминают по облику негроидный тип.
В 1927 году заинтересовавшийся проблемой Максим Горький вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанба посетил село Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки и сравнения полученных сведений с доступной ему литературой он счёл эфиопскую версию происхождения абхазских негров похожей на достоверную [8, с. 201].
Таким образом, видны контакты племен северного Кавказа с Элладой, и то, что не напрасно в мифах Древней Греции упоминается Кавказ (Миф о Прометее, Мифы о Аргонавтах). Многие древнегреческие писатели считали Кавказский регион прародиной Эллады. И еще в 4 веке нашей эры на Кавказе обитало несколько племен, родственных эллинам.
И, очевидно по этой причине колонизация древними греками берегов Причерноморья проходила сравнительно мирно, и было создано государство, сочетающее как греческую культуру, так и культуры местных народов – Боспорское Царство.
Список литературы
- Гомер. Илиада. Одиссея. – М. : Эксмо, 2004. – 894 с.
- Геродот. История. В девяти книгах. Книга II. Евтерпа / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: АСТ «Ладомир», 2001. – 599 с.
- Инал-Апа Ш. Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. – Сухуми: Алашара, 1976. – 41 с.
- Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. // Подготовка текста Ш. Д. Инал-ипа, К. С. Шакрыл, Б. В. Шинкуба. Вступительная статья Ш. Д. Инал-ипа. Перевод с абхазского Г. Гулия (проза), В. Солоухина (стихи). – Сухуми: «Алашара». 1988. – 55 с.
- Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. – М. : ВДИ, 1947. № 1. – с. 240–251.
- Авиен. Античная география. – М., 1953.
- Писаревский Н. П. Данайцы, гиксосы и «исконные эллины» города Гелона в стране будинов. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2008.
- Blakely A. Russia and the Negro: Blacks in Russian History and Thought – Howard University Press. – 1989. – P. 201. – ISBN 978-0-88258-175-0.
Материал поступил в редакцию 03.04.2017
© Соловьев С. Ю., 2017