«Эра-глонасс» и «чёрные ящики» в автомобилях. Далёкое будущее или сегодняшняя реальность.

Наука без границ - «Эра-глонасс» и «чёрные ящики» в автомобилях. Далёкое будущее или сегодняшняя реальность.

Авторы: Степченков Александр Викторович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 20-23

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Степченков А. В. «Эра-глонасс» и «чёрные ящики» в автомобилях. Далёкое будущее или сегодняшняя реальность // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - 20-23.

Аннотация: Данная статья касается изменений в законодательстве Российской Федерации. Рассмотрена работа спутниковых навигационных систем в проекте «ЭРА-ГЛОНАСС». Показаны примеры зарубежных партнеров и внутренние возможности для повышения безопасности на дорогах.

Каждый год Правительство Российской Федерации, на законодательном уровне старается предпринять шаги к улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры страны, повысить безопасность дорожного движения и тем самым снизить уровень аварийности и сократить количество пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.

Так 2017 год стал важным этапом в осуществлении Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (ПП РФ от 3 октября 2013г. № 864) [1].

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M и N, транспортные средства категорий M2, M3, N2, N3, оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб [2].

«Устройство вызова экстренных оперативных служб» – устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи [2].

Система Эра-Глонасс

Рис.1. Принцип работы системы «ЭРА – ГЛОНАСС» 

Категория M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров [2].

Категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси [2].

А также, в соответствии с «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2006 г. №496/192/134, с 1 января 2017 года внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе «Особые отметки» является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств. Это требование распространяется на транспортные средства, оснащенные устройством вызова экстренных оперативных служб, информация о котором содержится в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства [3].

Таким образом, все отечественные автомобили 2017 года выпуска (и последующих лет) и иномарки, ввозимые в Россию и сошедшие с конвейера начиная с января 2017 года, должны быть оборудованы устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация об этом содержится в свидетельстве о безопасности ТС. Номер устройства вносится в ПТС в раздел «Особые отметки».

Что касается «чёрных ящиков», то впервые вопрос об установки бортовых самописцев был поднят ещё в 2012 году. Министерство транспорта обратилось к правительству с просьбой проработать возможность пошагового внедрения «черных ящиков» в бортовую систему машин «к 2015-2016 году». В связи с нестабильностью экономической ситуации в стране этот вопрос был отложен. Сотрудники министерства, занимающиеся данным вопросом, признавали, что реализацию данного проекта сдерживали не только экономические факторы, но и отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования самописцев и право доступа к информации, которая сохранялась в устройствах.

В ноябре 2016 года было озвучено предложение о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ) [4].

Если посмотреть на заграничных партнёров, то в США почти во всех новых автомобилях используется система EDR (Event Data Recorder) [4]. Это электронный чип, который ведёт непрерывную запись данных получаемых с датчиков. А именно: датчиков ускорения, двигателя, положения педали акселератора и других систем автомобиля. В случае ДТП отдельно сохраняются данные за пять секунд до удара и одну секунду после. И впоследствии получив данную информацию можно детально восстановить картину произошедшего: с какой скоростью двигался автомобиль, когда сработали подушки безопасности, принимались ли меры по уходу от столкновения.

С юридической точки зрения главный вопрос остаётся в затрагивании прав и свобод граждан РФ. В США получить данные с самописцев возможно только при согласии владельца транспортного средства. А на совещании, посвященном Единой государственной среде передачи навигационной информации (далее – ЕГСНИ), предполагалось использовать данную систему и для привлечения водителей к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Поэтому можно сделать вывод, что в нашем случае о разрешении вопрос, скорее всего, стоять не будет.

Ещё один, наиболее вероятный вариант использование системы ЕГСНИ, это то, что страховые компании будут использовать данные о манере езды на конкретном автомобиле, то есть вероятность попадания транспортного средства в ДТП. И, исходя из полученных данных, будут варьировать цены на страховые полюса ОСАГО. Тут вопрос спорный, так как одним водителям, которые ездит аккуратно это может быть очень выгодно. А водителям с агрессивной манерой езды совсем не захочется переплачивать за страховой полис, ведь их манера поведения на дорогах не гарантирует попадание в ДТП или вину в данном происшествии.

Очень важный вопрос в защищённости данной системы, так как информация о маршруте движения определённых лиц может быть интересна мошенникам, с целью использования в личной выгоде или же против владельцев авто.

Наиболее целесообразно было бы устанавливать «чёрные ящики» на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов. Так как ДТП с их участием влекут очень тяжелые последствия. Также установка данного оборудования на общественный транспорт и такси имела бы значимую роль для безопасности перевозок и их качества. А заставлять водителей, на законодательном уровне, приобретать самописцы в личный автотранспорт пока не целесообразно.

На данном этапе система ЕГСНИ и оборудование автомобильных самописцев проходят только стадии обсуждения. Но проект «ЭРА – ГЛОНАСС» развивается и, в недалёком будущем, именно на нём будет базироваться данная система.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70467076/paragraph/1:1.
  2. Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» (с изменениями на 11.07.2016) / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/.
  3. Приказ от 23 июня 2005 года №496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (с изменениями на 11.11.2015) / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12141327/paragraph/23220:6.
  4. С 2017 года ЭРА-ГЛОНАСС на каждом новом автомобиле. Что же это за система? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.drive2.ru/b/2744779/. 

Материал поступил в редакцию 31.03.2017
© Степченков А. В., 2017