Организация работы студенческого научного общества в Иркутском областном колледже культуры

Наука без границ - Организация работы студенческого научного общества в Иркутском областном колледже культуры

Авторы: Рыкова Оксана Николаевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 124-129

Объём: 0,36

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Рыкова О. Н. Организация работы студенческого научного общества в Иркутском областном колледже культуры // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 124-129.

Аннотация: В статье рассмотрены различные формы организации деятельности Студенческого научного общества, такие как олимпиады, научно-практические конференции, выставки научного творчества студентов, написание научных статей, заседания и другие. Выявлены наиболее эффективные из них и даны рекомендации при составлении плана работы Студенческого научного общества.

Учебно-исследовательская деятельность студентов является одной из основных составляющих учебного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов в области культуры. Учебно-исследовательская деятельность студентов ГБПОУ «Иркутский областной колледж культуры» в период обучения в основном заключается в написании рефератов, курсовых и выпускной квалификационной работы. Перечисленные виды работы являются обязательными для всех студентов. Важным средством формирования готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности является исследовательская работа, осуществляемая в Студенческом научном обществе (далее – СНО), деятельность которого основывается на добровольной основе и во внеурочное время.

Необходимость работы СНО в колледже объясняется и тем, что СНО выполняет развивающие функции. Эффективные результаты профессионального образования студентов могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и СНО [1; с. 42]. В образовательном направлении СНО выполняет ряд задач: совершенствует организацию научно-исследовательской деятельности студентов, формирует мотивацию к исследовательской работе, ведет пропаганду и популяризацию научной и общественной деятельности в среде студентов, привлекает студентов к участию в студенческих научно-практических конференциях.

В СНО колледжа поддерживаются принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, такие как недопустимость дискриминации, гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [2].

Самая главная проблема, которая стоит перед руководителем СНО – это привлечь студентов к внеурочной деятельности, ведь основная деятельность СНО базируется на добровольной основе. Очевидно такое утверждение, что охват студентов СНО не включает всех студентов колледжа, и как показывает практика – меньше половины обучающихся. В силу этого, успешность в привлечении студентов к внеурочной деятельности будет зависеть в первую очередь в заинтересованности студентов. Таким образом, главным параметром в успешной учебно-исследовательской деятельности студентов будет мотивация студентов.

Организацию учебно-исследовательской деятельности студентов надо начинать с примерного планирования, которое необходимо обсуждать совместно со студентами. Из опыта планирования СНО и Философского клуба за 2013-2017 учебные годы, можно отметить следующие важные нюансы:

1. Не следует доверять абсолютно самостоятельное планирование СНО студентам. Опыт показывает, что часто студенты сами не понимают того, чего они хотят, либо план может быть слишком нереалистичным. Основным контингентом СНО являются первокурсники, чуть меньше второкурсники и далее по убыванию, поэтому необходимо учитывать возрастные особенности студентов, где часто приходится сталкиваться с подростковым максимализмом.

2. Не следует составлять планирование СНО без учета интересов студентов, перед концом учебного года желательно организовывать заключительное заседание СНО, проводить опросы о достоинствах и недостатках организации СНО, предложить студентам варианты планирования организации мероприятий СНО на будущий год.

3. Перед составлением плана мероприятий СНО необходимо иметь ввиду важные юбилейные даты наступающего учебного года, соотносить собственный план с планом развития колледжа, а также с планом воспитательной работы колледжа, по необходимости добавить в него свои мероприятия, поставив в известность заместителя директора по воспитательной работе;

4. План мероприятий СНО необходимо утверждать у администрации колледжа;

5. С планом мероприятий СНО необходимо ознакомить по возможности не только студентов, но и преподавателей колледжа, привлечение других преподавателей в учебно-исследовательскую деятельность студентов будет способствовать вовлечению и других студентов в СНО. Необходимо, чтобы план или программа мероприятий СНО была доступна для обучающихся и преподавателей колледжа. Для этого можно использовать сайт колледжа, виртуальный кабинет, информационный стенд и т. п.

Первое заседание СНО рекомендуется провести в сентябре и основной задачей должно быть формирование актива Студенческого научного общества и Философского клуба. На первом мероприятии рекомендуется рассказать о целях и задачах СНО, познакомить присутствующих друг с другом. Успешность и привлекательность организации будет зависеть от степени включенности студентов в процесс общения, для этого необходимо руководителю заранее подготовить план мероприятия, в котором должен содержаться деятельностный подход, чтобы студенты максимально могли себя проявить. Можно показать студентам фильм (короткометражный), таким образом, появится общая тема для обсуждения, затем можно провести тренинг на знакомство и в конце поблагодарить всех за работу. Мероприятия СНО не следует проводить слишком часто или слишком редко, не менее 1 раза и не более 4 раз в месяц. Если проводить слишком часто, то мероприятия СНО станут слишком обыденными для студентов, а если слишком редко – не будет прослеживаться системность организации.

К формам организации СНО относятся: олимпиады, научно-практические конференции, выставка научного творчества студентов, написание научных статей, заседания. Особенностью СНО колледжа культуры является то, что у него есть структурное подразделение – Философский клуб, деятельность которого регламентируется отдельным положением. Целью Философского клуба колледжа является создание условий для интеллектуального и коммуникативного развития студентов. Формы работы Философского клуба: мероприятия ознакомительного характера (экскурсии), проведение интеллектуальных игр, дебаты, конкурсы, круглые столы, приглашение специалистов из разных областей знаний, викторины и т. д. Из опыта работы можно выделить самые успешные организации СНО:

1) Научно-практические конференции решают задачи по вовлечению студентов в учебно-исследовательскую деятельность; развитию их познавательной деятельности, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы; совершенствованию научно-методической работы педагогического коллектива колледжа. Традиционными темами конференций стали: «Актуальные проблемы организации и содержания социально-культурного образования», «Организационно-содержательные аспекты социально-культурного образования». В колледже проводятся тематические научно-практические конференции, к примеру «Диалог культур: Греция-Россия», «Диалог культур: Россия-Индия».

2) Конкурс «Кинокритик» на фильм. Конкурс «Кинокритик» является одной из форм деятельности «Философского клуба», обеспечивающей коммуникацию студентов и преподавателей, направленной на развитие общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности студентов. Конкурс предусматривает выступления участников в виде защиты рецензии. В рецензии должна быть рассмотрено идейно-тематическое содержание фильма, художественно-образное решение фильма, позиция режиссера и собственная оценка фильма. Представлен план рецензии: заголовок, введение, краткий сюжет, анализ фильма, собственное впечатление о фильме и заключение.

3) Конкурсы «Лучший национальный костюм». Проведенный конкурс «Лучший национальный костюм» позволил студентам самостоятельно освоить не только теоретический материал (название представляемого этноса, самого костюма, некоторых этнических элементов одежды), но и практический. Помимо показа и защиты самого костюма студенту было необходимо выучить песню или этнические танцевальные движения. В этом мероприятии студенты смогли найти практическое применение знаний, умений и навыков, полученных на дисциплине «Основы Этнографии».

4) Конкурс «История музыки в лицах». Проведенный конкурс позволил студентам углубить теоретические знания по «Музыкальной литературе» и «Истории мировой культуры», так как участники обязаны были подготовить презентацию композитора и сыграть одно из его произведений на фортепиано. Перед самим конкурсом шла месячная подготовка участников, и распределение композиторов и музыкальных произведений. В день проведения самого конкурса было необходимо выстроить выступление участников по хронологии.

5) Экскурсия по городу Иркутску (Иркутск – город мировых религий) для студентов 1 и 2 курсов. На мероприятии студенты знакомятся с основными религиями мира, храмами Иркутска. Работа направлена на углубление знаний в таких дисциплинах как «История», «История отечественной культуры», «Мировая художественная культура» и «История мировой культуры». Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

6) Интеллектуальная игра «Лангедок». Лангедок – разновидность ролевой игры, количество участников ограничивается 5…20 участниками, игра проходит в закрытом помещении. Основная деятельность персонажей в игре направлена на выполнение своих целей. Кабинетные ролевые игры могут создаваться по существующим историческим событиям и произведениям. Также они могут быть полностью вымышлены фантазией Мастера.

7) Приглашение специалистов, практикантов из вузов из разных областей знаний для проведения открытых мероприятий в форме лектория или семинара. Особый интерес у студентов вызвала тема «Манипуляция», проводимая студентами-практикантами Иркутского государственного университета. На занятии было рассказано об основных видах манипуляций, позже были показаны видеоролики из фильмов, мультфильмов, рекламы, где студентам нужно было отгадать, где был задействован тот или иной метод. Далее практикантки разделили студентов на несколько групп и раздали листки с тем или иным видом манипуляции, после чего им было дано задание разыграть ситуацию, в ходе которой можно было бы определить какой вид манипуляции показывается. Завершающим этапом были рекомендации для студентов «Как не стать жертвой манипуляции».

8) Круглый стол. Форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Время проведения круглого стола не должно превышать двух часов. Порядок и время выступления необходимо обговорить с участниками заранее; вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам. Роль ведущего в проведении круглого стола заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Темы проведенных круглых столов: «Сохранение и развитие культуры в российской деревне», «Люди, которые изменят будущее».

9) Дебаты. Интеллектуальный поединок, суть которого заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики. В конце дебатов судья, принимает решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, чьи аргументы и способ доказательства были более убедительными. Темы дебатов: «Реформы Петра I: за и против», «Норманская и антинорманская теории».

10) Викторина. Ценность викторин с ответами состоит в том, что они расширяют кругозор, помогают выявить уровень знаний, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки.

11) Выставка научных работ в библиотеке. По итогам деятельности СНО, был выпущен сборник студенческих работ, после каждой конференции в библиотеке оформляется специальное место, где представляются студенческие работы. Лучшие статьи студентов могут быть представлены на сайте колледжа.

Таким образом, в ходе работы СНО за 2013-2017 учебные годы были созданы условия для творческой самореализации личности. Необходимо отметить, что часы, отводимые на деятельность СНО, использовались по желанию студентов и были направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Описанные в статье формы организации СНО могут быть использованы кураторами студенческих групп, руководителями школьных классов, а также для дальнейшего исследования. На сайте Иркутского областного колледжа культуры в разделе НМЦ публикуются основные проходимые в колледже события, связанные с деятельностью СНО.

Список литературы

  1. Гоголева И. И. Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа // Молодой ученый. – 2014. – № 11.1. – С. 41–43.
  2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2013 г.]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

Материал поступил в редакцию 27.04.2017
© Рыкова О. Н., 2017