Анализ и эффективность системы обучения персонала организации на примере ООО «Крым Магистраль Строй»
Авторы: Димитриева Снежана Дмитриевна, Исмаилова Алие Таировна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 12-16
Объём: 0,29
Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (10), май 2017
Библиографическое описание: Димитриева С. Д., Исмаилова А. Т. Анализ и эффективность системы обучения персонала организации на примере ООО «Крым Магистраль Строй» // Наука без границ. - 2017. - № 5 (10). - С. 12-16.
Аннотация: Раскрыта сущность процесса обучения и его эффективность, проведен анализ показателей системы обучения персонала в ООО «Крым Магистраль Строй», выделены основные методы обучения на предприятии. Выявлена потребность в обучении персонала организации, проведена оценка эффективности.
В современных условиях хозяйствования разработка стратегии организации имеет первостепенное значение для работодателей. Сопутствующим элементом стратегии организации является кадровая стратегия как основная программа работы с персоналом. Одним из главных элементов кадровых технологий по работе с персоналом является обучение и развитие персонала. В настоящее время современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Система обучения и развития персонала включает проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить полезный вклад в деятельность организации. Для того чтобы определить насколько влияет и значима система обучения работников для организации, необходимо проводить анализ и оценивать эффективность процесса обучения.
Вопросам обучения персонала посвящены труды следующих ученых: В. Р. Веснина [1], А. Я. Кибанова [2], В. М. Масловой [3]. В них отражены основные понятия, виды, методы и формы обучения персонала, показатели эффективности системы обучения персонала. Однако актуальным остается вопрос определения методики оценки эффективности процесса обучения персонала в современных условиях хозяйствования.
Обучение персонала – совокупность мероприятий, осуществляемых администрацией учреждения или предприятия в целях повышения эффективности труда его работников. Обучение сориентировано на углубление понимания персонала своих задач, на обогащение компетентности в сфере профессиональных обязанностей, на расширение осведомленности в вопросах права, экономики, социальных отношений.
Для эффективной работы сотрудников в условиях постоянных инновационных изменений необходимо обеспечить опережающий эффект профессионального обучения в организации. Работник, прошедший обучение, должен получить результат – квалификацию, которая позволит ему выполнять должностные обязанности в краткосрочной перспективе. Также работник получает багаж знаний, необходимый для самообразования, с целью повышения собственной квалификации, для того, чтобы последняя была актуальной в среднесрочной перспективе.
Оценка экономической эффективности системы обучения и развития персонала включает в себя соотношение денежных затрат на развитие и практических результатов деятельности работников.
По результатам анализа системы обучения в ООО «Крым Магистраль Строй» сделаны следующие выводы: на обучение могут отправить только административно-управленческий аппарат и ИТР (инженерно-технические работники), а водителей, механизаторов и дорожных рабочих организация принимает на работу уже с необходимым опытом работы и должным уровнем разряда и специализации. Это связано с тем, что организация фактически занимается производственной деятельностью всего лишь 2 года. Что касается внешнего обучения, то на этот период оно было организовано для административно-управленческого персонала (табл. 1).
Таблица 1
Категории сотрудников, прошедших обучение в ООО «Крым Магистраль Строй»
№ п/п |
Должность |
Цель обучения |
2015 год |
2016 год |
||
Срок обучения, акад. ч |
Стоимость, р. |
Срок обучения, акад. ч |
Стоимость, р. |
|||
1 |
Начальник отдела кадров |
Обучение программе «1С Предприятие: зарплата и управление персоналом» |
32 |
6 600 |
- |
- |
2 |
Сметчик (1 человек) |
Обучение по программе «Программный комплекс «Гранд- Смета» |
20 |
12 700 |
20 |
12 700 |
3 |
Бухгалтер |
Обучение программе «1С Бухгалтерия» |
10 |
3 500 |
- |
- |
Как видно, обучение прошли только 3 категории сотрудников: начальник отдела кадров, сметчик и бухгалтер. Целью обучения для всех стало изучение программного обеспечения для более эффективного выполнения своих должностных обязанностей. Внешнее обучение заключалось в прохождении курсов в специальных центрах, где непосредственно эти программные обеспечения закупаются организациями.
Показатели эффективности обучения в ООО «Крым Магистраль Строй» в 2015-2016 годах имеют очень маленькие значения (табл. 2), поскольку развитие кадров охватывало только административно-управленческих работников и ИТР и только несколько человек. Доля работников, прошедших обучение составило только 3 %, а затраты на обучение 1 работника – 232 рубля. Это все говорит о том, что на данном этапе организация уделяет недостаточно внимания обучению своих сотрудников и теряет свой персонал (доля уволенных по собственному желанию составляет 30 %).
Таблица 2
Показатели эффективности обучения персонала ООО «Крым Магистраль Строй» в 2015-2016 годах
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение |
1 |
Доля работников, охваченных системой обучения в среднесписочной численности работающих, % |
2,6 |
2 |
Фактор затрат на обучение, р. |
8 875 |
3 |
Затраты на обучение в расчете на одного работника, р. |
232 |
4 |
Доля затрат на обучение к фонду оплаты труда, % |
0,08 |
5 |
Образовательная емкость (отношение суммы расходов на обучение к чистой прибыли), % |
0,11 |
6 |
Увольнения по собственному желанию как процент от общего числа работников, % |
31 |
7 |
Затраты на обучение в час, р. |
573 |
Что касается внутрифирменного обучения, то в компании ежегодно в начале года проводится программа по обучению ИТР, где каждый из начальников проводит семинары по теоретическому курсу своего направления деятельности, а затем выдаются на решение тесты подчиненным для закрепления полученных знаний. Темы обучающих семинаров: организация строительства; подготовка к строительству; земляные работы; искусственные сооружения; водопровод; георешетки; холодный ресайклинг; устройство асфальтобетонного покрытия; выпуск асфальтобетона; лабораторный контроль; снабжение на объекте; организация охраны труда.
Наставничество имеет самый низкий показатель удельного веса в методах обучения на предприятии, в то время как производственный инструктаж занимает 50 %. Сфера строительства дорог является очень сложной и дорогой, несмотря на то, что основную работу выполняет низкоквалифицированная рабочая сила (табл. 3).
Таблица 3
Виды обучения, используемые в ООО «Крым Магистраль Строй» в 2015-2016 годах
№ п/п |
Метод обучения |
Доля, % |
Описание |
1 |
Лекции |
10 |
Работникам предоставляется целостная теоретическая информация. |
2 |
Семинары |
20 |
Дискуссия, совместное решение проблем, обмен опытом, получение ответов на насущные вопросы. |
3 |
Наставничество |
5 |
Получение рабочих навыков без отрыва от трудового процесса, быстрая адаптация молодых сотрудников к новым условиям труда. |
4 |
Рабочие ротации |
15 |
Позволяет работникам изучать и выполнять смежные должностные обязанности, основа для формирования кадрового резерва. |
5 |
Демонстрация (производственный инструктаж) |
50 |
Позволяет объяснить сущность выполняемой работы и наглядное ее выполнение. |
Исходя из этого, необходимо уделять большое значение именно наставничеству как методу обучения производственного персонала. Это является слабой стороной организации, поскольку лекции и презентации – малоэффективный метод для данной категории сотрудников, поэтому необходимо практическое обучение всем тонкостям производственного процесса.
В ООО «Крым Магистраль Строй» необходимо построить систему обучения, ориентированную больше на средний и линейный менеджмент, в данном случае это мастера, бригадиры, а относительно рабочего класса следует развивать наставничество (табл. 4).
Таблица 4
Свободная таблица потребности в обучении персонала ООО «Крым Магистраль Строй»
№ п/п |
Потребность |
Кол-во, чел. |
Предпочтительный вид |
Внутренний ресурс |
Внешний ресурс |
Предполагаемая стоимость |
1 |
Мастер участка |
8 |
Тренинг по оптимизации использования рабочего времени |
|
+ |
7 500 × 8 = 60 000 |
2 |
Механизатор |
10 |
Семинар по обучению работы с новыми механизмами |
|
+ |
3 800 × 10 = 38 000 |
3 |
Дорожный рабочий |
23 |
Наставничество молодых и новых сотрудников |
+ |
|
Ежемесячная премия в размере 30 % наставникам |
Персонал ООО «Крым Магистраль Строй» недостаточно эффективно использует свое рабочее время. К таким работникам в большей степени относятся дорожные рабочие и механизаторы. Оплата труда у них повременно-премиальная, то есть они получают оплату труда только за отработанное время, а эффективность труда при этом не учитывается. Работу дорожных рабочих при этом контролируют бригадиры и мастера, поэтому необходимо обучить эту категорию персонала, чтобы они впоследствии повышали эффективность использования рабочего времени и эффективность труда.
Обучение механизаторов по работе с новым оборудованием и машинами необходимо вследствие модернизации производственного процесса. Таким образом, сократится время выполнения той или иной операции, а самое главное повысится качество выполняемой работы. Организация внешнего обучения для дорожных рабочих не будет являться эффективной и оказывать существенное влияние на прибыльность компании, а вот внутрифирменное обучение в форме наставничества позволит развивать навыки и умения без отрыва от трудового процесса. Кроме того, такой вид обучения способствует повышению приверженности работников к коллективу, к организации.
Для того, чтобы качественно и целесообразно провести данные мероприятия по обучению следует составить грамотную программу по обучению и развитию персонала в организации, которая будет состоять из следующих этапов:
- выявление потребности в обучении (данный этап был уже проведен и проанализирован);
- планирование обучения, разработка обучающих и развивающих программ;
- обеспечение процесса обучения;
- оценка результатов и эффективности проведенного обучения.
Выводы и рекомендации. Таким образом, обучение персонала – целенаправленный процесс обеспечения работников знаниями и навыками, необходимыми для работы в соответствии с установленными стандартами; подготовка работников к более сложной работе. На предприятии недостаточное внимание уделяется обучению. Это обусловлено непродолжительным периодом существования организации. Проведя анализ с последующим внедрением рекомендаций по совершенствованию обучения, можно будет наблюдать повышение эффективности персонала организации за счет организованной системы обучения.
Список литературы
- Веснин В. Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика : учебник. – М. : Проспект, 2014. – 688 с.
- Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Эсаулова И. А. Экономика управления персоналом: учебник. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 426 с.
- Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 492 с.
Материал поступил в редакцию 04.05.2017
© Димитриева С. Д., Исмаилова А. Т., 2017