Международное сотрудничество Кыргызстана в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности хвостохранилищ

Наука без границ - Международное сотрудничество Кыргызстана в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности хвостохранилищ

Авторы: Мирзаева Айгуль Кадыровна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 82-85

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (10), май 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мирзаева А. К. Международное сотрудничество Кыргызстана в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности хвостохранилищ // Наука без границ. - 2017. - № 5 (10). - С. 82-85.

Аннотация: Проанализирована система международных правовых актов в области охраны окружающей среды и обеспечения хвостохранилищ, их имплементация в национальном законодательстве, аннексия Кыргызстана в систему международных правовых актов в области обеспечения безопасности хвостохранилищ. Исследование проведено на основе общенаучных и частно-научных методов познания, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Кыргызстан постоянно стремится к интеграции, как в мировое пространство, так и внутри центральноазиатского региона. Общие экологические проблемы единого природного региона будут способствовать принятию совместных и согласованных действий от стран Центральной Азии в рамках Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию, Межгосударственной Координационной Водохозяйственной Комиссии, Центрально-Азиатского Регионального Экологического Центра и др. Территория Кыргызстана составляет почти 200 000 квадратных километров и расположена на юго-востоке Центральной Азии, между Памиром и Алаем на юго-западе и Тянь-Шанем на северо-востоке. Страна граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Население 5,2 млн человек, более чем 90 национальностей. Столица Кыргызстана город Бишкек с населением почти 1 млн жителей, другие крупные города Ош, Джалал-Абад и Каракол. Кыргызстан – горная страна, где более 80 % территории расположено выше 1 500 м над уровнем моря. Территория страны подвержена природным катаклизмам, таким как оползни, землетрясения, наводнения и сели. Ущерб от такого вида стихийных бедствий согласно данным Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики будет стоить стране около 35 млн долларов США. Ливни сравнительно редки. Лето жаркое и сухое. Зимние температуры, особенно в горах и котловинах гор, довольно низкие и доходят от минус 20 °C до минус 30 °C. Среди зимы нередки оттепели. Наибольшее ежегодное количество осадков выпадает на западном склоне Ферганского хребта – 1090 мм, наименьшее – в западной оконечности Иссык-Кульской впадины – 140 мм. Обычно среднее количество осадков колеблется в пределах от 300 до 600 мм. Особенностью Кыргызстана являются довольно жесткие экстремальные природные условия и высокая уязвимость горных экосистем. В Кыргызской Республике 1 923 озера с общей площадью водной поверхности 6 836 км2; всемирно известное озеро Иссык-Куль находится на высоте 1 700 м над уровнем моря. Климат резко континентальный с холодной зимой и жарким летом в зависимости от высоты над уровнем моря. Климат в различных районах колеблется от резко континентального до почти приморского, благодаря значительной неровности рельефа и наличию озера Иссык-Куль. Осадки, в основном, концентрируются осенью, зимой и весной, в то время как лето, обычно, бывает сухим.

Особую опасность вызывает то, что все хвостохранилища радиоактивных отходов расположены в зоне аридного климата, характеризующейся сравнительно небольшой суммой атмосферных осадков и повышенным испарением. В аридных климатических условиях хвостохранилища в течение десятков лет после их консервации должны были полностью высохнуть, однако исследования показывают, что практически во всех хвостохранилищах имеются сильно увлажненные водонасыщенные зоны. Это связано с отсутствием гидроизоляции хвостохранилищ от подземных вод и с тем, что защитный экран поверхности хранилищ препятствует испарительным процессам.

Повышенная водонасыщенность хвостохранилищ отрицательно сказывается на их долговременной устойчивости, особенно в условиях повышенной сейсмической, оползневой и селевой активности. Кроме того, загрязненные радионуклидами «хвостовые» воды, просачиваясь сквозь дамбы, загрязняют подземные и поверхностные воды.

В настоящее время Кыргызская Республика присоединилась к 13 природоохранным конвенциям и 3 протоколам к ним, выполнение обязательств по которым предусматривает пересмотр национального законодательства и политику в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасности хвостохранилищ. Международные нормы Соглашений, стороной которых является Кыргызстан, являются обязательной частью национального законодательства. В п. 3. Ст. 6 Конституции Кыргызской Республики установлено: 3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами [1].

Законодательство Кыргызской Республики четко регулируют вопросы обеспечения безопасности хвостохранилищ, наравне с международными договорами и соглашениями, одной из сторон которых является. Это такие международные правовые акты как: Базельская конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением [2], Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ в международной торговле [3], Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой [4].

Вопросы международного сотрудничества в области охраны природы до 1972 г. регулировались на основе резолюций ООН, отмечают Мисник Г. А. и Моторин Е. П. В 1972 г. На международной конференции в Стокгольме были определены организационные основы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. В постстокгольмский период деятельность государств координируется Программой ООН по окружающей среде [5, с. 341].

В международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, особенно в контексте обеспечения безопасности хвостохранилищ, придается особое значение предотвращению трансграничного ущерба окружающей среде, что на наш взгляд важно при решении вопросов и проблем обеспечения безопасности хвостохранилищ, находящихся на территории Кыргызстана (угрозы Узбекистану, Таджикистану, в целом Центрально-Азиатского региону).

Автор полагает, что Кыргызская Республика активно включилась в международные процессы, участвуя в работе международных конвенций. Следует отметить, что отсутствие у Кыргызстана достаточного опыта участия в международных соглашениях, наличие острых внутренних проблем, которые приходиться решать в первую очередь, а также недостаточная компетентность и подготовленность ответственных должностных лиц делает участие нашего государства в работе конвенций достаточно формальным, что не позволяет в полной мере использовать представленные возможности для полноценного международного сотрудничества, особенно по вопросам и проблемам обеспечения безопасности хвостохранилищ.

С этой целью необходимо проводить законодательные реформы, а усилия по обеспечению безопасности хвостохранилищ и в целом экологической безопасности в Кыргызской Республике направить на создание благоприятной, юридической и институциональной среды и повышение эффективности нормативных правовых актов в рамках международного права.

Список литературы

  1. Конституция Кыргызской Республики. В редакции Закона Кыргызской Республики от 20.12.2016 г. № 218) Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года.
  2. Постановление СНП ЖК КР от 30 ноября 1995 г. № П-225-1 «О ратификации Базельской конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением.
  3. Закон КР от 15 января 2000 г. № 15 «О ратификации Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ в международной торговле». 
  4. Закон КР от 15 января 2000 г. № 16 «О ратификации Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».
  5. Мисник Г. А., Моторин Е. П. Экологическое право: Учебник для бакалавров. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Академцентр, 2013. – 341 с.

Материал поступил в редакцию 09.05.2017
© Мирзаева А. К., 2017