К вопросу перевозки отдельных видов сельскохозяйственных грузов

Наука без границ - К вопросу перевозки отдельных видов сельскохозяйственных грузов

Авторы: Большаков Николай Александрович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 97-100

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Большаков Н. А. К вопросу перевозки отдельных видов сельскохозяйственных грузов // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 97-100.

Аннотация: В представленной статье автором рассматриваются особенности перевозки сельскохозяйственных грузов, таких как сено, солома. Рассмотрены способы их транспортировки, выявлены особенности и недостатки, а также предложены меры по улучшению качества их транспортировки.

В настоящей статье представлены способы перевозки таких видов сельскохозяйственных грузов как сено и солома, а также прессованных кормов.

Сено и солома (грубые корма) в зависимости от способа уборки и комплекса применяемых машин могут транспортироваться как неизмельченная, измельченная, непрессованная или прессованная масса [1-3].

Плотность прессованного сена и соломы примерно в 3 раза больше, чем непрессованного, поэтому при перевозке первых можно полнее использовать грузоподъемность транспортных средств и значительно снизить себестоимость работ.

Наиболее распространены три способа уборки и транспортировки сена.

На естественных сенокосах и сенокосах сеяных трав в зоне неорошаемого земледелия сено укладывают на временное хранение на сенокосном участке в стога и скирды. В дальнейшем эти скирды в течение осенне-зимнего периода либо перевозят на прифермские участки и там складывают в большие скирды, либо вывозят мелкими партиями для ежедневного скармливания животным. Сено перевозят на грузовых автомобилях, на тракторных прицепах, санях или на конных повозках.

При втором способе (в пустынно-степных зонах и при уборке сочных трав в лесолуговой зоне) сено на сенокосных участках собирают в копны, а затем на автомобилях или тракторных прицепах доставляют в хозяйство, где и укладывают на длительное хранение в скирды.

При третьем способе уборки скошенное сено сгребают в валки, из которых оно подбирается и прессуется пресс-подборщиками в тюки весом 30 кг. Тюки с помощью тюкоподборщиков грузят в кузова автомобиля и перевозят к месту хранения. Тюки из автомобилей выгружаются с помощью стогометателей-погрузчиков.

Примерно по таким же схемам может быть организована уборка и транспортировка соломы.

Непрессованные сено и солому транспортируют различными машинами.

Для погрузки сена и соломы применяют стогометатели-погрузчики СНУ-0,5, СШУ-0,5К. Погрузчик ПФ-0,5 укомплектован грабельной решеткой, вилами, ковшом, крюком для штучных грузов и поворотной стрелой. Он агрегатируется с тракторами «Беларусь». Погрузчик ПФ-0,5 унифицирован с погрузчиками СШУ-0,5К и СНУ-0,5 соответственно на 55 и 25 %.

В сочетании со стогометателями-погрузчиками, работает прицепной стогообразователь СПМ-200, который подбирает копны сена и соломы, формирует стог, транспортирует и сбрасывает его на место хранения.

Копны сена и соломы, сено из валков подбирают и транспортируют с поля к местам хранения или скирдования универсальным навесным копновозом КУН-10, который агрегатируют с тракторами типа «Беларусь».

Для подбора сена из валков, погрузки сена в транспортные средства, подвозки и стогования сена и соломы, а также для выполнения других работ служит приспособление ПШД-500А, навешиваемое на универсальный грейферный погрузчик ПШ-0,4.

При уборке зерновых культур солому измельчают универсальным приспособлением ПУН-5 (к комбайнам «Нива») или ПУН-6 (к комбайнам «Колос»). Полову собирают в прицепленный к комбайну самосвальный прицеп, а солому (цельную или измельченную) укладывают в валки, которые затем подбирают фуражиром ФН-1,2 с приспособлением ПВФ-1,4, агрегатируемым с тракторами МТЗ-50, ДТ-75 и др. Провяленную траву из валков в транспортные средства подбирают и грузят косилкой – подборщиком – измельчителем – погрузчиком КУФ-1,8.

Непрессованное сено и солому также перевозят на бортовых автомобилях, тракторных поездах и специальных стоговозах (скирдовозах).

На автомобилях корма перевозят как при закрытых, так и при открытых бортах. Для этого между дном кузова и рамой прокладывают два-три дополнительных поперечных бруса длиной 3…3,5 м и опускают на них борта автомобиля. Поверх бортов над брусьями укладывают доски, которые соединяют с брусьями стяжными болтами. На груз укладывают гнет, передний конец которого крепят веревкой к раме за кабиной, а задний – к крючкам платформы или прицепному крюку [4, 5].

Тракторные поезда для транспортирования сена и соломы комплектуют как прицепами специализированными для перевозки легковесных грузов, так и прицепами общего назначения с наращенными бортами. Легковесные материалы перевозят на прицепах ПСЕ-12,5, ПСЕ-20, ПСЕ-30, ПСЕ-40, ПСТ-Ф-60 и ПСТ-Ф-60-1. Сено и солому перевозят также в переоборудованных тракторных прицепах различных конструкций.

Для механизированной погрузки, перевозки и выгрузки отрезанных частей скирд (стогов) сена и соломы применяют тракторный прицеп-стоговоз ТПС-6. Погрузку, транспортировку и выгрузку сена и соломы из скирд, отдельно стоящих стогов и куч, предварительно образованных копновозом или волокушей, выполняют тракторным прицепом-стоговозом.

Сено и солому прессуют в тюки пресс-подборщиками. На транспортные средства тюки грузят сборщиком-погрузчиком СТБ на тракторе «Беларусь», а также тюкопогрузчиком ПТБ-5, устанавливаемым на пресс-подборщиках.

Подбирают тюки за пресс-подборщиками, формируют из них штабеля и из последних стога также прицепной тележкой – подборщиком-тюкоукладчиком ГУТ-2,5. Основными рабочими органами машины служат подбирающий механизм и система платформ.

Штабель, образованный тележкой – подборщиком-тюкоукладчиком ГУТ-2,5, грузят, транспортируют, разгружают и устанавливают в скирду на месте складирования навесным транспортировщиком штабеля ТШН-2,5, навешиваемым на шасси автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555. Перед погрузкой штабеля захваты ТШН-2,5 разводят в стороны до предела. Автомобиль подают задним ходом вплотную к штабелю, подвижную часть платформы опускают и зубья захватов вводят под штабель. После этого платформа наклоняется для того, чтобы штабель лег на нее. Подвижной частью платформы штабель прижимается к передней стенке и загруженную платформу опускают на подрамник автомобиля. Закрепив платформу, штабель транспортируют к месту складирования. Разгружают и устанавливают штабель в скирду в обратной последовательности.

Сенаж хранят в герметичных башнях, полубашнях и траншеях. Вместимость башни – 250…1600 м3, траншеи – от 120 до 400 т, траншеи для силоса – 1000, 2000, 3000 и 3500 т.

После заполнения траншеи массу укрывают так, чтобы в нее не попадали влага и воздух. Лучший материал для укрытия – полиэтиленовая пленка. Ее склеивают в полосы, укладывают поверх массы и присыпают соломой или опилками слоем 35…40 см, а затем землей слоем 20…30 см. Края пленки закладывают в канаву вокруг траншеи и присыпают землей. Земляное укрытие утрамбовывают для стока воды.

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте и в сельскохозяйственном производстве / В сб. : Научные проблемы автомобильного транспорта : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. С. 5-8.
  2. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 110 с.
  3. Коротких Ю. С. Меры поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Российской Федерации // Наука без границ. 2016. № 4 (4). С. 14-18.
  4. Коротких Ю. С. Особенности перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве // Наука без границ. 2016. № 1. С. 9-13.
  5. Дидманидзе О. Н., Солнцев А. А., Пуляев Н. Н. Техническая эксплуатация автомобилей. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. 564 с.

  

Материал поступил в редакцию 23.04.2018
© Большаков Н. А., 2018